Что такое агентство печати
агентство печати
Большая советская энциклопедияагентство печати - организация, занимающаяся сбором, обработкой и снабжением информацией (на договорных началах) газет, журналов, радио, телевидения, книжных издательств, прави-тельств. учреждений; обществ, орг-ций и частных лиц. В капиталистич. странах А. п.- обычно частные предприятия, иногда орг-ции с частными и гос. капитальными вложениями, реже официальные правительств, органы. В социалистич. странах А. п.- гос. или обществ, орг-ции.Возникновение А. п. связано с развитием периодической печати. Первоначально газеты и журналы, появившиеся в 17 - нач. 18 вв., самостоятельно обеспечивали себя необходимой информацией; важным шагом к увеличению объёма информации явилось введение в крупнейших газетах собственных штатных корреспондентов сначала в своей стране, а затем и за рубежом. Первые А. п., часть к-рых в связи с развитием телеграфной связи получила назв. телеграфных, возникли в 1-й пол. 19 в. В 1835 Ш. Гавас (Франция) основал Бюро по обеспечению газет информацией, просуществовавшее под названием агентства Гавас св. 100 лет; в 1851 сотрудник Гаваса П. Рейтер создал в Лондоне поныне существующее агентство Рейтер; другой сотрудник Гаваса Б. Вольф организовал в 1849 в Берлине А. п. под назв. Вольфа телеграфное бюро. В России первыми телеграфными агентствами были: Русское - РТА (осн. в 1866), Международное - МТА (1872) и Северное - СТА (1882). Все они, как и А. п. в Зап. Европе, являлись частными предприятиями. Первое общеросс. телеграфное агентство было создано в 1894. В 1904 было учреждено правительственное Санкт-Петербургское телеграфное агентство, с 1915 - Петроградское телеграфное агентство (ПТА). В 1918 было создано Российское телеграфное агентство (РОСТА). Впоследствии были образованы Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС, 1925), телеграфные агентства союзных республик, в 1961 - общественное Агентство печати Новости (АПН). В числе крупнейших А. п. (телеграфных агентств) социалистич. стран - Польское агентство печати (ПАП), Венгерское телеграфное агентство (МТА), АДН в ГДР, ;Пренса Латина; на Кубе и др. Задача А. п. в СССР и др. социалистич. странах - обеспечивать прессу, радиовещание и телевидение своей страны и мировую печать достоверной информацией о строительстве социализма и коммунизма, разоблачать бурж. клевету на страны социалистич. лагеря, держать народы в курсе событий, происходящих в мире, всемерно содействовать сплочению сил в борьбе за мир, демократию и социализм.
В развивающихся странах Азии и Африки начинают создаваться нац. А. п. (напр., агентство МЕИ в ОАР и др.).
Важнейшие А. п. (информационно-телеграфные агентства) капиталистич. стран: Рейтер (Англия), Франс пресс (Франция), Ассошиэйтед пресс и Юнайтед пресс интернэшонал (США), Киодо цусин (Япония) и др. А. п. капиталистич. стран связаны с правящими кругами и монополиями; они фактически являются их аппаратом по организации информации тенденциозного характера, дезинформации, отвечающей политич., военным и экономич. интересам монополий.
С нач. 20 в. деятельность А. п. претерпела глубокие изменения. Первоначально они снабжали газеты и журналы гл. обр. хроникой и правительственной официальной информацией. Совр. А. п. поставляют также репортажи, статьи, обзоры, очерки, иллюстративный материал. Нек-рые А. п. готовят заказчикам спец. газетные полосы и даже целые номера. Необычайно расширился тематич. диапазон информации, охватив различные стороны обществ.-политич., научной и культурной жизни. Широкое развитие получила научно-технич. информация. Использование совр. средств связи - радиопередатчиков и радиоприёмных станций, многоканальных телеграфных и телефонных кабелей, телетайпов, телекса, фототелеграфа, факсимильной аппаратуры, быстромножит. машин, счётно-решающих и др. устройств - позволяет А. п. обеспечивать быстроту получения, обработки и доставки информации получателям.
Лит.: О партийной и советской печати. Сб. документов, М., 1954; Пальгунов Н. Г., Тридцать лет, М., 1964: Беглов С., Монополии слова, М., 1969; Печать зарубежных стран, М., 1962.
А. Г. Баулин.