Что такое автодиспетчер железнодорожный
автодиспетчер железнодорожный
Большая советская энциклопедияавтодиспетчер железнодорожный - комплексная система, обеспечивающая автоматизацию управления движением поездов. Различают А. ж.: участковый, станционный и объединяющий их - комплексный.А. ж. участковый применяется на участках между двумя крупными станциями. Большую часть задач выполняет управляющая вычислит, машина (сбор и обработка информации о движении поездов, составление и оперативная корректировка планов-графиков движения, подача команд для их реализации, контроль, учёт и т. п.), а за диспетчерами (штат к-рых сокращается до 1-2 чел. в смену) сохраняется общее руководство и специфич. функции, к-рые трудно алгоритмизировать. Различают два режима работы А. ж. участкового: 1);советчик; - когда машина (см. схему), получая информацию о поездах через диспетчерскую централизацию (ДЦ), моделирует их движение и составляет оптимальный план-график, а исполняет его диспетчер, посылая управляющие сигналы манипулятором; 2) автоматич. режим, при к-ром машина не только составляет график, но и исполняет его, а за диспетчером сохраняется право вносить в этот график любые изменения. При последнем режиме машина, которой разработано св. 10 программ, выдаёт план-график на 2-4 ч. Для реализации и корректировки плана-графика через каждые 20 сек с ДЦ поступает в машину информация о движении поездов по участку. При отправлении каждого поезда с очередной станции ему автоматически устанавливается маршрут на проход следующей станции i + l (а иногда и i+2) с учётом движения других поездов. Расписание не закладывается "жёстко", а для грузовых поездов машина ежедневно составляет наиболее рациональный график в зависимости от числа поездов, их местонахождения, массы (распространён термин "вес поезда") и др. показателей, выбирая лучшие варианты обгонов и скрещений и повышая этим участковую скорость. Пассажирские поезда проводятся по расписанию, а при его нарушениях - с оптимальной корректировкой. Планирование, осуществляемое машиной, позволяет работать при любых нарушениях расписания (графика). Для повышения надёжности работы А. ж. участкового могут устанавливаться две машины, работающие параллельно, сверяющие все исходные и конечные результаты и взаимно корректирующие друг друга. А. ж. участковый обеспечивает централизов. управление однопутными (и с двухпутными вставками) участками до 600 км, с количеством поездов до 100-150 в сутки, при скоростях до 160 км/ч. Осн. эконо-мич. эффект - повышение участковой скорости на 5-10% .Система участкового А. ж. впервые разработана в СССР (1959- 63).
А. ж. станционный (узловой) - система, обеспечивающая оптимизацию планирования работы крупной станции (особенно сортировочной) или узла, а также моделирование движения с точностью до вагона. В её аппаратуру, кроме управляющей машины, входит система датчиков информации о местонахождении вагонов и локомотивов (напр., счётчиков осей). Имеются два режима работы: 1) "советчик" - все исполнительные функции остаются за операторами; 2) автоматический - значительная часть реализации планов (установка осн. маршрутов, оповещение участвующих в них сотрудников и т. п.) возлагается на машину, связанную для этого с аппаратурой электрич. централизации телеграфными каналами и различными манипуляторами и световыми индикаторами. Основная экономич. эффективность А. ж. станционного - улучшение оборота вагонов и локомотивов, уменьшение потребных маневровых средств.
Лит.: Участковый автодиспетчер, М., 1967. Б. А. Завьялов.