Что такое автопортрет « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > а > автопортрет

Что такое автопортрет


автопортрет  Словарь Ожегова


   автопортрет - портрет, написанный с самого себя
   Пример: А. художника.

автопортрет   Большая советская энциклопедия

автопортрет - портрет художника, выполненный им самим (б. ч. при помощи одного или нескольких зеркал). В А. художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собств. личности, свои творч. принципы; во мн. А. с большой остротой воплощено единство личных и обществ, начал - ощущение художником причастности своей судьбы к судьбам поколений и классов, к взлётам и упадкам иск-ва. Нередко, однако, художник изображает себя лишь в качестве наиболее доступной модели для различных художеств, поисков, экспериментов. Изображение себя художником известно уже в античном (Фидий) и ср.-век. (скульпторы 14 в.- новгородец Аврам и П. Парлерж в Чехии) иск-ве. Живописцы итал. Раннего Возрождения (Ма-заччо, Доменико Гирландайо, Боттичелли) часто вводили свои изображения в сюжетные религ. композиции. Как разновидность портретного жанра А. сложился в 16 в.: в иск-ве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он выражает возросшее обществ, значение художника, его самоутверждение, в иск-ве маньеризма - замкнутость, неустойчивость внутр. мира мастера, порождённую кризисом ренессансных идеалов; наконец, крупнейшие живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывают зрителю драматич. судьбу творч. личности, отстаивающей свою духовную независимость. Эта психологич. напряжённость находит развитие в А.-исповеди 17 в., где нередко раскрываются социальный облик художника, его отношение к миру и обществу, его полная достоинства позиция борца за свои убеждения (Н.Пуссен, П.П.Рубенс и особенно Рембрандт, автор беспримерной по многообразию и психологич. глубине серии А.). А. 18 в. (Ж. Б.Шарден, Дж. Рейнолдс, Ф. И. Шубин) б. ч. переносят художника в интимную рабочую или семейную обстановку, подчёркивая интеллектуальные усилия творчества, зоркость анализирующего взгляда. Крупные художники 19 в. (Ж. Л. Давид, О. Рунге, О. А. Кипренский, Г. Кур-бе, И. Н. Крамской) не только утверждают ценность творч. личности и её богатой духовной жизни, но и видят в себе олицетворение типич. устремлений своего поколения, своей социальной группы. На рубеже 19 и 20 вв. А. часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластич. концепции мастера (П. Сезанн), его внутр. духовной экспрессии (В. ван Гог, М. А. Врубель). В прогрессивном реалистич. иск-ве 20 в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), и в т. ч. в сов. иск-ве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П.П.Кончаловский), лучшие А. выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего обществ, назначения. (Илл. см. на вклейке к стр. 168-169.)

Лит.: Gessеr М., Das Selbstbildnis, Z., 1961.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru