Что такое агрессия « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > а > агрессия

Что такое агрессия


агрессия  Словарь Ожегова


   агрессия - незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства
   

агрессия   Большая советская энциклопедия

агрессия - (от лат. aggressio - нападение), понятие современного междунар. права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации). Наиболее опасной формой А. является применение вооруж. силы; вооруж. нападение одного гос-ва на другое считается тягчайшим междунар. преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие А. включает признак инициативы, означает применение к.-л. гос-вом силы первым. Осуществляемые в порядке самообороны, хотя бы и с применением вооруж. силы, действия гос-ва, подвергшегося нападению, не могут считаться актом А., так же как коллективные действия гос-в, предпринимаемые в соответствии с Уставом ООН для поддержания или восстановления междунар. мира и безопасности. Понятие А. применимо только к междунар. конфликтам, оно не применимо к гражд. войнам: субъектами А. могут быть только гос-ва, а не часть народа, ведущая борьбу против к.-л. другой его части в рамках одного и того же гос-ва. Объектом А. также обычно является гос-во, хотя в практике им-периалистич. гос-в многочисленны примеры применения силы, в т. ч. и вооружённой, против народов, осуществляющих своё неотъемлемое право на самоопределение и создание независимого и свободного гос-ва.

Запрещение А. До Великой Октябрьской социалистич. революции обращение к войне независимо от её целей рассматривалось как неотъемлемое право каждого гос-ва (jus ad bellum), как высшее проявление его суверенитета в междунар. отношениях. Это право охранялось всей системой принципов и норм междунар. права.

Инициатором запрещения А. и объявления её междунар. преступлением явилось Советское гос-во; уже в Декрете о мире (1917) оно заявило, что видит одной из осн. целей своей внеш. политики искоренение междунар. войн, и объявило такие войны в любой форме "...величайшим преступлением против человечества...". В условиях широкого антивоенного движения, возникшего после 1-й мировой войны 1914-18, государства-победители вынуждены были принять определённые меры, направленные к осуждению А. Так, в преамбуле Статута Лиги Наций признавалась необходимость "...принять некоторые обязательства не прибегать к войне...". Статья 11 Статута гласила, что "...всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо, или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом...", и "...последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций".. Проблема постановки агрессивных войн вне закона обсуждалась в Лиге Наций и на различных междунар. конференциях, о необходимости запрещения и о преступности А. упоминалось в проекте Договора о взаимопомощи от 15 авг. 1923, в Женевском протоколе о мирном разрешении споров от 2 окт. 1924 (оба не приобрели обязательной силы). 24 сент. 1927 Ассамблея Лиги Наций приняла спец. декларацию, провозгласившую, что всякая агрессивная война является и остаётся запрещённой и составляет междунар. преступление. Практич. значение этой декларации сводилось на нет тем, что Статут Лиги Наций не только не содержал прямого запрещения А., но и допускал (ст. ст. 12, 13 и 15) обращение к войне при условии соблюдения нек-рых формальных требований, т. е. по существу легализовал войну. А. по букве Статута признавалось лишь нападение, совершённое в его нарушение.
Первым реальным шагом на пути запрещения А. и объявления её вне закона явился Парижский пакт от 27 авг. 1928, к-рый впервые установил многостороннее обязательство гос-в об отказе от применения вооруж. силы, указал, что его участники "...осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов"и "отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики" и обязуются впредь разрешать все свои разногласия только мирными средствами. Т.о., Парижский пакт несомненно пошёл дальше Статута Лиги Наций в этом вопросе, однако практич. значение пакта ослаблялось тем, что его постановления не были подкреплены эффективной системой санкций на случай нарушения. Кроме того, Пакт содержал оговорки, к-рые давали возможность для уклонения от взятых обязательств. Стремясь придать универсальный характер принципу запрещения агрессивных войн, СССР первым ратифицировал Парижский пакт и добился досрочного введения его в действие путём заключения 9 февр. 1929 спец. протокола с Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией (в том же году к Московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва).
Ведя настойчивую борьбу за утверждение в междунар. праве принципа запрещения А., СССР заключил ряд договоров о ненападении и нейтралитете: с Турцией (1925), Германией (1926), Ираном (1927), Финляндией, Польшей и Францией (1932), Италией (1933), Китаем (1937), в к-рых предусматривался взаимный отказ сторон от любых агрессивных действий, от участия в подобных действиях, предпринимаемых третьими странами, от поддержки к.-л. агрессивных сил, а также устанавливалась система мирных средств разрешения всех могущих возникнуть споров.

В совр. междунар. праве запрещение А. имеет значение общепризнанного и общеобязат. для всех гос-в принципа, к-рый закреплён в Уставе ООН, а также в уставах Нюрнбергского (1945-46) и Токийского (1946-48) междунар. военных трибуналов. Так, Устав ООН обязывает её членов разрешать все свои споры только мирными средствами (п. 3, ст. 2), не допуская никаких исключений из этого принципа, и воздерживаться в своих междунар. отношениях от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности или по-литич. независимости любого гос-ва или к.-л. другим образом, несовместимым с целями ООН (п. 4, ст. 2). Применение гос-вом силы допускается лишь в крайних случаях: или при осуществлении права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооруж. нападение на члена ООН, и только до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания междунар. мира и безопасности (ст. 51), или при осуществлении по решению Совета Безопасности принудит, мер, направленных к предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов А. (ст. ст. 39-я, 41-я, 42-я, 43-я, 48-я). Уставы Нюрнбергского и Токийского междунар. военных трибуналов закрепили юридич. квалификацию А. как тягчайшего междунар. преступления. Принципы междунар. права, нашедшие своё выражение в Уставе и приговоре Нюрнбергского трибунала, подтверждены резолюцией Ген. Ассамблеи ООН от 11 дек. 1946.
Ответственность за А. В совр. междунар. праве существует принцип между нар.-правовой ответственности за А., вытекающий из принципа запрещения применения силы или угрозы силой в междунар. отношениях. Гос-ва, совершившие преступления против пира, несут политич. и материальную ответственность, а физич. лица - индивидуальную уголовную ответственность. По старому междунар. праву, к-рое признавало "право на войну", гос-во, совершившее нападение, и гос-во, подвергшееся нападению, находились юридически в равном положении. Правовые последствия войны определялись её фак-тич. результатами, т. к. междунар. право признавало т. н. "право победителя". Победитель мог диктовать побеждённому любые условия мира. Принцип ответственности государств по существу не распространялся на войну и её последствия. Утверждение в междунар. праве принципа запрещения А. и применения силы в междунар. отношениях внесло коренные изменения в институт междунар.-правовой ответственности гос-в. Ликвидация "права на войну" привела к ликвидации "права победителя", а также таких тесно связанных с ним институтов, как аннексия, контрибуция и др. Правовые последствия войны определяются ныне не фактом победы, а ответственностью гос-ва за А., за совершение преступлений против мира. Принцип ответственности гос-ва за войну и её последствия нашёл выражение и закрепление в междунар. договорах и соглашениях, относящихся ко 2-й мировой войне 1939-45 (Декларация о поражении Германии и взятии союзниками на себя верховной власти в отношении этой страны, Потсдамские соглашения и др.), а также в мирных договорах 1947. 1ак, в Мирном договоре с Италией говорится: "Принимая во внимание, что Италия под фашистским режимом стала участником тройственного пакта с Германией и Японией, предприняла агрессивную войну и тем самым вызвала состояние войны со всеми Союзными и Соединёнными Державами и с другими Объединёнными. Нациями, и несёт свою долю ответственности за эту войну". Аналогичные положения содержатся в мирных договорах с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией. Ответственность гос-ва за А. может включать все виды и формы междунар.-правовой ответственности (см. Ответственность государства).В случае применения по решению Совета Безопасности ООН военных санкций против агрессора вооруж. силы должны предоставляться членами ООН в распоряжение Совета Безопасности на основе особых соглашений, заключаемых между Советом Безопасности и соответствующим государством - членом ООН. До наст, времени (1969), однако, такие соглашения не заключены, вследствие чего применение Советом Безопасности ООН военных санкций к агрессору практически затруднено. Отдельные гос-ва также имеют право реагировать на нарушения международного права, затрагивающие поддержание междунар. мира: средства воздействия против агрессора, к-рые они могут применять вне рамок ООН, довольно многочисленны, но они существенно отличаются от средств, применяемых ООН, как правило, это меры, не связанные с использованием вооруж. силы. Устав ООН не затрагивает право гос-в на индивидуальную и коллективную самооборону, однако использование вооруж. силы в порядке самообороны возможно только в случае вооруж. нападения, а не в случае угрозы такого нападения или к.-л. других форм А. Применение любых мер самообороны против А. поставлено Уставом ООН под контроль Совета Безопасности. Ответственность за А. включает не только принудит, меры, направленные на пресечение А. и восстановление между-нар. мира, но и различные меры по ликвидации последствий А. и предупреждению возможности её возобновления.

Различают политич. и материальную ответственность гос-ва за А. Политич. ответственность выражается в различных формах временного ограничения суверенитета государства-агрессора: полной или частичной демилитаризации, демократизации гос. и обществ, строя и т. д. Напр., в соответствии с Потсдамскими соглашениями оккупация Германии должна была обеспечить искоренение герм, милитаризма и нацизма с тем, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира; предотвращение с этой целью всякой фашистской и милитаристской деятельности и пропаганды, поощрение демократич. развития Германии; ликвидацию чрезмерной концентрации в экономике Германии - картелей, синдикатов и др., к-рые обеспечили приход фашизма к власти, подготовку и осуществление гитлеровской А.
Материальная ответственность государства-агрессора может выражаться в реституции (возвращение в натуре тех или иных материальных ценностей) или в репарации (возмещение нанесённого ущерба).
Между нар. право предусматривает также индивидуальную уголовную ответственность за А. лиц, виновных в планировании, подготовке, развязывании или осуществлении А., а также лиц, совершивших в ходе А. преступления против законов и обычаев войны и преступления против человечности (см. Военные преступники). Принцип индивидуальной уголовной ответственности за А. был подтверждён в ряде резолюций Ген. Ассамблеи ООН, а также в проекте Кодекса преступлений против мира и человечества, разработанном Комиссией междунар. права ООН.

Определение А. Инициатива разработки определения А. принадлежит СССР. 6 февр. 1933 на Конференции по разоружению (в Женеве) Советское пр-во представило проект Декларации об определении нападающей стороны, при составлении к-рого СССР исходил из того, что запрещение А. может превратиться в пустую фразу, если заранее не будет чётко определено понятие А., т. е. какие действия гос-в запрещены и представляют собой акт А. Советский проект предусматривал, что нападающей стороной в междунар. конфликте будет признано то гос-во, к-рое первым совершит одно из следующих действий: объявит войну другому гос-ву; вооруж. силы к-рого, хотя бы и без объявления войны, вторгнутся на территорию другого гос-ва; вооруж .силы к-рого бомбардируют территорию или сознательно атакуют морские и воздушные суда другого гос-ва и т.д.; установит морскую блокаду берегов или портов другого гос-ва. В проекте подчёркивалось, что никакие соображения политич., стратегич. или экономич. порядка не могут служить оправданием для совершения перечисленных действий, и давался развёрнутый примерный перечень таких соображений. В случае же мобилизации или сосредоточения к.-л. гос-вом значит, вооруж. сил вблизи границ другого гос-ва последнее должно было обратиться к дипломатич. или иным средствам мирного урегулирования конфликта, а также приобретало право принять ответные меры военного характера, не переходя, однако, границ.
 

Советское определение А. получило широкое междунар. признание, хотя Конференция по разоружению была сорвана империалистич. гос-вами и конвенция об определении нападающей стороны не была принята. Это определение легло в основу Лондонских конвенций об определении А., заключённых СССР в 1933 с 11 соседними гос-вами, а также оказало влияние на ряд междунар. соглашений, заключённых другими гос-вами (напр., Межамер. договор о ненападении и согласительной процедуре 1933, Межамер. конвенция о невмешательстве 1936). Пакт о Балканской Антанте 1934 прямо ссылался на определение А., содержащееся в Лондонских конвенциях 1933. Советское определение А. сыграло важную роль в борьбе за междунар. мир и безопасность и явилось крупным вкладом в прогрессивное развитие междунар. права. На Нюрнбергском процессе над главными военными преступниками это определение было признано "одним из наиболее авторитетных источников международного права".

При разработке Устава ООН в него не было включено определение А., хотя соответствующие предложения вносились рядом делегаций на Сан-Францис-ской конференции. Однако по инициативе СССР вопрос об определении А. был поставлен в ООН и обсуждался на 5-й (1950), 6-й (1951-52), 7-й (1953), 9-й (1954) и 12-й (1957) сессиях Ген. Ассамблеи ООН, этим вопросом занимались также Комиссия междунар. права (1951) и спец. комитеты, создававшиеся для этой цели (в 1953 и 1956). Советский Союз внёс на рассмотрение ООН определение А., выдвинутое им в 1933, дополнив его положением, согласно к-рому как нападение должны рассматриваться также поддержка к.-л. гос-вом вооруж. банд, к-рые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого гос-ва, или отказ этого гос-ва, несмотря на требование подвергшегося нападению гос-ва, принять на своей территории все зависящие от него меры для лишения этих банд всякой помощи и покровительства. Несмотря на сопротивление, к-рое оказывали США и их союзники в ООН разработке определения А., Ген. Ассамблея ООН в 1952 приняла резолюцию, в к-рой говорилось о возможности и желательности "в целях обеспечения международного мира и безопасности... определить агрессию при помощи её составных элементов". На 9-й (1954) и 12-й (1957) сессиях Ген. Ассамблеи за разработку такого определения высказалось значит, большинство государств - членов ООН. Однако империалистич. державы продолжали саботировать выполнение этой важнейшей политич. задачи, всячески затягивали и, в конце концов, сорвали работу спец. комитета по определению А. Созданный на 12-й сессии Ген. Ассамблеи ООН комитет, призванный ускорить рассмотрение вопроса об определении А., также не смог выполнить возложенных на него задач вследствие обструкционистской позиции США и др. зап. держав. Советское пр-во, озабоченное развитием событий на междунар. арене, на 22-й сессии Ген. Ассамблеи (1967) внесло предложение об ускорении разработки определения А. и создании в этих целях нового спец. комитета ООН. Это предложение было, едино душно поддержано государствами - членами ООН.
Уже состоялись две сессии Спецкомитета (1968 и 1969), в ходе которых СССР внёс на рассмотрение Комитета новое определение вооружённой агрессии. Сохраняя прежний принципиальный подход, согласно которому агрессором является государство, первым совершившее определённые действия, новое советское определение дополнено двумя существенными элементами: о недопустимости применения для нападения оружия массового уничтожения и о праве колониальных народов вести вооружённую борьбу за своё самоопределение.

В. И. Менжинский



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru