Что такое автомобильный спорт « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > а > автомобильный спорт

Что такое автомобильный спорт

автомобильный спорт   Большая советская энциклопедия

автомобильный спорт - вид спорта, включающий различные соревнования на гоночных, спортивных и серийных автомобилях. Первые автомоб. соревнования были проведены во Франции 18 иояб. 1894 по маршруту Париж - Руан - Париж протяжённостью 1200 км. Скорость движения ограничивалась правилами (12,5 км/ч). В России первые автомоб. гонки были проведены 11 окт. 1898 между Александровской и Стрельной (около Петербурга) на дистанцию 41,6 км. Наибольшая скорость, показанная в этих соревнованиях, 25,5 км/ч. В СССР первые соревнования по А. с. состоялись в 1924 на Серпуховском шоссе (под Москвой). С февр. 1948 соревнования по А. с. начали проводиться регулярно. Приняты следующие осн. виды соревнований по А. с.: шоссейно-кольцевые гонки на замкнутой извилистой трассе с усовершенствованным (гладким твёрдым) покрытием на гоночных, спортивных и серийных автомобилях с общим стартом с места; шоссейно-линейные гонки по автомоб. дорогам общего пользования между двумя пунктами; трековые гонки на автодромах, ипподромах, велодромах, стадионах, заезды на установление рекордов - спец. соревнования на достижение абсолютной наивысшей скорости в пределах установленных дистанций (со стартом с места и с хода) и классов автомобилей; ралли; фигурное вождение - массовые соревнования на серийных легковых и грузовых автомобилях на быстроту (для юношей - наименьшее отклонение от заданного норматива времени) и безошибочное выполнение ряда спец. упражнений в искусственно ограниченных проездах; экономичное вождение - массовые соревнования на наименьший расход топлива при соблюдении или превышении заданной скорости движения; подъём на холм - массовые соревнования, в к-рых места распределяются в зависимости от скорости движения на крутом подъёме ограниченной длины с одним или неск. поворотами под углом до 1800; кросс - соревнования на серийных автомобилях нормальной и повышенной проходимости по бездорожью и дорогам без искусств, покрытия при наличии естественных препятствий (определяющим условием для распределения мест являются скорость прохождения дистанции, а также сохранность автомобиля и груза); картинг, многоборье, сосгоящее обычно из соревнований по фигурному и экономичному вождению - двоеборье, традиционная и наиболее распространённая форма; многоборье может включать и любые др. виды; получает распространение многоборье с военно-прикладными элементами - стрельба, прицельное метание гранаты.

Международная классификация автомобилей для А. с. (главный критерий - тип автомобиля и рабочий объём двигателя) и технич. требования к ним периодически изменяются.

За рубежом важнейшими соревнованиями являются чемпионат мира по шоссей-но-кольцевым гонкам для гоночных автомобилей (рабочий объём цилиндров двигателя - до 3 л, масса - не менее 500 кг) и чемпионат Европы по ралли.

Абс. рекорд скорости 966,554 км/ч установлен в нояб. 1965 амер. гонщиком Крэгом Бридлавом на автомобиле с реактивным двигателем.

В СССР развитие А. с.регламентирует Федерация автомоб. спорта (ФАС) - член Междунар. автомоб. федерации (ФИА). Организаторские функции выполняет Центр, автомотоклуб.

Лит.: Автомобильный спорт. Правила соревнований, М., 1966. Б. Е. Мандрус.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Осн. сферы всё более расширяющегося целесообразного применения А. т.- развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки пром. и с.-х. грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, леревозки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния А. т. перевозит скоропортящиеся, особо цен-лые, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки др. видами транспорта грузы. Ныне без А. т. невозможна деятельность ни одной отрасли х-ва.

А. т. начал развиваться с 20 в. по мере роста производства автомобилей и стр-ва автодорог. В 1900 во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914, 10922 тыс. в 1921, 46057 тыс. в 1940, 70 388 тыс. в 1950, 126 955 тыс. в 1960, 177 902 тыс. в 1965. В 1970 будет, предположительно, ок. 230 млн. автомобилей. В 1968 в мире было произведено св. 15 млн. автомобилей.

Если в 19 в. ж.-д. транспорт, вытеснив внутр. водный и гужевой транспорт, был наиболее распространённым видом транспорта, то в 20 в. быстро развивающийся А. т. стал оттеснять железнодорожный.
 
Табл. 1. - Рост мирового грузооборота автомобильного транспорта (без социалистических стран, млрд. т*км)
1950
1960
1965
Всего
В т. ч. междугородный
Всего
В т. ч.

междугородный

Всего
В т. ч. междугородный
Европа
87
77
210
187
285
255
Азия
10
6
43
30
97
55
Африка
8
4
18
10
29
16
Сев. Америка
353
264
587
455
752
596
Лат. Америка
16
13
50
40
78
56
Австралия и Океания
20
11
38
24
48
34
Всего
494
375
946
746
1289
1012

 
 
Табл. 2. -Перевозки грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот автомобильного транспорта СССР
 
Единица измерения
1913
1928
1940
1950
1960
1967
Перевозки грузов
млн. т
10,0
20,0
858,6
1859,6
8492,7
11947,0
Грузооборот
млрд. т*км
0,1
0,2
8,9
20,1
98,5
170,2
Перевозки пассажиров (автобусы)
млн. чел.
 
 
590
1053
11316
22013
Пассажирооборот (автобусы)
млрд. пассажиро-километров
 
 
3,4
5,2
61,0
153,0

Доля А. т. с 1913 по 1965 возросла (во внутр. грузообороте) во всём мире с 0,2% до 17,1%, а ж.-д. транспорта соответственно уменьшилась с 72,9% до 50,7%.

Развитие А. т. в капиталистич. странах происходит в конкурентной борьбе с др. видами транспорта, особенно с железнодорожным, и осуществляется (несмотря на принятые нек-рыми гос-вами ограничительные меры) более высокими темпами по сравнению с др. видами транспорта.

Объём перевозок грузов А. т. в 1964 во всём мире превысил 53 млрд. т, а грузооборот - 1370 млрд. т*км, на долю экономически развитых капиталистич. стран приходилось 77,9% грузооборота.

Перевозки автобусами пассажиров составили во всём мире (без социалистич. стран) в 1963 82,5 млрд. пассажиров (1950 - 45,1 млрд.), в т. ч. в междугородных сообщениях 17,8 и в городских 27,3 млрд. пассажиров. На долю Европы и Азии приходилось по 35% пассажиров, перевозимых автобусами всего мира. Легковые же автомобили перевезли 282 млрд. пассажиров (1964). Из них на долю Сев. Америки приходилось 50%, Европы - 38%. Мировой пассажирооборот в 1964 достиг 922 млрд. пассажиро-километров (автобусы) и 3344 млрд. пас-сажиро-километров (легковые автомобили).

В СССР А. т. начал развиваться позднее, чем в наиболее развитых капиталистич. странах. Царская Россия фактически не имела А. т. Накануне 1-й мировой войны в России было 8,8 тыс. автомобилей, преим. легковых, принадлежавших фабрикантам, помещикам и чиновникам. Высокими темпами А. т. СССР стал развиваться после создания отечеств, автомобильной промышленности. Деятельность А. т. СССР направляется годовыми и перспективными гос. планами, в к-рых учитывается возможность координации его работы с другими видами транспорта. А. т. развивается как часть единой транспортной сети СССР.

Перевозки грузов А. т. выросли с 1940 по 1967 в 14 раз, перевозка пассажиров (за тот же период) в междугородном сообщении - в 38 раз, во внутригор. перевозках (только автобусами) - в 43 раза. В 1967 доля А. т. в перевозках составила 78,5% от общего объёма перевозок. А. т. перевозил почти в 4 раза больше грузов, чем все остальные виды транспорта. Но поскольку средняя дальность перевозок А. т. намного меньше, чем всех др. видов транспорта, и составляла 14,2 км (1967) при средней дальности на ж.-д. транспорте 830 км, морском 2013 морских миль (3718 км), речном 493 км, то его грузооборот (в т*км) составлял лишь 5,3% общего грузооборота всех видов транспорта СССР. Высока скорость доставки грузов А. т. Если принять скорость доставки грузов по жел. дорогам в обычных поездах за 100%, то на А. т. в междугородных перевозках она составит 180-200% . На коротких расстояниях (10-20 км) скорость доставки грузов А. т. во много раз выше, чем любым др. видом транспорта. В 1967 А. т. общего пользования (автобусы и таксомоторы) перевезли в СССР 23 млрд. пассажиров. Постоянно действующие маршруты междугородных перевозок пассажиров автобусами достигли (1968) общей протяжённости св. 1,5 млн. км. На А. т. Советского Союза работает свыше 5 млн. чел. (1967). Сфера действия А. т. расширилась. Хотя трудоёмкость и ден. затраты на А. т. выше, чем у других видов транспорта (из-за относительно малой грузоподъёмности и вместимости автомобилей, перевозящих грузы на сравнительно небольшие расстояния), перевозки А. т. экономически выгодны, т. к. доставка грузов "от двери до двери" без дополнительных перегрузок не только уменьшает затраты на погрузочно-разгрузочные работы, но и сокращает время нахождения груза в пути.

Концентрация автомобилей в крупных трансп. предприятиях сделала возможным не только увеличивать долю участия А. т. в перевозках, но и постоянно совершенствовать трансп. процесс, вводить прогрессивные методы перевозок (централизованные по системе тяговых "плеч", широкое применение контейнеров, поддонов и т. п.), улучшать транспортно-экспе-диционное обслуживание, сокращать нерациональные перевозки, организовывать прямые перевозки грузов от производителя к потребителю.

Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Таранов А. Т., Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, М., 1963; Карпуненков В. П., Влияние концентрации грузового парка на развитие автомобильного транспорта, М., 1963; Бронштейн Л. А., Экономика и планирование автомобильного транспорта, М.. 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969; Прокофьев И. И., Анисимов А. П., Экономика автомобильного транспорта, М., 1965; Филиппов В. К., Развитие автомобильного транспорта общего пользования, М., 1965.

А. Т. Таранов.

"АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ", ежемесячный производственно-технич. журнал, орган Мин-ва автомоб. транспорта и шосс. дорог РСФСР и ЦК профсоюза рабочих автомоб. транспорта и шосс. дорог. Издаётся в Москве. Осн. в 1923. Тираж (1969) 180 тыс. экз. Освещает вопросы экономики автотранспорта и организации перевозок, технич. эксплуатации, конструкции и ремонта автомобилей, подготовки кадров и организации безопасности движения, автомобильный транспорт за рубежом.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru