Что такое авиагоризонт
авиагоризонт
Большая советская энциклопедияавиагоризонт - гироскопич. прибор для измерения углов крена и тангажа летат. аппарата. Угол тангажа - угол между продольной осью аппарата и горизонт, плоскостью, а угол крена - угол наклона продольной плоскости аппарата к вертикали. Осн. части А.- гироскоп с тремя степенями свободы, сохраняющий положение своей оси в пространстве неизменным, и маятниковая система коррекции, устраняющая отклонения оси ротора гироскопа от истинной вертикали. Во всех случаях несовпадения оси ротора гироскопа с истинной вертикалью система коррекции, состоящая из маятника, расположенного па внутр. раме гироскопа, и коррекционных двигателей, вызывает прецессию оси (движение её в плоскости, перпендикулярной направлению приложения силы) до тех пор, пока ось не займёт заданного ей положения.Внешний вид авиагоризонта со сферической шкалой и указателем скольжения.
Как только ось совпадает с вертикалью, прецессия прекращается. На практике наиболее распространены А., у к-рых на лицевой части прибора нанесён силуэт самолёта 2, неподвижный относительно корпуса 1 и, следовательно, самолёта. За силуэтом находится сфера 3, положение к-рой стабилизировано гироскопом. Нижняя половина сферы окрашена в голубой цвет (небо), а верхняя - в коричневый (земля). Линия раздела цветных полусфер служит линией искусств, горизонта 5- На сферу также нанесены шкалы для измерения углов тангажа 4 и крена 6. Наблюдая за положением изображённого на шкале прибора силуэта относительно перемещающейся линии искусств, горизонта, лётчик судит о наличии и величине этих углов. В корпус А. вмонтирован также указатель скольжения 7 самолёта с меткой нулевого положения 8. В прошлом применялись А. с пневматич. гироскопами и корректирующими устройствами; в дальнейшем получили распространение А. с электрич. гироскопами и корректирующими устройствами. Общая погрешность показаний электрич. А. при прямолинейном полёте не превышает 10, а после выхода из виража с креном 200 при скорости самолёта 400 км/ч -20, что практически обеспечивает возможность пилотирования вне видимости земли.
Лит.: Фридлендер Г. О., Козлов М. С., Авиационные гироскопические приборы, М., 1961.