Что такое гомофония
гомофония
Большая советская энциклопедия
гомофония - (от греч
. homos - одинаковый и phone - звук; букв
.- одинаковое звучание), тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от
полифонии, основывающейся на равноправии голосов. Расцвет Г., подготовленный гу-манистич. идеями эпохи Возрождения, относится к 17-19 вв. Индивидуализированная мелодия, сопровождаемая элементарными аккомпанирующими фигурами остальных голосов, стала рассматриваться как элемент музыки, к-рый может наиболее естественно и гибко выразить богатство человеческих чувств. Г. утвердилась прежде всего в новых муз. жанрах (опере, оратории, кантате, сольной песне с сопровождением
) и в инструментальной музыке. Широкое распространение Г. в западноевропейской музыке шло параллельно с бурным развитием гармонии в совр. значении этого термина. Развитие Г. в 17-19 вв. условно делят на два периода. Первый из них (1600- 1750
) часто определяют как период
генерал-баса (хотя в это время жили и работали крупнейшие композиторы-полифонисты И. С. Бах и Г. Ф. Гендель
). 1-я пол. (1750-1825
) второго периода (1750-1900
) отмечена обогащением Г. в творчестве венских классиков. Развитые и полифонизированные "сопровождающие" голоса в симфониях и квартетах В. А. Моцарта, Л. Бетховена по подвижности и тематич. значительности часто не уступают контрапунктическим линиям старых полифонистов, выходя тем самым за рамки гомофонного стиля музыки. В нач. 20 в. развитие гармонии, являвшейся фундаментом гомофонных форм, достигло предела, за к-рым связующая сила гармонич. отношений утрачивала своё конструктивное значение. Поэтому наряду с продолжающимся развитием Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель и др.
) резко возрастает интерес к возможностям полифонии (Б. Барток, П. Хиндемит, И. Стравинский, А. Веберн, Д. Д. Шостакович и др.
).
ю. н. Холопов.