Что такое городской транспорт
городской транспорт
Большая советская энциклопедиягородской транспорт - комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на терр. города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников и зон массового отдыха, удалённых от жилых массивов и пром. р-нов, Г. т. обслуживает всю агломерацию. Г. т. является важной отраслью городского хозяйства.Развитие совр. городов (особенно с населением 100 тыс. жит. и больше) сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в новые окраинные р-ны, удалением жилых р-нов от мест приложения труда. Следствие этого - увеличение дальности пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом, и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растёт и объём грузовых перевозок внутри городов. Развитие Г. т. и улучшение обслуживания населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени населения.
Г. т. включает: трансп. средства (подвижной состав); путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады, мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок); пристани и лодочные станции; средства энергоснабжения (тяговые электроподстанции, кабельные и контактные сети, бензозаправочные станции - бензоколонки); ремонтные мастерские и заводы; депо и гаражи; станции технич. обслуживания, пункты проката автомобилей; линейные устройства (связь, сигнализация, блокировка); диспетчерское управление. По назначению Г. т. подразделяют на пассажирский, грузовой и спец. транспорт.
Г. т. пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомоб. транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной "трамвай", моторные и гребные лодки, паромные переправы); возд. транспорт (вертолёты).
Быстрый рост автомобилестроения во 2-й четв. и особенно в нач. 2-й пол. 20 в. в развитых капиталистич. странах привёл к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них б. ч. пассажирских перевозок. Так, в городах Великобритании и Франции легковыми автомобилями выполняется ок. 70%, а в городах США - ок. 90% всех пасс. перевозок (1967). Стихийное развитие легкового автомоб. транспорта без необходимой увязки его с общей проблемой Г. т., в частности с пропускной способностью улично-дорожной сети, привело во мн. случаях в крупных и особенно крупнейших городах капиталистич. мира к "транспортному параличу" гор. движения, гл. обр. в центр. р-нах городов в часы "пик". Это потребовало введения ряда ограничений на движение индивидуального транспорта (в Нью-Йорке-Манхаттан, в Лондоне - Сити) и вынудило муниципалитеты мн. крупных городов обратить внимание на преимущественное использование средств массового общественного транспорта, в частности внеуличного.
В СССР главенствующая роль в гор. пассажироперевозках принадлежит массовому общественному транспорту (особенно поездки на работу и с работы, составляющие 98-99% от всех поездок). Доля легкового автомоб. транспорта в общем объёме гор. пасс. перевозок в СССР невелика (в 1967 ок. 4%).
С сер. 1960-х гг. в ряде стран появляется новый вид пасс. транспорта - скоростной трамвай; он распространён в ФРГ, Бельгии, Швеции, США. В СССР линии скоростного трамвая проектируются в Ленинграде, Киеве, Риге, Волгограде, Саратове, Перми и др. городах. Возможность организации маршрутного (а не только линейного, как у метрополитена) движения в сочетании с достаточно высокой скоростью (25-30 км/ч) и значительно меньшей (сравнительно с метрополитеном) стоимостью строительства делает скоростной трамвай весьма перспективным видом транспорта для мн. крупных городов СССР.
По данным Междунар. союза общественного транспорта, во всём мире (без СССР) имелось в 1967 36 городов с метрополитеном, 401 город с трамвайным и 271 город с троллейбусным транспортом. В 31 городе мира имелся такой вид Г. т., как монорельсовые дороги, однако только две из них находились в нормальной эксплуатации - в Вуппертале (ФРГ) и Токио протяжённостью ок. 13 км каждая. Остальные дороги либо экспериментальные, либо носят характер аттракционов.
В дореволюционной России трамвайное сообщение было (в нынешних границах СССР) в 42 городах с общей протяжённостью одиночного эксплуатац. пути 1690 км и годовым объёмом перевозок 1128 млн. пассажиров. Автобусы имелись в весьма ограниченном количестве и эксплуатировались гл. обр. в междугор. сообщении на курортах Крыма и Кавказа. За время 1-й мировой войны 1914-18 и Гражд. войны и воен. интервенции 1918- 1920 Г. т. пришёл в полный упадок. Сов. государству пришлось восстанавливать разрушенное трамвайное х-во, а затем развивать его, одновременно вводя новые виды транспорта. С 1924 начало развиваться автобусное сообщение; в 1933 в Москве было организовано троллейбусное сообщение, а в 1935 открыта первая линия метрополитена.
В 1970 все города СССР обслуживались массовым пасс. транспортом. Все его виды (метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус) имеются в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку; трамвай, троллейбус и автобус - в 56 городах, трамвай и автобус - в 54, троллейбус и автобус - в 55 городах. Остальные города обслуживаются только автобусом. Общий объём перевозок на массовом общественном транспорте в городах СССР за 1970 составил ок. 36 млрд. пассажиров и, кроме того, на пригородных линиях автобусами и ж.-д. транспортом перевезено ок. 7 млрд. пассажиров. Доля отд. видов Г. т. в пасс. перевозках составляла (1970): метрополитена 6,4%, трамвая 22,2%, троллейбуса 17,0% и автобуса 54,4% . Протяжённость линий пасс. Г. т. достигла к кон. 1970: метрополитена 214,5 км (двойного пути), трамвая 8261 км, троллейбуса 8142 км (одиночного пути). Протяжённость маршрутов автобусов в городах составила 87 800 км.
Развитие пасс. Г. т. в СССР характеризуется данными табл. 1 и 2.
В дек. 1967 Сов. Мин. СССР принял пост. "О мерах по улучшению обслуживания населения городским пассажирским транспортом", определяющее направление в технич. политике его развития на ближайшую перспективу.
Г. т. грузовой включает: грузовой автомоб. транспорт общего назначения и специализированный, выполняющий осн. объём грузовых перевозок в городах; грузовой таксомоторный автотранспорт, обслуживающий индивидуальные грузовые перевозки населения; грузовой электротранспорт - трамваи и троллейбусы, осуществляющие в некоторых городах перевозку грузов по стабильным направлениям; конный (гужевой) транспорт, имеющий распространение в малых городах и посёлках гор. типа для перевозки небольших объёмов грузов на короткие расстояния. Грузовые перевозки в городах производятся также ж.-д. пром. транспортом, который обслуживает крупные промышленные предприятия и склады, и водным транспортом в городах, расположенных на берегах судоходных рек и морском побережье.
В городах СССР грузовые перевозки осуществляются, как правило, централизованно крупными трансп. предприятиями, объединяющими в своих х-вах осн. парк грузовых автомобилей.
Г. т. специальный состоит из парка специализированных автомобилей по обслуживанию нужд города и его населения - снегоочистительные и снегоуборочные машины, машины для посыпки улиц песком в зимнее время, подметальные, тротуароуборочные и поливочные машины, мусоровозы, автовышки, пожарные машины, санитарные машины и др. (см. Коммунальные машины.).
Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75 намечено расширить перевозки населения городским пассажирским транспортом, в частности увеличить выпуск автобусов большой вместимости.
Лит.: Петров В. К.,Сосянц В. Г., Городской транспорт. Уч. пособие, М.- Л., 1949; Страментов А. Е., Фишельсон М. С., Городское движение, 2 изд., М., 1965; Городской транспорт № 4 (Организация движения), в сб.: Научные труды Академии Коммунального хозяйства им. К.Д.Панфилова, в. 45, М., 1967; Проблемы перевозок, "Труды Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике", 1968, т. 56, в. 4; Галонен Ю. М., Науменко В. С., Современное состояние и тенденции развития общественного транспорта в крупных городах. Обзоры по городскому хозяйству, М., 1970. И. А. Молодых.
Табл. 1.-Количество городов СССР, имеющих массовый пассажирский транспорт (на конец года)
Табл. 2.- Объём пассажирских перевозок в городах СССР за год (млн. пассажиров)
Вид транспорта | 1917 | 1940 | 1950 | 1960 | 1970 |
Метрополитен | | 1 | 1 | 3 | 5 |
Трамвай | 42 | 81 | 91 | 108 | 110 |
Троллейбус | -- | 8 | 29 | 53 | 111 |
Автобус | - | 325 | 459 | 1241 | 2017 |
Вид транспорта | 1917 | 1940 | 1950 | 1960 | 1970 |
Метрополитен | | 377 | 629 | 1148 | 2295 |
Трамвай | 1128 | 7283 | 5156 | 7827 | 7962 |
Троллейбус | | 293 | 945 | 3041 | 6122 |
Автобус | - | 550 | 957 | 8932 | 19518 |
Всего | 1128 | 8503 | 7687 | 20948 | 35897 |