Что такое государственная служба
государственная служба
Большая советская энциклопедиягосударственная служба - вид трудовой деятельности, заключающийся в практич. осуществлении гос. функций работниками государственного аппарата, занимающими по выборам, по назначению или по конкурсу должности в гос. учреждениях и получающими от гос-ва вознаграждение за свой труд. Как адм.-правовой ин-т Г. с.- комплекс правовых норм. определяющих правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, ответственность гос. служащих и формы их поощрения.В СССР, где в результате Великой Окт. социалистич. революции был ликвидирован старый гос. аппарат, нет приви-легиров. чиновничества, гос. бюрократии как особой касты, стоящей над народом и властвующей над ним. Декретом ВЦИК от 10 (23) ноября 1917 были упразднены сословия и гражд. чины, в 1918 для гос. служащих и рабочих были установлены равные ежегодные отпуска, гос. служащие были приравнены ко всем др. трудящимся в отношении социального обеспечения, продолжительности рабочего дня, на них было распространено единое трудовое законодательство. Сов. гос-во законодательно закрепило право каждого гражданина обжаловать неправильные действия любого служащего.
Осн. содержание сов. Г. с.- организаторская работа по претворению в жизнь сов. законов, решений Советов депутатов трудящихся, по осуществлению задач и функций Сов. гос-ва, творч. науч. разработке вопросов гос. управления. Сов. гос. служащие осуществляют свою деятельность от имени гос-ва, что в ряде случаев обусловливает наличие у нек-рых из них определённых властных полномочий (напр., право найма и увольнения). Действия их порождают правовые последствия или условия, необходимые для возникновения таких последствий. Г. с. (порядок и условия поступления на работу, оплата труда, увольнение и т. п.) регулируется единым для всех рабочих и служащих законодательством о труде: Основами законодательства о труде, КЗоТ союзных республик, а также адм. законодательством - спец. положениями об органах гос. управления, должностными инструкциями и др. правовыми актами, в к-рых определены служебно-должностные обязанности и права гос. служащих, нек-рые особенности их правового положения (требование в ряде случаев спец. образования, запрещение службы близких родственников на соподчинённых или подконтрольных должностях и др.).
По характеру выполняемых функций работники гос. аппарата разделяются на гос. служащих, наделённых полномочиями властного характера (право отдавать распоряжения, принимать на работу, распоряжаться гос. имуществом и т.д.), и гос. служащих, выполняющих функции вспомогат., спец. характера, необходимые для реализации задач данного гос. органа. Соответственно различают должностных лиц, представителей власти, специалистов или функциональных работников (инженеры, экономисты, врачи и т. д.) и вспомогат. персонал.
Программа КПСС 1961 предусматривает дальнейшую демократизацию Г. с.: распространение принципа выборности и подотчётности перед представит. органами и избирателями на всех руководящих работников; периодич. сменяемость и систематич. обновление состава руководящих органов и др.
В бурж. гос-вах Г. с.- один из старейших социальных институтов, в к-ром сложились строгая классификация, иерархич. правила и традиции. Термин "Г.с." иногда заменяется термином "гражд. служба" (Великобритания, США), "публичная служба" (Франция, ФРГ, Япония). В каждой стране имеется установленная нормативными актами классификация гос. служащих, в силу чего постоянно сохраняется резкая грань между высшими и низшими служащими с точки зрения их заработной платы, привилегий и т. д. Обычно существует три-четыре группы (класса) служащих (напр., в Великобритании - администраторы, исполнители, клерки и обслуживающий персонал, во Франции - высший, 1-й и 2-й классы, каждый из к-рых подразделяется на 7-8 ступеней). Для каждой группы установлен образоват. ценз. См. также Бюрократия.
Лит.: Манохин В. М., Советская государственная служба, М., 1966; Административное право, М., 1970, с. 84-95, 148 - 59. П. И. Романов.