Что такое австрийская школа « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > а > австрийская школа

Что такое австрийская школа

австрийская школа   Большая советская энциклопедия

австрийская школа - (иногда её называют Венской), субъективно-психологич. направление в бурж. поли-тич. экономии. Возникла в Австрии в 80-х гг. 19 в. как реакция на появление 1-го т. "Капитала" К. Маркса, распространение марксистского экономии, учения и рост революц. рабочего движения. А. ш. стремилась противопоставить марксизму систему бурж. теоретич. политэкономии, отвечающую новым задачам бурж. апологетики. Основателем А. ш. был К. Менгер. В кон. 19 и нач. 20 вв. А. ш. возглавляли К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк, Э. Сакс. В 20-е гг. её преемницей стала "молодая австрийская школа", представленная Л. Мизесом, Ф. Хайеком, Р. Штиглем, О. Моргенштерном, П. Розенштейн-Роданом, Г. Хаберлером, сыгравшими впоследствии видную роль в развитии совр. бурж. политич. экономии. Одновременное А. ш. подобные положения были выдвинуты и развиты У. С. Джевонсом и А. Маршаллом в Англии, Л. Валърасом в Швейцарии и Дж. Б. Кларком и Э. Селигменом в США.

Методологич. принципы А. ш. были сформулированы в книге К. Менгера "Исследования о методе общественных наук и политической экономии в особенности" (1883) и в памфлете "Ошибки историзма в немецкой политической экономии" (1884). Система теоретич. взглядов А. ш. изложена в книгах К. Менгера "Основания политической экономии" (1871), Э. Бём-Баверка-"Основы теории ценности хозяйственных благ" (1886) и "Капитал и прибыль" (1884- 1889), Ф. Визера - "О происхождении и основных законах хозяйственной ценности" (1884) и "Естественная ценность" (1889).

А. ш. вульгаризировала понятие предмета политич. экономии: политэкономия должна изучать не экономич. отношения людей, а явления экономич. жизни с точки зрения сознания хозяйствующего субъекта. Всё капиталистич. общество, по мнению теоретиков А. ш., представляет собой механич. совокупность "хозяйствующих субъектов", связанных только рыночными отношениями. Поэтому задача политэкономии - изучать отношения купли-продажи и на их основе открывать вечные, естественные законы экономич. развития общества. Теоретики А. ш. пользовались антинауч. идеалистич. субъективно-психологич. методом.

А. ш. разработала теорию предельной полезности благ - субъективно-психологич. теорию ценности и основанную на ней теорию капитала и процента. Осн. категория теории А. ш.- предельная полезность - рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода. Согласно учению А. ш., предельной полезностью определяется ценность благ, к-рая зависит, т. о., от соотношения запаса этого блага и потребности в нём. Сторонники А. ш. утверждают, что вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага, а при уменьшении запаса они возрастают. Т. о., ценность блага якобы зависит от степени насыщения потребности в нём. Уровень предельной полезности вещи зависит также и от её редкости. Из субъективной ценности (предельной полезности) А. ш. выводит "объективную меновую ценность", из неё - рыночную цену, к-рая трактуется как равнодействующая субъективных оценок благ покупателями и продавцами. Этот переход от субъективных оценок к реальной цене-наиболее уязвимое место теории предельной полезности вследствие неизмеримости субъективных ощущений и их несопоставимости с объективными стоимостными и ден. величинами. Ни А. ш., ни другие бурж. школы не нашли решений этого осн. вопроса.

Главная модель предельной полезности - "шкала Менгера" - представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нём. В этой модели различаются абстрактная полезность различных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т. п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (напр., 1-го, 2-го, 3-го и т. д. килограмма хлеба; 1-й, 2-й, 3-й и т. д. пары обуви), причём виды потребностей располагаются в нисходящем порядке - от более важных к менее важным; внутри же каждого вида благ полезности конкретных единиц данного блага тоже располагаются в нисходящем порядке. Эта модель призвана иллюстрировать оптимальный потребительский выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода, но она не отражает истинных процессов, происходящих на капиталистич. рынке.

Неспособность А. ш. вывести из субъективной ценности рыночную цену как равнодействующую получила своё выражение и в модели ценообразования Бём-Баверка, построенной по принципу образования равнодействующей оценок различных пар продавцов и покупателей и показывающей, что "высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами". Модель оставляет открытым осн. вопрос - обусловленность субъективных оценок и их различий платёжеспособностью покупателей и издержками производства продавцов, т. е. объективными условиями товарного произ-ва, в к-рых цена определяется не субъективными оценками, а стоимостью

товаров. При этом в рыночной конкуренции, вызывающей отклонения цены от стоимости, участвуют все покупатели и продавцы, вследствие чего цена тяготеет не к оценкам их "предельных пар", а к общественно необходимым затратам труда. Только в том случае, если указанные предельные оценки совпадают с уровнем общественно необходимых затрат, они могут соответствовать действит. рыночным ценам. Как и шкала Менгера, модель Бём-Баверка может иллюстрировать индивидуальные мотивы поведения отд. агентов рынка, но не причины, вызывающие эти мотивы. Никакого самостоят, значения для теории ценообразования обе эти схемы иметь не могут.

Используя субъективно-психологич. теорию ценности, А. ш. выдвинула бурж.-апологетич. теорию процента и прибыли, непосредственно противопоставляемую марксистскому учению о прибавочной стоимости. Источник процента усматривается в разнице, возникающей между более высокой субъективной оценкой потребительских благ как благ настоящего и менее высокой оценкой средств произ-ва как благ будущего ("благ отдалённого порядка"). Труд рассматривается как благо будущего и поэтому в каждый данный момент он должен оплачиваться ниже ценности его продукта. Т. о. полностью отрицается наличие капиталистич. эксплуатации.

Последующей модификацией теории предельной полезности, получившей развитие в Англии, США и др. странах, явилось учение о т. н. предельной производительности факторов произ-ва, отрицающее создание прибавочной стоимости трудом и объясняющее прибыль "предельной производительностью капитала" (см. Маржинализм и Производительности теории). На основе предельной полезности выдвигается т. н. теория благосостояния.

А. ш. положила начало применению теории предельной полезности также в построении бурж. концепций социалистич. экономики и планирования. Ф.Визер, Й. Шумпетер, рассматривая предельную полезность как чистую экономич. логику и считая её основой для оптимального распределения ресурсов, пытались использовать её для построения теории социалистич. х-ва. Австр. профессор А. Шеффле, выработавший схему центр, планирующего органа при социализме, считал невозможным применение в социалистич. экономике трудовой теории стоимости. Эти взгляды развивают в 60-е гг. теоретики т. н. немарксистского социализма (Р. Кэмпбелл, А. Лер-нер и др.), утверждающие, что экономич. наука социалистич. стран должна перейти на позиции маржинализма.

Л. Б. Алътер.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru