Что такое гольдони « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > г > гольдони

Что такое гольдони

гольдони   Большая советская энциклопедия

гольдони - (Goldoni) Карло (25.2. 1707, Венеция,-6.2.1793, Париж), италь-

янский драматург, реформатор итал. театра, создатель нац. комедии. Сын врача. Сущность реформы Г. состояла в замене импровизированной комедии делъарте, или комедии масок, драматургией с устойчивым текстом, реальными человеч. характерами, содержанием, проникнутым просветит. идеями, остроумной критикой пороков феод. общества. Осн. теоретич. принципы просветит. реформы итал. театра изложены Г. в комедии-манифесте "Комический театр" (1750). в предисловии к первому изданию его комедий (1750), в "Мемуарах". Полностью Г. осуществил свою реформу в 1748-53, когда создал комедии "Хитрая вдова", "Кофейная", "Лгун", "Бабьи сплетни", "Слуга двух господ", "Трактирщица".

В драматургии Г. утвердился тип просветительской семейно-бытовой комедии характеров. Однако, показывая на примерах нравств. деградации итал. аристократии разложение всей феод. системы ("Кавалер и дама", "Льстец" и др.), противоречия между дворянством и молодой буржуазией ("Семья антиквария"), Г. не ограничивался узко семейной проблематикой. Народ постепенно стал гл. положит. героем его драматургии. В комедиях "Честная девушка" (1749) и "Добрая жена" (1749) Г. ещё наделял нар. героиню бурж.-мещанскими добродетелями, но в комедии "Бабьи сплетни" (1751) коллективный образ венецианского простонародья вытеснил бурж. моралиста Панталоне. Г. сохранил лучшие достижения комедии дель арте - жизнерадостность, динамизм в развитии сюжета. В сер. 50-х гг. Г. написал неск. комедий в стихах на венецианском диалекте, где действовали гл. обр. нар. персонажи: "Кухарки" (1755), "Домовницы" (1755), "Перекрёсток" (1756), "Весёлые женщины" (1758). В них критика действительности велась с позиций народа и устами народа. Наиболее ярко глубина просветит. реализма Г. проявилась в комедиях в прозе на венецианском диалекте: "Самодурах" (1760) и "Синьоре Тодеро" (1762), где сатира приобрела отчётливо выраженный антибурж. характер. В "Кьоджинских перепалках" (1762) Г. вывел на сцену простых венецианских рыбаков и их жён. Это была подлинно новаторская для 18 в. комедия массового нар. героя. Последний период творчества Г. протекал во Франции. Комедия Г. "Ворчун-благодетель" (1771, на франц. яз.) принесла ему европ. славу. Во Франции написаны "Мемуары Карло Гольдони..." (1784-87). В общей сложности Г. создал 267 пьес.

Реформа Г. была поддержана большинством просветителей как в Италии (П. Верри, Г. Гоцци и др.), так и за границей (Вольтер, Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте), но встретила яростные нападки со стороны противников идей Просвещения, от лица к-рых выступил К. Гоцци. Г. оказал огромное влияние на развитие итал. нац. драматургии. Ф. Де Санктис назвал его "Галилеем новой литературы". Рус. читатель и зритель познакомился с Г. ещё в 18 в., когда были переведены на рус. яз. и поставлены "Слуга двух господ" (1789), "Истинный друг" (1794), "Лжец" (1796) и др. В 1827 появился первый рус. пер. "Трактирщицы" А. А. Шаховского. "Кофейная" была переведена А. Н. Островским (1872). В сов. время Г. переводили М. Л, Лозинский, А. К. Дживелегов, Т. Л. Щепкина-Куперник, С. С. Мокульский и др. На современной сцене с успехом идут многие пьесы Г.

Соч.: Opere complete, ed. del Municipio di Venezia, a cura di C. Musatti, E. Maddalena, G. Ortolan:, v. 1-40, Venezia, 1907-57; Tutte le opere, a cura di G. Ortolan., v. 1 - 14, Mil., 1935-56; в рус. пер.- Комедии, под ред. А. Л. Волынского, предисл. и прим. А. В. Амфитеатрова, т. 1 - 2, П., 1922; Комедии, под ред. и со вступ. ст. А. К. Дживе-легова, т. 1 - 2, М.- Л., 1933 - 36; Комедии, М., 1949; Комедии, под ред. А.А. Смирнова, вступ. ст. Б. Г. Реизова, т. 1 - 2, Л.- М., 1959; Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра. Пер., введение и прим. С. С. Мокульского, т. 1 - 2, Л., 1933.

Лит.: Фриче В. М., К. Гольдони (Общественное содержание его комедий), "Голос минувшего", 1913, № 4; Мокульский С. С., История западно-европейского театра, т. 2, М.-Л., 1939; его же, Гольдони, в его кн.: Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Реизов Б. Г., К. Гольдони. 1707 - 1793, Л. - М., 1957; Ortolani G., Delia vita e delle opere di C. Goldoni, Venezia, 1907; Сhatfie1d-Taylor H. C., Goldoni, Bari, 1927; Barratto M., "Mondo" e "Teatro" nella poetica del Goldoni, Venezia, 1957; Dazzi M., C. Goldoni e la sua poetica sociale, Torino, 1957; Petronio G.. Goldoni, Palermo, 1958; Сассia F., Carattere e caratteri nella commedia del Goldoni, Venezia - Roma, [1959]; Momigliano A., Saggi goldoniani, Venezia - Roma, [1959]; Studi goldoniani, a cura di V. Branca e N. Mangini, v. 1 - 2, Venezia -Roma, [I960]; Spinel1i A. G., Bibliografia goldoniana. Mil., 1884; Mangini N., Bibliografia goldoniana, Venezia - R9ma, 1961; Cordie C., Rassegna goldoniana, "Paideia", 1965, № 1. Я. И. Хлодовский.
 
 



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru