Что такое конфитюр « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > к > конфитюр

Что такое конфитюр

конфитюр   Большая советская энциклопедия

конфитюр - (франц. confiture, от confire - варить в сахаре), разновидность джема, желе с равномерно распределёнными в нём целыми или измельчёнными плодами (ягодами), уваренными с сахаром с добавлением желирующих веществ (чаще всего пектина). Сырьём служат плоды и ягоды сырые, свежезамороженные или заготовленные впрок горячим розливом. Подготовленные плоды бланшируют (см. Бланширование), затем варят в сах. сиропе, добавляя желирующие вещества, лимонную кислоту, иногда ванилин. Термин "К." применяется в основном в Венгрии, Болгарии.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
 
 

КОНФЛИКТ художественный, коллизия художественная, противоборство, противоречие между изображёнными в произведении действующими силами - характером и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера; в структуре художественного произведения оно выступает как идеологически значимое противопоставление (оппозиция) соответствующих образов. Термин "К." (или коллизия) традиционно применяется к временным изобразительно-динамич. видам и жанрам иск-ва: лит-ре (драма, мн. эпич. жанры, иногда - лирика), театру, кино. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, К. по его ходу непрерывно трансформируется в направлении кульминации и развязки; т. о. произведению обеспечивается внутр. диалектич. единство и цельность. К. непосредственно раскрывается в сюжете (к-рый часто называют "движу-щимся К."), а также в предметных деталях, композиции и языке произв. В эпопее, драме, романе, новелле, киносценарии К. составляет обычно ядро темы и проблематики, а характер его разрешения предстаёт как определяющий момент художественной идеи. Эстетич. специфика художеств. К. выступает в таких категориях, как трагическое, комическое, идиллическое (отсутствие К.) и др., обобщающих типологически-мировые свойства художественных К.

Самым общим источником содержательности художеств. К. являются духовно- и социально-историч. противоречия реального мира. Однако, в отличие от обществ, наук и публицистики, иск-во осваивает социальный К. опосредствованно,- отражая те многообразные противоречия, к-рые он порождает в человеческих взаимоотношениях, взятых в их полноте и целостности, в их духовно-душевном, интеллектуальном,телесном своеобразии. Например, в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" разлад передовой дворянской интеллигенции с самодержав-но-крепостнич. строем и рус. "миром" вообще выявляется гл. обр. в личной драме героя, терпящего крах в дружбе и любви; при этом обнаруживается несоответствие между обществ, воспитанием героя и подлинной человечностью, что определяет и внутр. К. его с самим собой. Очевидно, что определение объективного социального противоречия, питающего художеств. К., ещё не характеризует неисчерпаемую и новую для каждого последующего поколения идейную глубину произв. Ведь одной то же объективное противоречие отразилось во мн. других романах того периода ("Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, "Кто виноват?" А. И. Герцена, "Рудин" И. С. Тургенева и др.), по своему содержанию, однако, глубоко отличных от "Евгения Онегина". Художеств. К. ценен своим индивидуальным, неповторимым смыслом. Вместе с тем К. в произв. определённой историч. эпохи обладают нек-рой общностью: в них отражается одна историческая стадия развития обществ, взаимоотношений и личностного самосознания.

Для антич. иск-ва одним из центральных является К. ограниченного в предвидениях человека и тяготеющего над ним рока; для позднего Возрождения - героически самодеятельной личности и эгоистич. индивидуализма, антигуманных обстоятельств; для барокко - К. прекрасного и безобразного в натуре человека, чувственной природы и духовного аскетизма; для классицизма - личных страстей и гражд. долга; для романтизма - "гениальной" личности и прозаич. среды. Реализм, приблизив художеств. К. к его социально-историч. основе,- противоречие между сущностью, возможностями человека и его конкретно-обществ. бытием, невоплотимость внутр. мира личности в социально-историч. плоть (человек в романе, по Бахтину, или больше своей судьбы, или меньше своей человечности) - развил небывалое многообразие К. В лит-ре модернизма превалируют К. индивида с отчуждённой реальностью, сознания и подсоз нания, биологич. и социального в чело веческой природе.

Социалистич. реализм, наследуя богатство классич. К., вскрывает их об ществ. детерминированность и выдвигает как гл. К.: противостояние и встречу человека и истории,социально-классовые антагонизмы и их революц. разрешение, становление нового коллективистского сознания в борьбе с индивидуалистич. моралью.

Впервые обстоятельно теория К. разработана Г. Гегелем. По Гегелю, "противоположность, содержавшаяся в ситуации", образует возможность и необходимость действия, состоящего в противоборстве, "акциях и реакциях" действующих сил - непременно "субстанциональных", всеобщих положительных сил; исчерпав взаимные требования, противоположности сливаются в гармонич. идеале.

Марксистская эстетика акцентирует объективную социально-историч. природу К. и настаивает на его разрешении согласно смыслу историч. прогресса. Вместе с тем она принципиально допускает неразрешимость художеств. К. в рамках отд. произведений. Ф. Энгельс специально оговаривал, что "...писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333). Проблема художеств. К. остаётся актуальной в сов. эстетике.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, в 4 тт., т. 1-3, М., 1968 - 71; Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, кн. 2, М., 1964; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, там же, [кн. 1], М., 1962. М. Я. Эпштейн.
 
 



Вернуться