Что такое агрономия
агрономия
Словарь Ожегова1) агрономия - комплекс наук о возделывании сельскохозяйственных культур
2) агрономия -
агрономия
Большая советская энциклопедияагрономия - (от агро... и греч. пб-mos - закон), букв, наука о законах полеводства, в широком смысле - научная основа с.-х. произ-ва, совокупность знаний о всех отраслях с. х-ва. С развитием теории и практики с.-х. производства из А. выделились экономика и организация х-ва, зоотехния, учение о с.-х. машинах, технология переработки с.-х. продуктов и др. Под А. стали понимать комплекс агрономич. науки и практич. приёмов по возделыванию с.-х. культ5гр (общее земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноводство, семеноведение, фитопатология, с.-х. энтомология, с.-х. мелиорация и др.). Научная А. основывается на общей биологии, физиологии растений, почвоведении, с.-х. метеорологии, генетике, микробиологии, биохимии, биофизике и др. естеств. науках. В А. пользуются лабораторным методом (см. Агро-химический анализ) и вегетационным методом, полевым опытом, а также результатами экспедиц. обследования почв, растительности и т. п. Для проверки выводов, полученных вегетационным и полевым методами, проводятся производств, опыты.А. возникла в процессе практич. деятельности человека, развивалась в тесной связи с ростом производит, сил общества, изменениями социально-эко-номич. отношений и успехами естествознания. Истоки её уходят в глубокую древность. За тысячи лет до н. э. люди занимались земледелием. В рабов ла-дельч. эпоху был уже накоплен большой эмпирический материал в виде агрономич. правил и наставлений по с. х-ву (Др. Египет, Месопотамия, Др. Греция, Китай, Индия и Рим). Для феодализма характерны медленное развитие естеств. наук и застой в А. Достигнутый в античный период уровень А. не был превзойдён. Агрономич. сведения содержались гл. обр. в ист. и геогр. трактатах, зако-нодат. и адм. актах и др. документах. Позднее появились спец. трактаты по с. х-ву и домоводству, в к-рых преимущественно повторялись сведения, имевшиеся в письменных памятниках античной эпохи. При феодализме в ряде стран Зап. Европы древняя залежная система земледелия стала заменяться паровой зерновой системой. С открытием Америки в Старый Свет были завезены новые растения (картофель, кукуруза, табак и др.), получившие затем широкое распространение. Соответственно расширялся и круг агрономич. знаний.
С развитием капитализма и ростом городского населения увеличивался и спрос на продукцию с. х-ва. Это повлекло за собой повышение товарности с.-х. производства, введения более интенсивных систем земледелия. Во 2-й пол. 18 в. в Англии происходила смена паровой системы земледелия плодосменной, активным пропагандистом которой был А. Юнг. На рубеже 18 и 19 вв. проблема перехода к более интенсивной системе земледелия встала и перед другими странами. Большая заслуга в решении этой проблемы принадлежит нем. учёному И. Шубарту, к-рый положил начало посевам клевера в паровом поле и много сделал для дальнейшего развития клеве-росеяния. Достижения А. Зап. Европы обобщил А. Тэер (Германия). Он подразделял все культуры на истощающие и обогащающие почву и тем самым обосновал необходимости чередования их в плодосменных севооборотах. Тэер исходил из т. н. гумусовой теории питания растений, ошибочно утверждавшей, что зелёные растения берут содержащийся в перегное углерод корнями из почвы. Тем не менее осн. мысли Тэера о значении органич. вещества почвы сыграли прогрессивную роль в развитии А. В 19 в. начали обосновываться как самостоят, науки химия и физиология растений. Крупный шаг был сделан в теории питания растений. В 1840 нем. учёным Ю. Либихом были сформулированы осн. положения теории минерального питания растений, согласно к-рой лишь неор-ганич. природа доставляет пищу растениям. За гумусом оставалась косвенная роль воздействия на минеральную часть почвы при помощи углекислоты, образующейся при его разложении. Ошибочной в теории Либиха была недооценка азотных удобрений. Современником Либиха франц. учёным Ж. Буссенго было установлено, что азот, так же, как и зольные элементы, растения берут из почвы. Буссенго создал первую в Зап. Европе опытную станцию в Эльзасе (1837). Развитие А. во многом обязано работам Ротем-стедской опытной станции (Англия). Большую роль в А. сыграл нем. учёный Г. Гельригель, опытным путём доказавший симбиоз бобовых культур с клубеньковыми бактериями (1886). В этот же период значительно продвинулась вперёд та отрасль А., к-рая впоследствии была названа агрофизикой.
Работами Г. Менделя (Австрия, 1868), А. Вейсмана (Германия, 1899), Т. Моргана (США, 1911) была сформулирована теория наследственности. Существенный вклад в развитие агрономич. знаний внесли труды амер. селекционера Л. Бербанка по созданию новых форм плодовых, декоративных и др. с.-х. растений. В США большое внимание уделяют изучению сухого земледелия (возделывание с.-х. растений в засушливых р-нах без орошения), разработке мер борьбы с сорняками, болезнями и вредителями с. х-ва, а также способов устранения эрозии почв. В Зап. Европе и США успешно развивалась химизация земледелия (применение удобрений, известкование почв и т. д.), селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур.
А. в России, как и в др. странах, прошла длительный путь развития. В древнерусских лит. памятниках содержались нек-рые сведения о приёмах ведения с. х-ва. Сохранились также разрозненные записи по вопросам с. х-ва, имевшие практич. характер. В 1-й пол. 18 в. в России появились переводные руководства по с. х-ву и домоводству. Большая роль в становлении отечественной А. принадлежит М. В. Ломоносову, к-рый в своих трудах развивал прогрессивные агрономич. идеи, настойчиво добивался развития агрикультуры, постановки опытов, изучения с. х-ва России. Организованное в 1765 Вольное экономич. общество сыграло большую роль в развитии отечественной А. Значит, влияние на рус. А. оказали труды и практич. деятельность А. Т. Болотова и И. М. Комова, к-рые подвергли критике господствовавшую в то время паровую систему земледелия. Болотов предлагал вместо трёхпольных севооборотов вводить семипольные, уменьшив площадь под паром и заняв три поля травами. Комов первым из рус. учёных обосновал плодосменную систему земледелия с посевом бобовых трав и корнеплодов и заменой пара пропашными культурами. Будучи хорошо знаком с зарубежным опытом, он выступал против шаблона, рецептуры и упрощенчества в А., рекомендовал ставить опыты и повторять их до тех пор, пока не убедишься в достоверности полученных результатов.
В 1-й пол. 19 в. значит, вклад в рус. А. внёс М. Г. Павлов, в трудах к-рого были заложены научные основы земледелия (значение почвенных процессов в питании растений, применение удобрений, переход от зернового трёхполья к интенсивной плодосменной системе земледелия). Павлов придавал большое значение практике, считая, что именно она является приведением теории в действие. В работах А. В. Советова (2-я пол. 19 в.) обобщено всё лучшее, что было к тому времени в рус. практике и в литературе о системах земледелия, устанавливалась зависимость форм земледелия от обще-ственно-экономич. условий. Советовым была дана классификация систем земледелия и история их. Учение о системах земледелия в кон. 19 и нач. 20 вв. получило дальнейшее развитие в трудах А. Н. Шишкина, А. П. Людогов-ского, А. С. Ермолова, И. А. Стебута, В. Р. Вильямса, Д. Н. Прянишникова и др. учёных. Значительный вклад в А. внёс В. В. Докучаев, к-рый создал учение о почве как об особом естественно-историч. теле, развивающемся под воздействием ряда факторов. Вместе с Н. М. Сибирцевым он разработал научную классификацию почв по их происхождению, а также меры по восстановлению и повышению плодородия рус. чернозёма. Одновременно П. А. Костычевым была заложена основа агрономич. почвоведения. Генетич. почвоведение изучает почву как естественноисторич. тело, агрономическое - рассматривает её как осн. средство с.-х. произ-ва. Исследованиями Костычева была вскрыта сущность взаимосвязи между почвой и растениями, показана роль человека в изменении этих связей. Изучая процессы разложения органич. веществ почвы, Костычев установил решающую роль в этом процессе различных групп низших организмов. В кон. 19 - нач. 20 вв. отечественное почвоведение продолжали развивать К. Д. Глинка, В. Р. Вильяме, Л. И. Прасолов. Используя методы физ. и коллоидной химии, разрабатывал учение о поглотит, способности почвы К. К. Гед-ройц, исследования к-рого позволили объяснить мн. процессы почвообразования, изменения важнейших агрономич. свойств почвы.
Зарождение отечеств, агрохимии в 60-70-х гг. 19 в. связано с именем Д. И. Менделеева, исследовавшего вопросы питания растений и повышения урожайности с.-х. культур. Особое внимание Менделеев уделял применению удобрений я использованию питательных веществ подпахотных слоев почвы. Большая заслуга в развитии основ рус. А. принадлежит А. Н. Энгельгардту, к-рый в 70-80-е гг. в своём имении Батищево (Смоленская губ.) изучал эффективность минеральных и органич. удобрений, роль извести и люпина. В результате многолетней научной деятельности Д. Н. Прянишникова были изучены процессы усвоения растениями аммиачного азота, что позволило организовать пром. произ-во аммиачных удобрений и широко применять их в земледелии, а проведённые им исследования фосфоритов способствовали развитию произ-ва фосфорных удобрений. Прянишников установил роль бобовых культур в азотном балансе, развил учение о плодосменной системе земледелия и севооборотах.
Крупнейший вклад в физиологию и теорию питания растений внёс К. А. Тимирязев, к-рый провёл классич. исследования фотосинтеза, рассматривая его в непрерывной связи с корневым питанием растений. Положение Тимирязева о том, что изучение требований растений есть коренная задача научного земледелия, служит до сего времени ориентиром в развитии агрономич. дисциплин. Успехи с.-х. микробиологии в России связаны с научной деятельностью С. Н.Виноградского, к-рый в 1889 выделил бактерии, вызывающие процесс нитрификации; он доказал, что окисление аммиака в почве происходит в две фазы, каждая из к-рых обусловлена деятельностью разных бактерий. Виноградским изучена биология серобактерий и железобактерий; выделены микроорганизмы, усваивающие свободный азот воздуха. Пользуясь его методами, микробиологи продолжают дальнейшие исследования роли почвенных микроорганизмов. В 1892 Д. И. Ивановским открыт фильтрующийся вирус и тем самым положено начало новой ветви в биологич. науке - вирусологии, имеющей большое значение для с. х-ва.
Особую роль в развитии рус. А. сыграли опытные учреждения и учебные заведения. В 1867 Вольное экономич. об-во приступило к проведению опытов с удобрениями. В 1884 организовано Полтавское опытное поле, затем Херсонское (1889), Одесское, Донское, Таганрогское и Лохвицкое опытные поля (1894), Вятская, Ивановская (1895) и Безенчукская (1903) опытные станции. В 1902 создана сеть опытных станций при сахарных з-дах для разработки приёмов возделывания сах. свёклы, селекции и сортоиспытания этой культуры. В 1908 было положено начало новому направлению в организации с.-х. опытного дела в России - размещению с.-х. научно-исследо-ват. учреждений в соответствии с природными зонами страны; созданы гос. опытные станции - Запольская (Петербургская губ.), Костычевская (Самарская губ.), Энгельгардтовская (Смоленская губ.) и Шатиловская (Тульская губ.). На опытных станциях и полях изучали и разрабатывали приёмы обработки почвы, севообороты, агротехнику отд. культур и др. вопросы, имеющие важное значение в земледелии. В 1-й пол. 19 в. открыт Новоалександрийский институт с. х-ва и лесоводства (ныне Харьковский с.-х. институт им. В. В. Докучаева) и Горы-Горецкий институт (ныне Белорусская с.-х. академия). В 1865 учреждена Петровская земледельч. и лесная академия (ныне Моск. с.-х. академия им. К. А. Тимирязева), ставшая центром развития А. и подготовки агрономич. кадров. В 1913 открыт один из крупнейших с.-х. вузов в Воронеже. В нач. 20 в. в Москве и Петербурге были организованы Высшие с.-х. курсы для женщин; в Харькове, Казани, Варшаве и Юрьеве - вет. ин-ты. При всём этом в доре-волюц. России А. оказывала незначит. влияние на земледелие, т. к. основная масса крест, х-в, располагая крайне малыми наделами земли, не имея необходимой техники и средств, не могла пользоваться успехами А.
В СССР неизмеримо возросли возможности применения достижений А., особенно после осуществления ленинского кооперативного плана, когда мелкие крест, х-ва объединились в колхозы и были организованы крупные гос. х-ва - совхозы. Развитию А. способствовало создание сети новых н.-и. учреждений и уч. заведений, а также дальнейшая дифференциация отраслей А. В 1929 была учреждена Всесоюзная академия с.-х. наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) - высший научный центр по с. х-ву. Расширилась подготовка агрономич. кадров. Большой вклад в познание законов управления процессами развития растений А. внёс И. В. Мичурин. Физиология растений обогатилась и овладела методами точной и объективной оценки устойчивости с.-х. культур к засухе и холоду, основанной на физ.-хим. свойствах протоплазмы клеток растений. В работах Тимирязева и его учеников получила дальнейшее развитие теория фотосинтеза. Сов. учёными проведены исследования по изучению видового, сортового и экологич. разнообразия с.-х. культур; выявлено много ранее неизвестных в науке видов растений.
Н. И. Вавилов сформулировал закон гомологич. рядов и наследственной изменчивости (1920), указывающий селекционерам пути для поисков новых исходных форм при скрещивании и отборе растений. Взаимообогащение теоретических исследований и практических опытов дало возможность достигнуть крупных успехов в селекции с.-х. растений. Под руководством и при непосредственном участии учёных-селекционеров П. Н. Константинова, П. И. Лисицына, А. П. Шехурдина, П. П. Лукьяненко, В. Н. Ремесло, Ф. Г. Кириченко, Н. В. Цицина, Л. А. Жданова, В. С. Пу-стовойта, А. Г. Лорха и мн. др. выведены замечат. сорта с.-х. культур. Проводятся начатые ещё в 1919 Н. И. Вавиловым исследования иммунитета растений к заболеваниям и повреждениям насекомыми. Разработана и внедряется система методов защиты растений - агротехнич., биологич., химич. и физико-механических. Ведутся научные исследования по применению гербицидов. Осваивая и творчески развивая труды А. Н. Костякова (1887-1957), Г. Н. Высоцкого (1865-1940), Н. И. Суса (1880- 1967) и др. сов. учёных, успешно разрабатываются и внедряются в произ-во эффективные системы мероприятий по улучшению водно-возд. режима переувлажнённых земель, орошению с.-х. культур в засушливых р-нах, полезащитному лесоразведению. Успешно развивается почвоведение, особенно в направлении более глубокого изучения поглощающего комплекса, установления принципов классификации почв и методов почвенной картографии. Расширились знания по почвенной микробиологии и агрофизике. Значит, исследования проведены по изучению эрозии почв, разработаны практич. способы борьбы с эрозией (С. С. Соболев и др.). Во многих н.-и. учреждениях и с.-х. вузах заложены длительные стационарные опыты по изучению севооборотов и монокультуры. Возрастающее с каждым годом количество поступающих в с. х-во минеральных удобрений и др. средств химизации по-1 требовало создания в стране единой агрохимической службы. Дальнейшее развитие получили фитопатология, с.-х. энтомология, вирусология; создана сеть учреждений по защите растений от вредителей и болезней - служба защиты растений. Организована разветвлённая сеть гос. семенных инспекций. Разработаны мероприятия по улучшению естеств. кормовых угодий, способы создания искусств, сенокосов и пастбищ. Изучены и рекомендованы схемы организации зелёного конвейера, рациональной пастьбы скота, приёмы повышения урожайности и более целесообразного использования сеяных кормовых трав, кукурузы и корнеплодов (приготовление травяной муки, способы силосования, консервирование кормов и т. п.).
В СССР создана обширная сеть н.-и. и опытных учреждений по с. х-ву. В до-революц. России (1914) насчитывалось всего ок. 130 опытных станций и полей; в СССР в 1968 имелось 45 всесоюзных и 147 отраслевых и зональных н.-и. ин-тов по с. х-ву, 479 опытных и селекц. станций, 1550 гос. сортоиспытательных участков. Научные исследования по А. и подготовку специалистов с. х-ва высшей квалификации ведут 98 с.-х. вузов. Организована широкая геогр. сеть опытов с минеральными удобрениями (в различных почвенно-климатич. зонах), в к-рых участвует ок. 200н.-и. учреждений. Науч. работу по А. координирует Всесоюзная академия с.-х. наук им. В. И. Ленина.
Современные задачи А. вытекают из необходимости удовлетворения возрастающих потребностей населения в с.-х. продукции. Агрономич. науки призваны разрабатывать мероприятия, постепенно освобождающие земледелие от воздействия вредных природных факторов, в особенности от засухи.Важнейшая роль принадлежит механизации, агротехнике, химизации, мелиорации, селекции и семеноводству. Успешное решение задач, стоящих перед А., возможно лишь при условии повышения научно-методич. уровня исследований, дальнейшей организации комплексной разработки наиболее важных проблем, теснейшей связи с.-х. теории и практики. Необходимо строго соблюдать и совершенствовать методику постановки полевых опытов, внедрять в исследоват. работу новые, более точные методы полевых и лабораторных анализов, в частности приборы, основанные на использовании новейших достижений физики, электроники, химии, математики.
Об агрономич. образовании см. в ст. Сельскохозяйственное образование.
Научные и практич. проблемы А. освещаются во многих периодических изданиях. К ним относятся: "Международный сельскохозяйственный журнал" (орган стран - членов СЭВ, София - М., с 1957), советские журналы "Агрохимия", "Земледелие", "Почвоведение", "Селекция и семеноводство", "Сельскохозяйственная биология" и др. Из зарубежных: "Journal of Agricultural Science", Англия; "Agronomy Journal" (Агрономический журнал), США; "Agriculture pratique", Франция; "Landwirtschaftliches Zentralblatt" (Реферативный журнал мировой литературы по сельскому и лесному хозяйству), ГДР и др.
См. так;ке статьи Система земледелия, Сельскохозяйственная наука.
Лит.: Советов А. В., О системах земледелия, СПБ. 1867; Прянишников Д. Н., Развитие основных воззрений в агрономии за истекшее столетие (1806 - 1906), М., 1906; Вавилов Н. И., Шесть лет работы Академии с.-х. наук им. В. И. Ленина, "Бюллетень ВАСХНИЛ", 1935, N0 6; Тимирязев К. А., Земледелие и физиология растений, Соч., т. 3, М., 1937; Константинов П. Н., Основы сельскохозяйственного опытного дела, М., 1952; Вербин А. А., Очерки по развитию отечественной агрономии, М., 1958; Прянишников Д. Н., Лекции по курсу "Введение в агрономию"... Избр. соч., т. 3, М., 1965. С. А. Воробьев.