Что такое автомобильный полигон
автомобильный полигон
Большая советская энциклопедияавтомобильный полигон - участок местности, оборудованный для испытания автомобилей. Первый А. п. был построен в 1924 в США фирмой "Дженерал моторе" в г. Милфорде. В последующие годы он пополнился новыми испытат. участками и сооружениями. Построены А. п. также многими автомоб. фирмами Европы: в 1924-25- "Лина-Монле-ри" (Франция), в 1949-50- "Майра" (Англия) и др. Несколько А. п. сооружено в Японии (в 1961-62 - "Мицубиси", "Ниссан мотор", "Тоёта" и др.), Австралии (1960 - "Холден"). В СССР в 1964 построен Центр, н.-и. полигон НАМИ, к-рый относится к числу крупнейших в мире (рис. 1).А. п.- комплекс испытат. и служебных дорог, сооружений, зданий и устройств, дающий возможность проводить необходимые виды испытаний автомобилей различных типов в условиях, гарантирующих сопоставимость результатов, полученных в разное время и обеспечивающих отсутствие помех и безопасность испытаний. Для испытаний, связанных с длительным движением автомобилей на высокой скорости, на А. п. строятся кольцевые скоростные дороги или треки; для испытаний на топливную экономичность,тяговоскоростные качества, тормозные качества - "динамометрические" дороги; для пробеговых испытаний на усталостную прочность и надёжность (долговечность) - маршруты дорог с различными неровными твёрдыми покрытиями, а также грунтовые и грунтово-каменистые дороги; для испытания на плавность хода,управляемость и для определения уста-лостной прочности деталей и узлов - участки дорог с различными видами искусств, неровностей. Кроме дорог, на А. п. предусматриваются испытат. сооружения: водяные бассейны; подъёмы различной крутизны; площадки и устройства для испытаний автомобилей на безопасность конструкции (столкновение с не-(столкновение с неподвижным препятствием, опрокидывание и т. д.); горизонт, площадки с твёрдым гладким покрытием для определения управляемости и устойчивости автомобилей и автопоездов; участки пересечённой местности, естеств. и искусств, препятствия для испытаний автомобилей на проходимость; испытат. камеры - пылевые, дождевальные, климатич. (холодильные, тропические), аэродинамич. трубы и др. На А.п.имеются также гаражи, профилактории, мастерские, склады, заправочные станции, метеорологич. и диспетчерские пункты и др. лабораторные, служебные, производственные и вспомогательные помещения.
Схема Центр. н.-и. автомобильного полигона НАМИ: 1 - грунтовая дорога; 2 - скоростная дорога; 3 - булыжная дорога; 4 - "динамометрическая" дорога; 5 - комплекс специальных испытательных дорог (короткие волны, "бельгийская мостовая", дорога для испытания на шумность, ровный булыжник, выбитый булыжник, ровные асфальтобетонные дороги, круглая асфальтобетонная площадка и др.); 6 - дорога со сменными неровностями; 7 - длинные пологие подъёмы; 8 - короткие крутые подъёмы.
Кольцевые скоростные дороги с твёрдым гладким (цементнобетонным или асфальтированным) покрытием устраиваются длиной до 8 км (за рубежом), в СССР - до 14 км, ширина полотна до 10 м. Продольный профиль дороги, в отличие от треков, имеет подъёмы и спуски, типичные для магистральных дорог 1-й и 2-й категорий. "Динамометрическая" дорога - прямолинейная в плане горизонт, дорога с твердым ровным покрытием (цементнобетонным, асфальтобетонным). Длина дороги на различных А. п. колеблется от 1,5 км ("Майра" в Англии, "Форд" в США) до 3,6 - 4,2 км ("Крайслер" и "Дженерал моторе" в США), НАМИ - 4,7 км; ширина полотна от 6 до 11 м, проезжая часть - одинарная или двойная (т. е. с разделит. полосой). На концах устраиваются разворотные петли или площадки, рассчитанные обычно на скорость до 40 - 60 км/ч. "Бельгийская мостовая" (рис. 2)- неровная брусчатка, воспроизводящая старинные мощёные дороги Европы, в частности Бельгии. Малые неровности покрытия создаются за счёт разности уровней соседних камней, достигающей 25 мм. Крупные неровности устраивают в виде нерегулярно расположенных выступов и впадин плавных очертаний глубиной до 75 мм. Камни заделываются (с большим зазором в плане) в песчано-цементный раствор, уложенный на бетонное основание. Пробег легкового автомобиля ок. 1600 км по "бельгийской мостовой" достаточен для выявления дефектов, к-рые могут встретиться на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля в обычных дорожных условиях. Для грузовых автомобилей эта цифра обычно удваивается. Дорога с короткими волнами (типа "стиральная доска", рис. 3) воспроизводит волнистые неровности регулярного характера, вызывающие резонансные колебания автомобиля и его отд. агрегатов и систем. Строится из бетона. Шаг волн 76±5 см, высота - 25 мм. Волны располагают перпендикулярно оси дороги на ширине 3,3 м, а на остальной части полотна (1,2 м) они направлены под углом 680 к оси дороги для того, чтобы осуществить сдвиг фаз возмущающих воздействий волн на колёса правой и левой сторон автомобиля. Дорога с синусоидальными волнами (рис. 4) имеет бетонное покрытие с плавными неровностями синусоидального профиля. Шаг волн от 1 до 15 м; амплитуда (размах) - до 400 мм (при макс, шаге). Волны располагаются перпендикулярно оси дороги, а иногда имеют косое или "ёлочное" расположение. Дорога с выступами различной конфигурации (рис. 5) устраивается в виде шаровых сегментов, усечённых пирамид, параллелепипедов или "шпал" разной высоты и размеров в плане, размещённых различным образом на поверхности дорог. Покрытие дороги для испытаний на шу мност ь выполняется из гранитной брусчатки, укладываемой (в отличие от "бельгийской мостовой") в одной плоскости. Микронеровности верхней плоскости .камней, взаимодействуя с колёсами автомобиля, вызывают вибрацию и шумы. Для отражения шумов, создаваемых испытываемым автомобилем, вдоль "шумоизмерительной" дороги иногда устанавливают гладкие стенки определённой высоты. Для дороге булыжным покрытием (рис. 6) применяется высокопрочный валунный булыжник. Замощение дорожного полотна выполняется с неровностями заданного профиля или ровным. Каменистые и грунтовые дороги включают также участки полного бездорожья (глубокий сыпучий песок, участки пашни, заболоченного луга и снежную целину). Используются для испытаний автомобилей в особенно тяжёлых условиях.
К испытательным сооружения м на А. п. относятся: испытательные подъёмы - искусственные (с твёрдым покрытием) или естественные (на пересечённой местности); водяные бассейны (глуб. от 0,1 до 4 м) для оценки водонепроницаемости и "бродоходимости" автомобилей; грязевые ванны - лоток, заполняемый грязью, уровень и консистенция к-рой регулируются; установки для определения устойчивости автомобилей при действии на них сильного бокового ветра (выполняются в виде ряда воздуходувок, расположенных вдоль испытат. отрезка дороги длиной в неск. десятков метров).
Лит.: Лаптев С. А., Автомобильные полигоны, М., 1966. С. А. Лаптев.