Что такое конференция оон по торговле и развитию
конференция оон по торговле и развитию
Большая советская энциклопедияконференция оон по торговле и развитию - (ЮН КТАД; United Nations Conference of Trade and Development), орган Ген. Ассамблеи ООН. Учреждена в 1964. Участниками конференции являются гос-ва, входящие в ООН, её специализированные учреждения или в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).Основные цели ЮН КТАД: содействие расширению торговли между странами с различными уровнями экономич. развития, между развивающимися странами, а также между странами с различным социально-экономич. строем; разработка принципов и политики в сфере междунар. торговли и связанных с ней проблем экономич. развития; координация деятельности др. учреждений системы ООН в области междунар. торговли; организация переговоров и утверждение многосторонних правовых актов в области торговли; согласование политики гос-в и региональных экономич. группировок в сфере торговли и развития.
Создание ЮН КТАД явилось серьёзной победой прогрессивных сил, выступающих за перестройку междунар. экономич. отношений. Оно стало возможно в результате активного сотрудничества социалистич. и развивающихся стран, направленного на решение широкого круга проблем торговли и развития путём установления новых принципов в междунар. торговле и сотрудничестве.
По уставу сессии ЮН КТАД созываются 1 раз в 3 года. Для выполнения функций конференции в перерывах между её сессиями образован постоянный выборный орган - Совет по торговле и развитию, созываемый ежегодно. В состав Совета входят 55 членов (31 от развивающихся, 18 от развитых капиталистич. и 6 от социалистич. стран). Вспомогательными органами Совета являются учреждённые им постоянные комитеты: по сырьевым товарам; готовым изделиям; финансированию, связанному с торговлей; морским перевозкам; специальный комитет по преференциям и др.
1-я сессия ЮН КТАД (Женева, 1964) разработала и провозгласила принципы междунар. торговых отношений и торговой политики, основывающиеся на суверенном равенстве гос-в и рассматривающие ликвидацию остатков колониализма как необходимое условие экономич. развития. На формирование этих принципов большое влияние оказали прогрессивные концепции междунар. экономич. сотрудничества, изложенные в совместных предложениях ПНР, СССР и ЧССР.
На 2-й сессии (Дели, 1968) была разработана и одобрена программа действий по улучшению положения на рынках ряда сырьевых товаров, играющих важную роль в экспорте многих развивающихся стран. Главный упор в этой программе сделан на заключение междунар. товарных соглашений. Были приняты резолюции по вопросам условий помощи развивающимся странам, проблемам торговли и экономич. сотрудничества между гос-вами с различным социально-экономич. строем.
Однако из-за противодействия империалистич. держав многие прогрессивные принципы междунар. сотрудничества ещё не стали нормой взаимоотношений между всеми странами. Осложнилась обстановка на мировых товарных рынках и особенно для развивающихся стран, что проявляется в динамике цен на сырьё, в состоянии их платёжных балансов и в растущей неустойчивости в сфере валютно-финанс. отношений. Одной из важных причин этого является задержка с выполнением рекомендаций сессий ЮН КТАД большинством развитых капиталистич. стран. Продолжаются также попытки принизить роль ЮН КТАД, перенести решение насущных экономич. проблем в др. институты, не обладающие для этого достаточными полномочиями и компетенцией (впер-вую очередь ГАТТ-Генеральное соглашение о тарифах и торговле). Мешает деятельности ЮН КТАД и то, что она до сих пор не стала универсальной орг-цией. СССР неуклонно выступает за всемерное повышение роли ЮН КТАД, претворение в жизнь прогрессивных принципов мировой торговли, активно поддерживает стремление развивающихся стран к справедливому междунар. разделению труда, к быстрейшей ликвидации последствий колониализма и созданию независимой нац. экономики. 3-я сессия ЮН КТАД состоялась весной 1972 в Сантьяго (Чили).
Лит.: ООН и международное экономическое сотрудничество, М., 1970; Ф?мин В. В., ЮН КТАД: международная организация по торговле и развитию, М., 1970.
С.А.Серенко.
КОНФЕРЕНЦИЯ ПАРТИЙНАЯ, 1) К. п. Всесоюзная (до 1924 - Всероссийская), парт, орган, созываемый по мере необходимости ЦК КПСС для обсуждения назревших вопросов политики партии. Порядок проведения К. п. Всесоюзной определяется ЦК КПСС (см. Устав КПСС, 1971, § 40). До Великой Октябрьской социалистической революции состоялось семь Всероссийских К. п., из к-рых 6-я (Пражская) и 7-я (Апрельская) по значению обсуждавшихся вопросов, представительству и функциям (заслушивание отчётов ЦК, выборы центр, органов) фактически могут быть приравнены к съездам. После установления Советской власти К. п. Всесоюзные (Всероссийские) проводились до 1941 [18-я конференция В КП(б)]. Созыв Всесоюзных (Всероссийских) К.п. предусматривался Уставами партии. С 1934 [17-й съезд В КП(б)] по 1939 118-й съезд В КП(б)] и с 1952 (19-й съезд КПСС) по 1966 (23-й съезд КПСС) пункт о созыве Всесоюзных К. п. в Уставе партии отсутствовал.
2) Высший орган областной, краевой, окружной, городской, районной партийной организации. К. п. созывается соответствующим партийным комитетом 1 раз в 2-3 года (в округах, городах, районах вместе с К. п. могут проводиться общие собрания коммунистов). Она заслушивает отчёты к-та, ревизионной комиссии, обсуждает по своему усмотрению др. вопросы парт., хоз. и культурного строительства, избирает соответственно областной, краевой, окружной, городской, районный комитет, ревизионную комиссию и делегатов на вышестоящую конференцию или съезд. Нормы представительства на К. п. устанавливаются созывающим её парт, к-том. Внеочередные (чрезвычайные) К. п. могут созываться по решению соответствующего парт, к-та или по требованию '/з общего числа членов партии, входящих в данную парт, орг-цию. В периоды между съездами коммунистич. партий союзных республик для обсуждения важнейших вопросов деятельности парт, орг-ций ЦК компартий могут созывать республиканские К. п., порядок проведения которых определяется ЦК компартий республик (см. там же, §§ 43, 44, 48).
Г. В.Антонов·