Что такое готика « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > г > готика

Что такое готика


готика  Словарь Ожегова


   готика - стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений
   

готика   Большая советская энциклопедия

готика - (от итал. gotico, букв.- готский, от назв. герм. племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключит. этапом в развитии ср.-век. иск-ва стран Зап., Центр. и частично Вост. Европы (между сер. 12 и 15-16 вв.). Термин "Г." был введён итал. гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего ср.-век. иск-ва, считавшегося "варварским". С нач. 19 в., когда для иск-ва 10-12 вв. был принят термин "романский стиль", были ограничены хронологич. рамки Г., в к-рон, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.
 
 

0710-1.jpg

Схема конструкции готического храма.

В идеологии и культуре времени Г. сохранялись феод.-церк. основы; Г. развивалась, как и романский стиль, в областях, где господствовала католич. церковь, и под её эгидой. Готич. иск-во оставалось по преимуществу культовым по назначению и религ. по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Отсюда сим-волико-аллегорич. способ мышления в Г. и черты условности в её художеств. языке. От романского стиля Г. унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе иск-в, и традиц. типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преим. витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком Пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамич. архит. ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Вместе с тем развитие иск-ва Г. отразило кардинальные изменения в структуре ср.-век. об-ва: начало формирования централизованных гoc-в, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - гор., торговых и ремесл.-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев. В период Г., с его более высоким уровнем развития обществ. сознания, ремесла и техники, ослабевали устои ср.-век. религ.-догматич. мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетич. освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирич. эмоций; сложились новые архит. типы и тектонические системы.

Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия ("украшенный стиль"; аббатство Гисборо). 4. "Перпендикулярная готика". Англия (собор в Уинчестере).
0710-2.jpg
 
 
 

Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражд. архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торг. ряды, склады, гор. башни-"бефруа" и т. д.). Складывались гор. архит. ансамбли, в к-рые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Гл. гор. площадь обстраивалась домами с аркадами, торг. и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2-5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификац. стр-во: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.

Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамич. единство пространств. ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием гор. жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преим. богословского), символом Вселенной; весь художеств. строй собора, сочетавший торжеств. величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластич. мотивов со строгой иерархич. системой их соподчинения, выражал не только порождённые феод. строем идеи обществ. иерархии, власти божеств. сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
0710-3.jpg

Разрезы готических храмов, 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211 - 1311. 2. Зальная церковь Элизабеткирхе в Марбурге. ФРГ. 1235-83.
 
 
 

Синтез иск-в в Г. несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все ср.-век. представления о мире. Осн. видом изобразит. иск-ва была скульптура. Впервые после античности статуи и скульпт. группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художеств. содержание и развитые пластич. формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистич. основе) интерес к реальным природным формам, к физич. красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этич. ценностей существенно видоизменился: в иск-во вошли тема материнства, тема нравств. страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия. Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил ср.-век. общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм иск-ва Г.: в нём переплетались лиризм и трагич. аффекты, высокая духовность и сатира, фантастич. гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряжённый эмоциональный строй готич. иск-ва непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-образным изгибом и остро выразит. ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах. Эпоха Г.- время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных иск-в, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлич. изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах - всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки. Г. зародилась в Сев. Франции в сер. 12 в. и достигла расцвета в 1-й пол. 13 в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоят. политич. и экономич. силы и новыми потребностями гор. жизни; быстрому развитию франц. Г. способствовал нац. подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизов. королевства и независимости растущих городов стали кам. готич. соборы, получившие во Франции свою классич. форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к к-рому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Необычайно высок (в соборе в Бове 47,5 м) и просторен (в соборе в Амьене 118 м X 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого гл. нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, к-рые вместе с диагонально перекрещивающимися рёбрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространств. свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонич. сил, мощью своего ритма.

Двухбашенные зап. фасады франц. соборов с 3 глубокими "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архит.-пластич. мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед коленками порталов и в верх. арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символич. систему, в к-рую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорич. образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбур, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Др. части здания также украшались рельефами, статуями, растит. орнаментом, изображениями фантастич. животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме к-рых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готич. каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44). К ранней Г. относятся также соборы в Лане (ок. 1150-1215), Парижской богоматери (1163-1257), в Шартре (1194-1260). Особым богатством ритма, совершенством архит. композиции и

Планы готических храмов. 1. Собор в Реймсе. Франция. 1211-1311. 2. Церковь Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце. ГДР. 1499 - 1525. 3. Церковь Олевисте в Таллине. 13 - 16 вв.
0710-4.jpg

скульпт. декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. - в Реймсе (1211-1311) и Амьене (1220-88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48) с великолепными витражами. С сер. 13 в. соборы франц. типа строились в др. европ. странах - в Германии (Кёльн, 1248-1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254-1517), Испании (Бургос, 1221-1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245-1745), Швеции (Упсала, начат ок. 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344-1420) и Италии (Милан, 1386-1856), где складывались также самостоят. нац. варианты Г. Крестоносцы донесли принципы франц. Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии. В самой Франции в кон. 13 - нач. 14 вв. стр-во соборов переживало кризис: архит. формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художеств. формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собств. культуру, и аристократизация феод. знати, возрастающая утончённость придворного быта. С 14 в. всё большее значение приобретали гор. и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам ("сетчатым", "сотовым", "звёздчатым" и т.д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней ("пламенеющей") Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70). Возрастает значение светского гор. зодчества, в к-ром использовались не столько конструктивные особенности Г. ,сколько её композиц. и декоративные приёмы: на гл. площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334-52; замок Пьерфон, 1390-1420), строятся особняки ("отели") богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443- 1451). Кам. скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В позднеготич. иск-ве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображённых с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14-15 вв.), портрет ("Иоанн Добрый", ок. 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц ("Малый часослов герцога Беррийского", ок. 1380-85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам франц. готич. иск-ва принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель.

В Германии расцвет Г. наступил в сер. 13 в. (зап. хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235 -83); на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбург-им-Брейсгау, ок. 1200 - кон. 15 в.; Ульм, 1377- 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275 - 1334; Мариенкирхе в Любеке, ок. 1270- 1350), в к-рых упрощение планов, объёмов и конструкций сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазуров. и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-40). Многообразны по типам, композиции и декору кам., кирпичные и фахверковые светские постройки - гор. ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы - с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластин, экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург- 13в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя нем. Г. (кон. 14- нач. 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499-1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471- 1485) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готич. постройки возникли в Австрии (готич. части собора св. Стефана в Вене, 1304-1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421-1588).

Славу нидерл. Г. принесли великолепные башни соборов в Антверпене (1521 - 1530) и Мехелене (1452-1578), но особенно гражд. постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304, в Брюгге, 1248-1482; ратуши в Брюсселе, 1401-55, Лёвене, 1448-59, Ауденарде, 1526-37), декор к-рых подчас фантастически сложен и богат.

В Англии предпосылки для Г. возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готич. своды - в соборе в Дареме, ок. ИЗО-33), но развитие её, прерывавшееся внутр. ист. потрясениями, было замедленным и длительным. Англ. соборы, б. ч. монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность объёмов как бы возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора различаются стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери, 1220- 1266), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" Г.; собор в Эксетере, между 1275-1375) и "перпендикулярный", не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329-77; капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446- 1515). С Г. связан расцвет англ. книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Влияния англ., франц., а также нем. кирпичной Г. переплетались в готич. зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готич. части - 1180-1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, ок. 1300-15 в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430).

В Испании гор. соборы (Леон, 1205-88; Севилья, 1402-1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского иск-ва сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготич. однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укреплённые контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325-1607, шир. нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426-51). В 16 в. готич. конструкции были перенесены в исп. колонии в Америке.

Своеобразна Г. Италии, где в 13-14 вв. готич. элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290-1569); даже храмам с готич. сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, ок. 1278-ок. 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. В богатых итал. городах велось интенсивное стр-во гражд. зданий - ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310) и дворцов (Дворец дожей, в осн. 14-16 вв., и Ка д'Оро, 1422-40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готич. стиля. Влияние венец. Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В итал. изобразит. иск-ве распространение Г. было ограничено ранним развитием культуры Возрождения.

В вост. областях Европы готич. постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии Г. распространилась в кон. 13-15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были начаты собор св. Вита и Старомест-ская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388-1547), построены Карлов мост в Праге (1357- 1378), королев. замок Карлштейн (1348- 1357) и зальные церкви юж. Чехии. Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382-1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, ок. 1385-ок. 1476). В Польше развитие Г. началось в 13-14 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378-1492, и Торуни, 13-14 вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, ок. 1360-1548; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343-1502) и нередко украшались фресками. В Латвии переход к Г. падает на 13- 14 вв. (Дамская церковь в Риге, 1211 - ок. 1300; замок в Цесисе, 13-16 вв.). В юж. Эстонии в 14 в. строились кирпичные готич. церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готич. облик Таллина определился в 14-15 вв., когда были построены стены и мн. башни, сложились укреплённый центр - Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341-1628) и церковью Олевисте (хор - ок. 1400). К 14-15 вв. относятся и ранние готич. памятники Литвы (Тракайский замок на о-ве); в 15-16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.

В позднеготич. эпоху накопление эмпи-рич. знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали в противоречие с догматич. основой Г., вели к её распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания. Этот процесс отчётливо проявился в 14 в. во франц. миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) Бургундии, в чеш. скульптуре (Пётр Парлерж) и живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и Тршебоньского алтарей). Ещё интенсивнее он шёл в 15 в., ускоренный влиянием итал. и нидерл. Возрождения, а в 16 в. Г. повсеместно уступала место ренессансной культуре. Тем не менее нац. готич. наследие, глубоко укоренившееся в нар. жизни мн. европ. стран, оказывало сильное влияние на иск-во Возрождения и барокко, особенно в Сев. Европе, а затем стало объектом подражания и стилизации (см. Ложная готика). Романтизм 19 в. усилил интерес к Г., вошедшей в круг осн. источников духовных традиций человечества. Археол. изучение Г. вызвало возрождение принципов готич. конструкции, повлияв на формирование новых конструктивных систем, а попытки реставрации ср.-век. художеств. ремёсел стали отправной точкой для поисков новых путей развития декоративного искусства.

Илл. см. на вклейках - к стр. 33 и табл. IX, X (стр. 208-209).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960; Нессельштраус Ц. Г., Искусство Западной Европы в средние века, Л.- М., 1964; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966; Harvey J., The gothic world. 1100 - 1600, L., 1950; Sedlmayr H., Die Entstehung der Kathedrale, Z., 1950; Jantzen H., Die Gothik des Abendlandes, Schauberg - Koln, 1962; Martindale A., Gothic art. From the twelfth to fifteenth centuries, N. Y.- Wash., [1967]. E. П. Ювалова.
 
 
 
 



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru