Что такое гончарный круг
гончарный круг
Большая советская энциклопедиягончарный круг - станок для формовки посуды и нек-рых др. керамич. изделий, позволяющий использоватьРабота на ручном гончарном круге (Древний Египет). -Работа на ножномгончарном круге.Изображение на керамическойплитке. Белорусское Полесье. 17-18 вв.
инерцию вращения для совершенствования формы изделий и повышения производительности труда. Ручной Г. к. вращают на вертикальной оси одной рукой (другой формуют сосуд); более совершенный ножной Г. к. имеет внизу маховое колесо, вращаемое ногами (обе руки мастера свободны, круг вращается быстрее, и можно формовать сосуды не только спиральным налепом жгута, как на ручном Г. к., но и вытягивать из целого куска глины). Изобретение и распространение Г. к. повсюду связано с выделением специалистов-гончаров. В различных странах Г. к. распространился в разное время (Двуречье, Египет, Индия - 4-3-е тыс. до н. э., Иран, Ср. Азия, Греция, Китай-2-е тыс. до н. э., Италия, Испания, Франция, Закавказье, Сев. Причерноморье- 1-е тыс. до н. э., Британия - ок. 1 в. н. э., Др. Русь, Поволжье и Германия -9-10 вв., Скандинавия-12 в.; в Америке Г. к. не был известен до появления европейцев). В совр. гончарном произ-ве применяется Г. к. гл. обр. с электрич. приводом. См. также Гончарство.
Лит.: Рыбаков Б. А., Ремесло Древней Руси, М., 1948; Бобринский А. А., Древнерусский гончарный круг, "Советская археология", 1962, № 3. М. Г. Рабинович.
ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич [р. 9(22).7.1903, Москва], советский график, гл. обр. художник книги, засл.деят. иск-в РСФСР (1969). Учился в Москве в частных студиях и Гос. свободных художеств. мастерских - Вхутеине (1918-27) у И. И. Машкова, А. В. Шевченко и В. А. Фаворского, Один из основателей ОСТ (1925). В 1943-45 работал в журнале "Фронтовой юмор". Преподаёт в Моск. полиграфич. ин-те (1930-34 и с 1948, проф. с 1958). Для графики Г. (преим. ксилографии) характерны тесная взаимосвязь всех элементов оформления книги (илл., заставки, концовки и пр.), напряжённая эмоциональность и глубокое соответствие зрит. образа идейно-образному строю лит. произв., сочность чёрных и белых тонов (илл. к "Приключениям Перигрина Пикля" Смоллетта, изд. в 1934-35 и 1955, произв. Шекспира, изд. в 1953 - 64, "Двенадцати" Блока, изд. в 1966). Работает также как живописец-станковист (гл. обр. портреты), монументалист, художник театра.
Соч.: Об искусстве графики, М., 1960; Художник и книга, М., 1964.
Лит.:Холодовская М. 3., Андрей Гончаров, М., 1961.
ГОНЧАРОВ Иван Александрович [6(18). 6.1812, Симбирск,-15(27).9.1891, Петербург], русский писатель. Род. в купеч. семье. Учился в Моск. коммерч. училище (1822-30). Окончил словесное отделение Моск. ун-та (1831-34). В 30-е гг. сблизился с семьёй акад. живописиН. А. Майкова. В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье ("Подснежник" и "Лунные ночи"), Г. поместил анонимно первые соч. ("Лихая болесть", 1838, "Счастливая ошибка", 1839). Первые стихотворные опыты Г. были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк "Иван Саввич Поджабрин" (1842, опубл. 1848). В 1846 Г. познакомился с В. Г. Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 опубл. первый роман Г. "Обыкновенная история". Белинский отметил в нём "...страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!" (Полн. собр. соч., т. 12, 1956, с. 352). В 1852-54 Г. участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на воен. фрегате "Паллада". Путевые впечатления составили цикл очерков "Фрегат „Паллада"" (отд. изд. 1858). В них с большим художеств. мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии. С 1856 Г. стал цензором, затем гл. редактором официозной газ. "Северная почта" (1862- 1863), членом совета по делам печати. Второй роман Г. "Обломов" (1859) выразил антикрепостнич. стремления рус. общества, застой рус. жизни и сознание необходимости обновления. В этом романе Н. А. Добролюбов увидел приговор крепостничеству, а в образе Обломова - типичный характер, порождённый отсталостью рус. жизни, психологией косности и паразитич. существования. В последнем романе "Обрыв" (1869), с одной стороны, сочувственно изображена ищущая молодая Россия (в образе Веры), критикуются дворянский либерализм и дилетантизм, показано крушение "старой правды", с другой - сказалось предвзятое отношение к "нигилизму" (образ Марка Волохова) и стремление найти положит. начало в помещичьей среде (образ бабушки). В последние годы жизни Г. написал очерки "Слуги старого века", "Превратность судьбы", рассказ "Литературный вечер", критич. статьи. В лучшей своей статье "Мильон терзаний" Г. дал тонкую оценку "Горя от ума" А. С. Грибоедова и его сценического воплощения. Особое место занимают критические заметки Г. о собственных соч.: "Предисловие к роману „Обрыв"" (1869, опубл. 1938), "Намерения, задачии идеи романа „Обрыв"" (1876, опубл. 1895), "Лучше поздно, чем никогда" (опубл. 1879).
Г. вошёл в историю рус. и мировой лит-ры как мастер реалистич. прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в к-рой отражены существ. стороны жизни рус. общества 40-60-х гг. 19 в. Три романа Г. объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты к-рых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в рус. обществ. жизни. Александр Адуев из "Обыкновенной истории" соответствует Обломову и Райскому ("Обрыв") так же, как Пётр Адуев - Штольцу и затем Тушину. Ценя предпринимателейкак трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Г. в то же время не принимает их делячества и откровенного эгоизма, к-рые он распознал ещё в первом романе (в образе Петра Адуева). Художественно совершенны женские образы, созданные Г.; героини отличаются энергией, умом, нравств. силой, верой в высокое назначение человека. Образы Лизаветы Александровны ("Обыкновенная история"), Ольги ("Обломов") и Веры ("Обрыв"), отражающие прогрессивные стремления рус. общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. лит-ре. Изображение того, как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой части трилогии. В "Обыкновенной истории", по словам самого Г., показана "ломка старых понятий и нравов - сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности", необходимость дела "в борьбе со всероссийским застоем". В "Обломове" центр тяжести перенесён на обличение крепостнич. усадьбы как источника помещичьего паразитизма. В основе романа "Обрыв" -пробуждение "потенциального обломовца" (Райский) и молодых сил из дворянскойинтеллигенции (Вера), противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов).
В статье "Что такое обломовщина?" Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Г. как "...уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его..." (Собр. соч., т. 4, 1962, с. 310). В. И. Ленин часто пользовался понятием обломовщины, видя в ней воплощение патриархальности, отсталости, паразитизма, лени и инертности.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1 - 12, СПБ, 1899; Собр. соч., т. 1-8, М., 1952-55; Собр. соч., т. 1 - 6, М., 1959 - 60; Повести и очерки, Л., 1937; Литературно-критические статьи и письма, Л., 1938.
Лит.: Белинский В. Г., Взгляд на русскую литературу 1847 г., Полн. собр. соч., т, 10, М., 1955; Добролюбов Н.А., Что такое обломовщина?, Собр. соч., т. 2, М., 1952; Цейтлин А. Г., И. А. Гончаров, М., 1950; Рыбасов А. П., И. А. Гончаров, [М.], 1957; Пруцков Н. И., Мастерство Гончарова- романиста, М.- Л., 1962; И. А. Гончаров в русской критике, М., 1958; Алексеев А. Д., Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова, М.- Л., 1960; Пиксанов Н. К., Мастер критического реализма И. А. Гончаров, Л., 1952; его же, Роман Гончарова "Обрыв" в свете социальной истории, Л., 1968; И. А. Гончаров в воспоминаниях современников, Л., 1969; История русской литературы XIX в., Библиографический указатель, М.- Л., 1962; Алексеев А. Д., Библиография И. А. Гончарова (1832-1964), Л., 1968. Г. П. Пирогов.
ГОНЧАРОВ Леонид Егорович [19.2 (3.3).1885, Кронштадт,-25.5.1948, Ленинград], советский учёный, специалист по тактике ВМФ, вице-адмирал (1940), доктор воен.-мор. наук (1941), проф. (1927), засл. деят. науки и техники РСФСР (1944). В 1903 окончил Мор. корпус. Служил на Балт. флоте. Участвовал в рус.-япон. войне на крейсере "Рион". Окончил Арт. офицерский класс (1909) и Мор. академию (1912), преподавал в академии. Участник 1-й мировой войны 1914-18, служил в штабе Балт. флота, командовал эсминцем, капитан 1-го ранга (1917). С июля 1917 нач. отдела Мор. Генштаба. С 1918 проф. Мор. академии. В 1920 нач. соединённых классов комсостава флота, нач. отдела (с 1923 кафедры) оружия Мор. академии. С 1930 нач. кафедры тактич. свойств боевых средств. Автор трудов по боевым средствам, различным видам оружия. Гос. пр. СССР (1943). Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.
В. А. Белли.
ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (4.6. 1881, Ладышкино Тульской губернии,- 17.10.1962, Париж), русский живописец, график и театральный художник. Училась в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (с 1898). Участвовала в выставках журнала "Золотое руно", объединений "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913). Испытала влияние кубизма и футуризма. В ряде произв. Г. проявились кризисные черты рус. иск-ва предреволюц. поры. Г. была одним из создателей рус. примитивизма ("Мытьё холста", 1910, Третьяковская гал.) и, наряду с М. Ф. Ларионовым, т. н. лучизма (один из первых опытов декоративного абстракционизма). С 1915 жила в Париже. Оформляла спектакли в антрепризе С. П. Дягилева (1914-29). Театральным декорациям Г. ("Золотой петушок" Римского-Корсакова, 1914; "Жар-птица" Стравинского,1926, и др.) свойственны лубочная экспрессия и повышенная декоративная красочность.
Лит.: История русского искусства , т. 10, кн. 2, М.. 1969, с. 126 - 30. Г. Г. Поспелов.