Что такое авиа- и
авиа- и
Большая советская энциклопедияавиа- и - РАКЕТОСТРОЙТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран. Производство авиа- и ракетной техники сконцентрировано в руках небольшой группы монополий гл. капиталистич. стран. Господствующее положение во 2-й пол. 60-х гг. занимали монополии США, на долю к-рых приходилось ок. 80% всей продукции авиаракетной техники в капиталистич. мире и более 80% её экспорта. Значительны авиац. компании Англии, Франции, ФРГ и Японии. В США более 50% всех занятых в отрасли работает на предприятиях шести монополий-гигантов (см. табл.). В Англии 95% всей авиапром-сти монополизовано "большой четвёркой": "Хокер Сидли труп" ("Hawker Siddeley Group") и "Бритиш эркрафт" ("British Aircraft") (авиа- и ракетостроение), "Уэстленд эркрафт" ("Westland Aircraft") (вертолётостроение), "Роллс-Ройс" ("Rolls-Royce") и её дочерней фирмой "Бристол Сидли энджинс" ("Bristol Siddeley Engines") (авиадвигатели). Во Франции большая часть авиатехники выпускается тремя компаниями: "Сюд-авиасьон" ("Sud-Ayiation"), "Hop-авиасьон" ("Nord-Aviation") и "Марсель Дассо" ("Marcel Dassault"), в ФРГ - пятью: "Ферайнигте флюгтехнише верке" ("Vereinigte Flugtechnische Werke"), "Бельков" ("Bolkow"), "Дорнье" ("Dornier"), "Мессершмитт" ("Messerschmitt"), "Гамбургер флюгцойгбау" ("Hamburger Flugzeugbau"). В Японии на долю четырёх фирм приходится до 97% всего про-из-ва авиатехники, в т. ч. у "Мицубиси хэви индастрис" ("Mitsubishi Heavy Industries") сосредоточено 50%. В Италии выпуском авиатехники занимается практически только "ФИАТ" ("FIAT"). Наряду со спец. А.- и р. м. известную роль в развитии этой отрасли произ-ва играют также компании других отраслей, в т. ч. автомобильные ["Дженерал моторс" ("General Motors"), "Форд" ("Ford") и "Крайслер" ("Chrysler") в США, "ФИАТ" в Италии], электротехнические ["Дженерал электрик" ("General Electric"), "Вестингауз электрик" ("Westinghouse Electric") и "Уэстерн электрик" ("Western Electric") в США].Монополии США по своей мощи значительно превосходят компании др. стран. Шестёрка авиаракетных корпораций США входит в число 50 крупнейших пром. монополий капиталистич. мира. Число занятых в одной только "Боинг" ("Boeing") превышает 125 тыс., тогда как в Англии во всей отрасли занято ок. 250 тыс., а во Франции 100 тыс. чел. По величине активов и числу занятых с монополиями США может сравниться только английская "Хокер Сидли труп", уступающая, однако, им по размерам оборота. Корпорации США обладают монополией на такие важные виды продукции, как стратегич. ракеты, межконтинентальные возд. лайнеры и др. По их лицензиям работают мн. авиакомпании Европы, Канады и Японии. Развитие зап.-европ. авиаракетных компаний затруднено как конкуренцией мощных монополий США, так и относит, узостью внутр. рынка этих стран: ёмкость рынка зап.-европ. стран для продукции гражд. авиатехники составляет 40%, а для воен. авиац. продукции ок. 20% ёмкости рынка США.
Конкуренция монополий США и высокие темпы технич. прогресса, приводящие к стр-ву более дорогих и сложных машин, вызвали серию слияний и поглощений среди авиаракетных компаний ведущих зап.-европ. стран и вынуждают их кооперироваться при разработке отд. проектов; в 1967 приняты решения о слиянии двух ведущих компаний Англии ("Хокер Сидли труп" и "Бритиш эркрафт"), трёх в ФРГ ("Бельков", "Мессершмитт" и "Ферайнигте флюгтехнише верке") и о реорганизации франц. авиаракетной пром-сти с целью дальнейшей её концентрации и специализации.
Большое военно-стратегич. значение А.- и р. монополий и капиталоёмкость произ-ва обусловили высокое развитие гос.-монополистич. тенденций в этой отрасли. Гос-во субсидирует и финансирует произ-во, а также значит, часть исследовательских работ монополий. В США и Великобритании мн. авиационные предприятия были построены в годы 2-й мировой войны на гос. средства, а затем переданы на льготных условиях частному капиталу. Большое участие гос-во принимает в реорганизации авиа-и ракетостроения в Великобритании и в особенности во Франции, где оно является собственником ведущих авиационных компаний. А.- и р. монополии США тесно связаны с воен. ведомством. В их руководящие органы входит большое число отставных генералов и адмиралов, в частности, только на "Дженерал дай-немикс" ("General Dynamics") работает ок. 190 бывших высокопоставленных военных.
А.- и р. м. представляют собой мощные военно-пром. концерны, в оборотах к-рых воен. и космич. продукция занимает от 50% до 90%; крупнейшие из них выступают ген. подрядчиками по комплексным системам оружия. По сумме получаемых воен. заказов А.- и р. м. США занимают первые места среди пром. компаний страны. В 1965 "Локхид" ("Lockheed") получила воен. заказы на сумму 1,7 млрд. долл., "Дженерал дайнемикс" 1,1 млрд., "Мак-Доннелл" 855 млн., "Норт-Американ"745млн.,"Юнайтед эркрафт" 632млн. и "Боинг" 583 млн. долл. Правительственные заказы на воен. и космич. технику служат источниками высоких прибылей. Особенно наживаются А.- и р. м. в периоды воен. действий. По сравнению с 1935 валовой доход 8 авиаракетных компаний США увеличился в 1940 в 91 раз, в 1945 более чем в 210 раз. Только за 1964-66 в связи с агрессией США во Вьетнаме валовая прибыль А.- и р. м. США выросла в 1,5 раза и составила почти 2 млрд. долл. А.- и р. м. ведут постоянную борьбу за получение правительств, заказов, исход к-рой зачастую решают не объективные показатели, а связи с воен. ведомством. Ярким примером является скандальный случай с крупнейшим в истории США многомиллиардным (6,5 млрд. долл.) заказом на произ-во военных самолетов FB-111. Несмотря на то, что "Боинг" представила более экономичный и технически более совершенный проект,этот заказ в 1962 был выдан фирме "Дженерал дайнемикс", т. к. её поддержали нек-рые руководящие воен. деятели. Построенный ею самолёт оказался в неск. раз дороже запроектированного и не соответствовал обусловленным так-тико-технич. характеристикам.
Крупнейшие авиа- и ракетостроительные монополии капиталистических стран1 (1966, млн. долл.) | |||||||||
| Год создания | Активы | Собственный капитал | Число занятых (тыс. чел.) | Оборот по продаже | Валовая прибыль | Валовая прибыль (%) | Чистая прибыль | |
к обороту | к собственному капиталу | ||||||||
Монополии США | 1916 | 1445 | 564 | 128 | 2357 | 151 | 6,4 | 26,9 | 76 |
"Мак- Доннелл- Дуглас"2 | 1967 | 853 | 323 | 124 | 1775 | 96 | 5,3 | 30.0 | 47 |
"Норт-Американ-Рокуэлл" | 1967 | 966 | 568 | 114 | 2660 | 169 | 6,4 | 29,7 | 90 |
"Дженерал дайнемикс" | 1952 | 734 | 286 | 93 | 1797 | 101 | 5,5 | 35,3 | 58 |
"Локхид эркрафт" | 1932 | 727 | 318 | 90 | 2085 | 110 | 5,3 | 31.3 | 59 |
"Юнайтед эркрафт" | 1934 | 1046 | 417 | 82 | 1666 | 96 | 5,1 | 22,9 | 46 |
Монополии западноевропейских стран3 | | | | | | | | | |
| 1935 | 938 | 385 | 122 | 1075 | | 2,2 | 6.5 | 23,5 |
"Бритиш эркрафт" (Англия) | 1960 | 239 | 47 | 34 | 448 | | 1,9 | 18,0 | 8,7 |
"Сюд-авиасьон" (Франция) | 1957 | 591 | 87 | 29 | 309 | | 0,9 | 3,7 | 2,7 |
1 Монополии расположены по числу занятых на предприятиях каждой монополии в убывающем порядке. 2 За 1965. 3 Вследствие отсутствия данных о валовой прибыли приведены чистая прибыль и её отношение к обороту и собственному капиталу. |
Крупнейнхий по числу занятых А.-и р. м. является концерн "Боинг" (США), занимающий 1-е место в мире по произ-ву возд. лайнеров, один из ведущих поставщиков реактивных трансп. самолётов и вертолётов, а также известного бомбардировщика В-52, ген. подрядчик по выпуску системы оружия "Минитмен". Поставки пр-ву составляют в среднем 50%, в отд. годы до 70% всех продаж монополии. "Боинг" входит в сферу влияния калифорнийской финанс. группы и группы "Фёрст нэшонал сити банк" ("First National City Bank"). Занимающая первое место по размерам оборота "Норт-Американ-Рокуэлл" ("North-American-Rockwell", США) создана в 1967 путём слияния двух корпораций: 1) контролируемой Дюпонами "Норт-Аме-рикан авиэйшен", выпускающей ракетные двигатели и космич. технику (40% её продукции), в том числе космические корабли "Аполлон", и 2) "Рокуэлл стан-дард", выпускающей узлы и компоненты для авиаракетной, автомобильной и др. техники.
Монополия " Мак-Доннелл-Дуглас " ("McDonnell-Douglas", США) основана в 1967 после того, как одна из ведущих авиаракетных корпораций "Мак-Доннелл", выпускающая в основном воен. и космич. продукцию, поглотила компанию "Дуглас эркрафт" ("Douglas Aircraft"), важное место в продукции к-рой занимали гражд. самолёты.
"Дженерал дайнемикс" (США) выпускает почти исключительно воен. и космич. технику и является одним из крупнейших поставщиков управляемых снарядов, воен. самолётов, подводных лодок; контролируется группами Лимена и Крауна. Монополия известна рядом неудачных проектов (FB-111 и др.).
90% продукции концерна "Локхид" (США), находящегося в сфере влияния калифорнийской финанс. группы, приходится на воен. и космич. технику. Он занимает одно из ведущих мест в области создания стратегич. баллистич. ракет, является ген. подрядчиком по произ-ву ракет "Поларис" для атомных подводных лодок. По его лицензии в ФРГ, Японии, Италии, Бельгии и Нидерландах построены истребители-бомбардировщики F-104 "Старфайтер".
"Юнайтед эркрафт" (США) специализируется на выпуске мощных реактивных и турбовинтовых двигателей, электронной аппаратуры "Норден" и вертолётов, по произ-ву к-рых она занимает 2-е место в США. По её лицензиям строятся вертолёты в Англии, Франции и Японии. Контролируется Гарриманами и "Фёрст нэшонал сити банк".
На долю авиаракетной продукции приходится ок. 70% объёма произ-ва англ, монополии "Хокер Сидли труп". Она занимает важные позиции в произ-ве авиадвигателей и др. авиатехники в Канаде [через дочернюю фирму "Де Хэвил-ленд эркрафт оф Канада" ("De Havilland Aircraft of Canada")].
По проекту реорганизации авиаракетостроения Франции, принятому в 1967,гос. компании "Сюд-авиасьон" и "Нор-авиасьон" сосредоточат в своих руках выпуск соответственно гражд. авиапродукции и ракетной техники, а стр-во воен. самолётов будет сконцентрировано на предприятиях частной компании "Марсель Дассо".
Ведущее место в самолётостроении ФРГ занимает компания "Ферайнигте флюг-технише верке", 35% акц. капитала к-рой принадлежит Круппу, 26 % " Юнайтед эркрафт" (США) и 12% семье Хейнкель; она создана в 1963 путём слияния компаний "Фокке-Вульф"и"Везер", в 1964 к ней присоединилась фирма "Э. Хейнкель". В ней занято 10 тыс. чел. Компания в 1967 освоила серийное произ-во разработанных совместно с франц. компаниями военно-транспортных самолётов для зап.-герм, бундесвера и франц. ВВС. И. А. Агаянц.