Что такое австромарксизм « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > а > австромарксизм

Что такое австромарксизм

австромарксизм   Большая советская энциклопедия

австромарксизм - , течение, сложившееся в начале 20 в. в австрийской социал-демократии под влиянием теоретических работ и политической деятельности её лидеров и идеологов К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Р. Гильфердинга (в начале его деятельности), Ф. Адлера и др. В период между двумя мировыми войнами в политической литературе "австромарксистской" называлась вся австрийская социал-демократическая партия. А., как и австрийской социал-демократии в целом, были присущи многие характерные реформистские черты западноевропейской социал-демократии того времени и, в частности, точка зрения, что теоретические взгляды не имеют прямой связи с политической практикой и являются личным делом каждого. Для А. характерна внутренняя противоречивость. Некоторые из австромарксистов, например Ф. Адлер, увлекались учением Э. Маха, другие, как М. Адлер, пытались соединить марксизм с неокантианством. Третьи занимались преимущественно политической экономией и были сторонниками теории предельной полезности Бём-Баверка и его школы (см. Австрийская школа в политической экономии).

Существенные разногласия распространялись также на вопросы политической борьбы. В то время как О. Бауэр был центристом, К. Реннер принадлежал к правому крылу партии, а Ф. Адлер, начав политическую деятельность с решительных выступлений против социал-патриотической позиции руководства австрийской социал-демократии в годы 1-й мировой войны, закончил антисоветскими и антикоммунистическими выступлениями. А. в целом представлял собой, т. о., конгломерат самых разнородных научных и политических взглядов. Общими для представителей А. были склонность к компромиссам и умение прибегать к левым фразам, за которыми обычно скрывалось нежелание решительных действий. Левая фраза и даже некоторая готовность к действиям сочетались с оппортунизмом, парализовавшим эту готовность.

Острая национальная борьба в Австро-Венгрии порождала усиленное внимание к национальной проблеме. Национальный вопрос был одним из главных предметов обсуждения в австрийской социал-демократии вплоть до распада Австро-Венгрии (1918). Австрийская социал-демократия была первой социал-демократической партией, принявшей специальную программу по национальному вопросу - Брюннскую программу (1899), в которой выдвигался принцип территориального федеративного устройства Австрии. В советской исторической литературе Брюннскую программу обычно оценивали негативно, считая её программой культурно-национальной автономии, и относили к австромарксистской теории национального вопроса. В. И. Ленин, характеризуя австрийскую программу, писал: "Чрезвычайно распространено ошибочное мнение, будто на этом (Брюннском. - В. Т.) съезде принята так называемая "культурно-национальная автономия". Наоборот. Она единогласно отклонена на этом съезде" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 313, см. также с. 225, 227; т. 25, с. 272). Вместе с тем В. И. Ленин констатировал компромиссный характер третьего пункта программы.

В действительности австромарксистская теория культурно-национальной автономии, оторванной от территориального расселения нации, сложилась в работах К. Реннера (1899, 1902) и О. Бауэра (1907) и была основана на ошибочном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. Сторонники А. неоднократно выступали с требованием пересмотреть, конкретизировать Брюннскую программу, однако эти требования не были осуществлены. Точка зрения австромарксистских теоретиков изменялась на протяжении последующего периода. Так, например, О. Бауэр писал в 1913: "Австрия будет превращена в федеративное государство автономных наций или же прекратит свое существование", а в начале 1918 группа О. Бауэра признала в своей платформе право наций на самоопределение.

Действительный характер А. ярко проявился в период между двумя мировыми войнами, когда лидеры австрийской социал-демократической партии пытались занять промежуточную позицию между 2-м и 3-м Интернационалами. Они играли руководящую роль в создании т. н. 21/2-го Интернационала (1921-23), затем слившегося со 2-м Интернационалом, в который вернулась и австрийская социал-демократическая партия.

В эти годы А. отличался от правого крыла международной социал-демократии как теоретическими взглядами, так и практической политикой. Линцская программа австрийской социал-демократической партии (1926) теоретически признавала при обострении классовой борьбы целесообразность и возможность диктатуры пролетариата для подавления сопротивления буржуазии законному правительству рабочего класса. Для обороны от нарастающей опасности фашизма австрийская социал-демократическая партия создала массовую вооружённую организацию (Шуцбунд) и в феврале 1934 призвала трудящихся к вооружённому выступлению против австрофашистского правительства. Однако это было сделано с опозданием, и теория обороны обрекала рабочий класс на отступления и поражения.

В дальнейшем в эмиграции некоторые лидеры А. сделали выводы из губительных последствий раздробленности рабочего движения и выступили за создание единого антифашистского фронта борьбы. В то же время в национальном вопросе представители А. придерживались ошибочной позиции. Они отрицали наличие процесса возникновения австрийской нации и после захвата Австрии (март 1938) гитлеровской Германией выступали против лозунга борьбы за независимость Австрии, считая, что только общегерманская революция может освободить Австрию от фашизма и что после этого Австрия останется в составе Германии. Ошибочные концепции А. в национальном вопросе возродились здесь на новой основе.

После 2-й мировой войны правое руководство Социалистической партии Австрии полностью отказалось от марксизма, от всей прогрессивной части политического и теоретического наследия А. Вместе с тем правосоциалистические лидеры, как и многие буржуазные политики и учёные, обращаются к А. в поисках исторического опыта.

Лит.: Ленин В. И., О "культурно-национальной" автономии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, К истории национальной программы в Австрии и в России, там же; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Письмо к австрийским коммунистам, там же, т. 41; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос. Соч., т. 2, М., 1954; Турок В. М., От австромарксизма к современному ревизионизму, "Новая и новейшая история", 1958, №4; Правые социалисты - против социализма, М., 1960, с. 306-55; Семенов Ю. И., Из истории теоретической разработки В. И. Лениным национального вопроса, "Народы Азии и Африки", 1966, №4, с. 106-29; Steiner H., Am Beispiel O. Bauers - die Oktoberrevolution und der Austromarxismus, "Weg und Ziel", Sondernummer, Juli 1967; Mommsen H., Die Sozialdemokratie und die Nationalit?tenfrage im Habsburgischen Vielv?lkerstaat, W., 1963.

В.М. Турок.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru