Что такое гомеровский вопрос « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > г > гомеровский вопрос

Что такое гомеровский вопрос

гомеровский вопрос   Большая советская энциклопедия

гомеровский вопрос - совокупность проблем, относящихся к личности Гомера и авторству приписываемых ему др.-греч. эпич. поэм "Илиада" и "Одиссея"; шире - совокупность проблем, касающихся происхождения и развития др.-греч. эпоса. Уже в древности высказывалось предположение, что Гомер жил в бесписьменное время и его поэмы передавались устно; с этим связывались сообщения о том, что в 6 в. до н. э. афинский тиран Писистрат поручил выработать официальный текст гомеровских поэм. Подлинная постановка Г. в. связана, однако, с интересом эпохи Просвещения к нар. поэзии. Нем. филолог Ф. А. Вольф в своём "Введении к Гомеру" (1795) пришёл к выводу, что "Илиада" и "Одиссея" - собрания отд. песен, а нем. критик Ф. Шлегель прямо признал (1796) гомеровский эпос плодом коллективного творчества нар. поэтов. Последователи Вольфа, т. н. "аналитики", стремились, исходя из сюжетных противоречий и стилистич. различий внутри поэм, выделить в самом тексте его составные части. Однако все такие предположения оказывались субъективными и произвольными. Противники Вольфа, напр. В. Г. Белинский, указывали на моменты творч. единства каждой из поэм. Вопрос о конкретной истории сложения гомеровских поэм, с их несомненными моментами единства и столь же несомненной внутр. противоречивостью, остаётся спорным. Более положит. результатов достигло изучение Г. в. в расширит. значении термина. Историч. базой осн. ядра сказаний, отложившихся в греч. эпосе, является "микенская" эпоха 16-13 вв. до н. э. Обществ. устройство и материальная культура, изображённые в поэмах, содержат наряду с "микенскими" чертами также и позднейшие - вплоть до 8 в. до н. э. Изучение гомеровских поэм в сопоставлении с живым эпосом совр. народов, в т. ч. народов СССР, раскрывает в них много-числ. следы песенной, полуимпровизац. стадии эпоса, но приводит скорее к заключению, что перед нами не запись фольклорного текста, а уже становящаяся литература. Большинство исследователей относит окончательное оформление "Илиады" к последней трети 8 в. до н. э., а "Одиссею" считает несколько более поздней.

Лит.: Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959: Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; его же, Проблемы гомеровского эпоса, в кн.: Гомер. Илиада, пер. Н. И. Гнедича, М.- Л., 1935; Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960; Егунов А. Н., Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв.. М.- Л., 1964; Lоrimer H. L., Homer and the monuments, L., 1950; Bоwra С. М., Heroic poetry, L., 1952; Finsler G., Homer in der Neuzeit von Dante bis Goethe, Lpz.- В., 1912 ; Leskу A., Die Homerforschungen in der Gegenwart, W., 1952; его же, Homeros, Stuttg., 1967; A companion to Homer, ed. by A. J. B. Wace and F. H. Stubbings, L. -N. Y., 1963. И. М. Тройский.
 
 

ГОМЕС (Gomez) Хуан Висенте (24.7. 1857, Сан-Алтонио-дель-Тачира, шт. Тачира, -17.12.1935, Маракай), воен. и гос. деятель Венесуэлы, президент и фактич. диктатор страны в 1909-35. В 1901-08 вице-президент. В 1909 пришёл к власти после военного переворота, осуществлённого с помощью империалистов США. Главные государственные посты роздал ближайшим родственникам, неоднократно менял конституцию, запретил все политические партии и профсоюзы и установил режим кровавого воен.-полицейского террора. При содействии Г. нефт. монополии США заняли господствующее положение в экономике страны, стали определять её внеш. и внутр. политику. Только на взятках за предоставление концессий и спекуляциях диктатор нажил 30 млн. долл., став одним из крупнейших помещиков Зап. полушария. Трудящиеся Венесуэлы оказывали героическое сопротивление диктатуре Г. После его смерти народ разрушил дворец тирана. Э. Л. Нитобург.

ГОМЕС БАЭС (Gomez Baez) Максимо (18.11.1836, Бани, Доминиканская Республика,-17.6.1905, Гавана), один из руководителей нац.-освободит. борьбы кубинского народа. В 1861-65 принимал участие в войне за независимость Доминиканской Республики от Испании. В 1865 переехал на Кубу. С началом войны за независимость на Кубе вступил в повстанч. армию и вскоре стал генералом. Одержал крупные победы над испанцами при Пало-Секо (1873), Наранхо (1874), Гуасимас (1874) и др. По окончании Десятилетней войны (1868-78) эмигрировал и вёл подготовку к новой борьбе против колонизаторов. В апр. 1895 высадился на Кубе (пров. Орьенте), возглавив Освободит. армию в качестве главнокомандующего. После испано-амер. войны 1898 и оккупации (янв. 1899) Кубы США согласился на роспуск Освободит. армии, заняв фактически компромиссную позицию.

Лит.: Horrego Estuch L., Maximo Gomez libertador у ciudadano, Habana, 1948. A. M. Зорина.
 
 

ГОМЕС ДЕ АВЕЛЬЯНЕДА (Gomez de Avellaneda) Хертрудис (23.3.1814, Пуэрто-Принсипе, Куба, - 1.2.1873, Мадрид), испано-кубинская писательница. С 1836, живя в Испании, начала выступать в печати. В 1840 состоялась премьера её драмы "Леонсия". В 1841 опубл. сб. "Стихотворения" и антирабовладельч. роман "Саб". Автор трагедий "Альфонсо Мунио" (1844) и "Валтасар" (1858), ист. романа "Гуатимосин" (1846) о завоевании Мексики и др. Вернувшись в 1859 на Кубу, издавала журн. "Альбум кубано" ("Album cubano"). В 1864 вновь уехала в Испанию.

Соч.: Obras, v. 1 - 4, Habana, 1914 - 18; в рус. пер.- [Стихи], в сб.: Кубинская поэзия. М., 1959.

Лит.: Гюббар Г., История современной литературы в Испании, М., 1892; Ва11еsteros Mercedes, Vida de la Avellaneda, Madrid. 1949; Schultz de Mantovani F., G. Gomez de Avellaneda, "Universidad de la Habana", 1961, № 151 - 153; Bravo-Villasante C., Una vida romantica. La Avellaneda, Barcelona - B. Aires, [1967] (библ. с. 241-48).

Л. С. Осповат.
 
 

ГОМЕС ДЕ ЛА СЕРНА (Gomez de la Serna) Рамон (3.7.1888, Мадрид,- янв. 1963, Буэнос-Айрес), испанский писатель. С 1936 жил в Аргентине. В кн. "Кубизм и все измы" (1920, 2 изд. под назв. "Измы", 1931) и др. пропагандировал авангардистские течения. В сб. афоризмов "Несуразности" (1922), "Шесть фальшивых новелл" (1927) Г. де ла С. прибегает к гротескно-юмористич. трансформации реальных фактов, стремясь к парадоксальной и афористич. форме выражения. В сб. новелл "Необыкновенный доктор" (1921, рус. пер. 1927), романе "Киноландия" (1924, рус. пер. 1927) ощутимы попытки критич. изображения бурж. действительности. Автор ряда художеств. биографий.

Соч.: Obras completas, Barcelona, 1956; Biograffas completas, Madrid, 1959.

Лит.: Sofovich L., Ramon Gomez de la Serna, [B. Aires, 1962]; Granje1 L. S., Retrato de Ramon. Vida у obra de Ramon Gomez de la Serna, Madrid, [1963]; Ponce F., Ramon Gomez de la Serna, [Bilbao у о., 1968]. В. К. Ясный.
 
 

ГОМЕС КАСТРО (Gomez Castro) Лауреано Элеутерио (20.2.1889, Богота,- 13.7.1965, там же), политич. и гос. деятель Колумбии. С 1911 деп. конгресса, в 1931-32 посол в Германии, с 1932 лидер Консервативной партии, сенатор. С 1936 издатель влиятельной консервативной газ. "Сигло" ("El Siglo"). В годы 2-й мировой войны 1939-45 один из организаторов колумбийской фаланги (профаш. орг-ция). В 1948 мин. иностр. дел. С 1950 президент Колумбии. Придя к власти, установил крайне реакционный режим, ориентирующийся на монополии США, прибегал к жестоким репрессиям для подавления демократич. движения. В результате развернувшихся в стране массовых выступлений был отстранён от власти (1953). До 1957 жил в Испании. В 1958-62 пред, сената.

Н. Г. Ильина.
 
 



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru