Что такое горьковская железная дорога
горьковская железная дорога
Большая советская энциклопедиягорьковская железная дорога - образована в мае 1961. Управление - в г. Горьком. Пролегает в основном по терр. Владимирской, Горьковской, Кировской областей, Тат. АССР, Удм. АССР, Map. АССР, Чуваш. АССР, частично Пермской, Свердловской и Рязанской областей, Морд. АССР и Башк. АССР. Граничит с Моск. ж. д. (ст. Петушки и Черусти), с Северной ж. д. (ст. Новки, Свеча и Сусоловка), с Куйбышевской ж.д. (ст. Красный Узел и Цильна) и со Свердловской ж. д. (ст. Чепца и Дружинино). Эксплуатац. длина Г. ж. д. в совр. границах (1970) 5497 км, или 4,1% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Г. ж. д. связывает Европ. часть страны с Уралом, Сибирью, вост. р-нами и р-ны Европ. Севера и Северо-Запада с р-нами Поволжья, Кавказа и др. Отд. участки Г. ж. д. - старейшие на сети. Напр., линия Москва (Петушки) - Горький построена в 1861-62, участок Муром - Ковров в 1880, линия Киров - Чепца (и далее до Перми), а также линия Киров - Котлас (Сусоловка) в 1899, линия Красный Узел - Канаш - Зелёный Дол - Казань в 1893-94. В 1906 вступила в эксплуатацию магистраль Вологда (Свеча) - Котельнич - Киров, создавшая прямую ж.-д. связь центр. и сев.-зап. р-нов с Уралом. С первых лет Сов. власти в р-нах Поволжья, в т. ч. и в р-не тяготения Г. ж. д., осуществлялось новое ж.-д. стр-во. В 1918 были сданы в эксплуатацию линия Арзамас - Канаш, создавшая кратчайшую ж.-д. связь Москвы с Казанью, и линия Агрыз - Ижевск - Воткинск. После окончания стр-ва магистрали Казань - Агрыз - Дружини-но - Свердловск (1924) был получен второй выход из Европ. части на Урал и далее в р-ны Сибири и Д. Востока. В 1927 после сдачи в эксплуатацию участка Горький - Котельнич был создан ещё один выход из центр. р-нов на Урал (Москва - Горький - Киров - Пермь - Свердловск), осуществлена ж.-д. связь столицы Map. АССР Йошкар-Олы с Зелёным Долом. Для освоения богатых лесных массивов и месторождений фосфоритов были закончены в 1940 линия Яр - Фосфоритная и линия, соединившая столицу Чуваш. АССР Чебоксары со ст. Канаш. Вводом в эксплуатацию участка Ижевск - Игра (1945) и Пибаньшур - Игра (1947) были соединены две линии: Казань - Свердловск и Киров-Пермь - Свердловск. Г. ж. д. обслуживает крупные пром. р-ны по производству автомобилей, машин, станков, судов, выработке электроэнергии, продуктов химии, точного машиностроения, нефтепереработки, р-ны лесозаготовок и деревообработки, месторождения строит. материалов, торфа, а также с.-х. р-ны по произ-ву зерна, льна и р-ны развитого животноводства. В 1969 грузооборот Г. ж. д. составил 117 млрд. т*км, или 4,9% от сетевого. Св. 96% грузооборота дороги обслуживается электрич. и тепловозной тягой. В общем объёме грузооборота транзит составляет 35%, ввоз 25%, вывоз 21% и местное сообщение 18%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют каменный уголь, лесоматериалы, чёрные металлы, руда, нефте-грузы, продукция машиностроения и хлебные грузы. Ввоз: уголь, металлы, строит. материалы, отд. виды нефтепродуктов, продукция лёгкой и пищевой пром-сти. Вывоз: лесоматериалы, автомобили, нефтегрузы, продукция машиностроения. В местном сообщении перевозятся преим. строит. грузы, торф, лесоматериалы, грузы с. х-ва. Ср. грузонапряжённость Г. ж. д. примерно 20 млн. т*км/км, что в 1,3 раза больше среднесетевой. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов Г. ж. д.: Зелецино, Верхнекамская, Чернушка, Казань, Горький, Навашино, Игумново, Киров, Ижевск, Владимир, Балахна. Г. ж. д. координирует работу с речным транспортом. Крупные пункты перевалки: Горький, Казань, Котельнич, Камбарка, Сарапул, Сайгатка, а их осн. грузы: уголь, хлеб, руда, строит. и лесоматериалы.Общий пассажирооборот Г. ж. д. составляет ок. 10% сетевого. В 1969 по дороге перевезено 115 млн. пассажиров, из них 100 млн. в пригородном сообщении. Через Г. ж. д. транзитом следуют поезда из Москвы и Ленинграда на Урал, в Сибирь и на Д. Восток. Г. С. Райхер.