Что такое автомобильные монополии
автомобильные монополии
Большая советская энциклопедияавтомобильные монополии - капиталистических стран. Подавляющая часть произ-ва и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистич. произ-ва автомобилей приходилось на долю 3 амер. и 7 западноевроп. автомоб. монополий, в т. ч. ок. 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих А. м. выдвинулись также компании Японии.В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю "большой тройки" ["Дженерал моторе" (General Motors), "Форд мотор" (Ford Motor) и "Крайслер" (Chrysler)] приходилось св. 90% всего произ-ва автомобилей; 4 фирмы в ФРГ ["Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk), "А. Опель" (A. Opel), "Форд-верке" (Ford-Werke) и "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)], 5 компаний в Англии ["Бритиш мотор холдинге" (British Motor Holdings), "Форд мотор", "Воксхолл моторе" (Vauxhall Motors), "Руте моторе" (Rootes Motors) и "Лей-ленд мотор" (Leyland Motor)], 4 фирмы во Франции ["Рено" (Renault), "Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), "Сит-роен" (Citroen) и "СИМКА отомобиль" (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии "ФИАТ" ("Фабрика итальяна аутрмобили Тори-но" - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% произ-ва автомобилей. В Японии св. 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: "Тоёта мотор" (Toyota Motor), "Ниссан мотор" (Nissan Motor), "Toe когё" (Toyo Kogyo) и "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)
А. м. относятся к пром. гигантам капиталистич. мира. 7 А. м. входят в число крупнейших капиталистич. монополий, обороты по продаже к-рых превышают 1,5 млрд. долл. "Дженерал моторе" и "Форд мотор" по объёму продаж занимают 1-е и 2-е места среди пром. компаний капиталистич. мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефт. тресту "Стандард ойл К0 (Нью-Джерси)" [Standard Oil (New Jersey)]. "Фольксвагенверк" занимает по объёму продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. "ФИАТ" - самая крупная монополия Италии.
А. м. США значительно превосходят западноевроц, и япон. компании. В 1966 число занятых на предприятиях "большой тройки" было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших А. м.
автомооилеи, чем крупнейшая л. м. оаи. Европы "Фольксвагенверк". Иностр. филиалы амер. монополий входят в число ведущих автомоб. компаний других стран. В Канаде на долю трёх филиалов "большой тройки" США приходится 90% произ-ва автомобилей. В Англии св. 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов "большой тройки" США: "Воксхолл моторе" - филиал "Дженерал моторе","Форд мотор" -
Табл. 1. - Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966 | ||
| Тыс. шт. | % |
США, всего | 10371 | 100,0 |
"Дженерал моторе" | 5179 | 49,9 |
"Форд мотор" | 2952 | 28,5 |
"Крайслер" | 1599 | 15,4 |
"Американ моторе" | 279 | 2,7 |
ФРГ, всего | 3051 | 100,0 |
"Фольксвагенверк" | 1652 | 54,0 |
"А. Одель" | 685 | 22,4 |
"Форд-верке" | 449 | 14,7 |
"Даймлер-Бенц" | 249 | 8,1 |
Япония, всего | 2286 | 100,0 |
"Тоёта мотор" | 587 | 25,7 |
"Ниссан мотор" | 517 | 22,6 |
"Тоё Когё" | 299 | 13,1 |
"Мицубиси хэви индастрис" | 258 | 11,3 |
"Дайхацу когё" | 174 | 7.6 |
Англия, всего | 2043 | 100,0 |
"Бритиш мотор холдинге" | 739 | 30,2 |
"Форд мотор" | 580 | 28.4 |
"Воксхолл моторе" | 275 | 13,4 |
"Форд " | 213 | 10,4 |
"Лейленд мотор" | 147 | 7,2 |
Франция, всего | 2025 | 100,0 |
"Рено" | 763 | 37,7 |
"Ситроен" | 535 | 26,4 |
"Пежо отомобиль" | 374 | 18,4 |
"СИМКА отомобиль" | 327 | 16,1 |
Италия, всего | 1366 | 100,0 |
"ФИАТ" | 1229 | 90,0 |
Канада, всего | 894 | 100,0 |
"Дженерал моторс" | 356 | 40,0 |
| 260 | 29,1 |
"Крайслер" | 190 | 21,2 |
Швеция, всего | 196 | 100,0 |
"Вольво" | 152 | 77,3 |
филиал амер. монополии "Форд мотор", "Руте моторе" контролируется "Крайсле-ром". Св. 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами "Дженерал моторе" ("А. Опель") и "Форд мотор" ("Форд-верке"). Активность амер. монополий в Зап. Европе особенно возросла в связи с образованием экономич. группировок - Европ. экономич. сообщества (ЕЭС) и Европ. ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем амер. монополий, в произ-ве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%.
Под влиянием конкуренции амер. А. м.,а также в связи с образованием экономич. группировок в автомоб. пром-сти стран Зап. Европы и Японии усилился процесс концентрации произ-ва, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений, предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями. В Англии в 1966 "Бритиш мотор" поглотила независимую фирму "Джегуар каре" (Jaguar Cars), образовав "Бритиш моторе холдинг", к-рая в нач. 1968 объединилась с "Лейленд мотор" в "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен".
Имеются соглашения о специализации и кооперировании между "Бритищ Лейленд мотор корпорейшен"-(Англия) и "Инноченти" (Innocenti, Италия), "Рено" (Франция) и "Альфа Ромео" (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерм. фирма "НСУ моторенверке" и франц. "Ситроен" в 1965 договорились о совместном произ-ве автомобилей, для к-рых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова - во Франции. Укрепляя свои позиции на нац. рынках, А. м. Зап. Европы и Японии одновременно энергично проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965.
Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации произ-ва способствуют усилению господства в автомоб. пром-сти мощных монополий за счёт поглощения ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957-66 в странах Зап. Европы св. 10 компаний прекратили своё существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамер. пром. монополий насчитывалось 6 автомоб. компаний против двух в 1956. За это десятилетие "Фольксвагенверк" переместилась в списке крупнейших неамер. компании с 25-го на 4-е место, япон. "Ниссан мотор" только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место.
А. м. США для завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных капиталовложений (967 млн. долл.) они занимали 3-е место в стране после компаний нефтяной (2500 млн. долл.) и химич. (1063 млн. долл.) пром-сти. У "Форд мотор" и "Крайслер" соответственно V3 и 1/4 производств, мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. "Дженерал моторе" имеет за пределами США предприятия в 24 странах.
Осн. средством внешнеэкономич. экспансии А. м. западноевроп. стран служит экспорт автомобилей. Самый крупный экспортёр автомобилей в мире "Фольксвагенверк" вывозит св. 60% производимых им автомашин, итал. А. м. "ФИАТ" - почти 30%. Япон. фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого у-ровня в 1957 до 18% в 1965. "Тоёта мотор" с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте произ-ва в 2 раза.
Ведущие А. м. представляют собой мощные машиностроит. концерны, в производственной программе к-рых видное место занимает также продукция др. отраслей машиностроения. А. м. играют важную роль в произ-ве с.-х. машин, энергосилового и авиационного оборудования, воен. и ракетно-космич. техники.
В годы 2-й мировой войны "Дженерал моторе" и "Форд мотор" по сумме правительственных воен. заказов (13,8 млрд. долл. и 5,3 млрд. долл.) занимали 1-еи 3-е места, доля воен. продукции в их проиЗ-ве составляла почти 90% . Несмотря на то, что с появлением новых видов вооружения роль А. м. в произ-ве воен. техники снизилась, стоимость воен. продукции, ежегодно выпускаемой такими компаниями, как "Дженерал моторе" и "Форд мотор", в сер. 60-х гг. достигала 0,5 млрд. долл. Западногерм. А. м. производят более 50 типов воен. машин, а также выступают осн. поставщиками танков для бундесвера. А. м. являются ведущими экспортёрами продукции воен. назначения: среди поставщиков вооружения за пределы США чКрайслер" занимает 5-е место по сумме заграничных воен. заказов (1966 - 154,2 млн. долл.). Амер. А. м. осуществляют крупные поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в амер. экспорте автомобилей достигала 10%. А. м. выступают ген. подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении крупных проектов в области произ-ва ракетно-космич. техники и космич. исследований.
В автомоб. пром-сти сильны гос.-моно-полистич. тенденции. За счёт гос. средств финансируются н.-и. работы А. м. в области воен. и ракетно-космич. техники. В ряде стран гос-во непосредственно участвует в автомоб. пром-сти, являясь собственником или крупнейшим акционером автомоб. компаний ("Рено" во Франции, "Альфа Ромео" в Италии, "Фолькс-вагенверк" в ФРГ). В западноевроп. странах гос-во активно способствует реорганизации нац. компаний, стимулируя их к объединению и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны А. м. США и Англии существенно увеличили свои производств, мощности за счёт гос. строительства (напр., "Крайслер" - почти в 4 раза).
Крупнейшие А. м. (см. табл. 2). Продажи самой крупной А. м. "Дженерал моторе", контролируемой Дюпонами, составили в 1966 св. 6,7 млн. автомобилей, из к-рых 1,5 млн. было произведено за границей. Она имеет только в США ок. 130 з-дов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1,5-2 млрд. долл.; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиац. двигателей, систем управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в частности, осуществлялась разработка подъёмно-трансп. оборудования для системы оружия "Минитмен". Общий объём продаж в 20 млрд. долл., чистая прибыль в 1,8 млрд. долл. и число занятых 750 тыс. чел. делают "Дженерал моторе" крупнейшей пром. монополией капиталистич. мира. Вторая в мире А. м. "Форд мотор" продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн. выпущены её заграничными з-дами. На её долю приходится также 15% амер. произ-ва тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счётно-решающих устройств воен. назначения и т. д.
Табл. 2.- Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661 | |||||||||
| Год основания | Число занятых (тыс. чел.) | Активы (млн. долл.) | Собственный капитал (млн. долл.) | Оборот по продаже (млн. долл.) | Валовая прибыль (млн. долл.) | Отношение валовой прибыли в % | Чистая прибыль (млн. долл.) | |
к обороту | к собственному капиталу | ||||||||
США
| |||||||||
"Дженерал моторс" | 1916 | 745 | 12916 | 8726 | 20209 | 3424 | 16,9 | 39,2 | 1793 |
"Форд мотор" | 1902 | 388 | 8090 | 4782 | 12240 | 1188 | 9,7 | 24,8 | 621 |
"Крайслер" | 1925 | 183 | 3149 | 1701 | 5650 | 377 | 6,7 | 22,2 | 189 |
Страны Зап. Европы и Япония | | | | | | | | | |
"Фольксвагенверк" (ФРГ) | 1930 | 125 | 1434 | 661 | 2500 | 1862 | 7,4 | 28,2 | 125 |
"ФИАТ" (Италия) | 1899 | 135 | 1401 | 495 | 1679 | 772 | 4,6. | 15,5, | 40 |
"Даймлер-Бенц" (ФРГ) | 1926 | 102 | 599 | 249 | 1475 | | 3,0 | 17,7 | 44 |
"Бритиш мотор" (Англия)3 | 1952 | 120 | 818 | 404 | 1473 | 572 | 3,9 | 14,1 | 42 |
"Рено" (Франция) | 1895 | 95 | 590 | 214 | 1428 | 163 | 1,1 | 7,5 | 6 |
"Пежо отомобиль" (Франция) | 1896 | 54 | 538 | 302 | 935 | | 2,2* | 7,0' | 21 |
"Тоёта мотор" (Япония) | 1937 | 34 | 896 | 288 | 930 | | 5,1* | 16,5' | 48 |
"Ниссан мотор" (Япония) | 1933 | 55 | 1295 | 307 | 921 | | 4,9* | 14,6' | 45 |
"Ситроен" (Франция) | 1924 | 61 | 406 | 142 | 887 | | 0,4* | 2,8' | 4 |
"Лейленд мотор" (Англия) | 1919 | 56 | 549 | 264 | 616 | | 3,5* | 10, 2" | 27 |
"Вольво" (Швеция) | 1926 | 24 | 379 | 108 | 589 | 50 | 8,5 | 46,3 | 13 |
1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке. 2 Прибыль до вычета подоходного налога и её отношение к обороту и собственному капиталу. 3 На 31 июля 1966. 4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу. |
Находящаяся в сфере влияния Морганов А. м. "Крайслер" особенно энергично развивает свою деятельность в Зап. Европе, скупая ведущие европ. автомоб. компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во франц. автомоб. компании "СИМКА" до 77% акц. капитала (23% акций компании "СИМКА" принадлежит А. м. "ФИАТ"). Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено за границей."Крайслер" играет важную роль в произ-ве танков и управляемых снарядов, являлся ген. подрядчиком по стр-ву первой ступени ракеты-носителя "Сатурн 1 Б".
На долю "Фольксвагеиверк", 40% акц. капитала к-рой принадлежит федеральному пр-ву и пр-ву земли Нижняя Саксония, приходится св. 50% выпуска и св. 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностр. поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки "Фольксваген-1200".
Англ. А. м. "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в нач. 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди нац. англ, автомоб. компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистич. мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итал. А. м. "ФИАТ", к-рая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финанс. олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, ж.-д. подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.
Соглашение 1966 о сотрудничестве между франц. гос. компанией "Рено" и частной фирмой "Пежо" положило начало созданию во Франции мощного автомоб. объединения, под контролем к-poro будет находиться св. 60% произ-ва и 65% экспорта автомобилей Франции. На долю "Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы "Отомобиль М. Берлье" (Automobiles M. Berliet) приходится половина франц. произ-ва грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 6 т. "Ситроен" занимает 2-е место во Франции также по произ-ву легковых автомобилей (после "Рено").
Самая крупная А. м. Японии "Тоёта мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.
И. М. Резникова.