Что такое конфуцианство « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > к > конфуцианство

Что такое конфуцианство

конфуцианство   Большая советская энциклопедия

конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Др. Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политич. жизни и обществ, строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы К. были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения К., выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политич. борьбе. Оно призывало к укреплению обществ, строя и сложившихся форм гос. управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуци-анцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. К. считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии - людей умственного и физич. труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. В Др. Китае существовали различные направления, между к-рыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политич. борьбы различных обществ, сил того времени. В связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями осн. проблем К. (о понятии "небо" и его роли, о природе человека, о связи этических принципов с законом и т. д.).

Главным в К. были вопросы этики, морали и управления гос-вом. Осн. принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно К., постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей,- яркое выражение социальной направленности, классового характера К.

К. уделяло большое внимание вопросам т. н. гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до К., но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", К. придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), к-рое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". К. призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями. Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счёте сложностью социально-политич. условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений, острой классовой борьбой и распрями между существовавшими тогда в Китае царствами. В такой обстановке в К., направленном на укрепление существующего обществ, строя, допускалась иногда критика отдельных правителей с противопоставлением им "мудрых" и "добродетельных" государей отдалённых времён (т. е. родоплеменных вождей) - Яо, Шуня, Вэнь Вана и др. В этой связи находится и проповедь К. социальной утопии об обществе Да тун ("Великого единения"), "золотого века" в истории Китая, во времена к-рого якобы не было войн и распрей, существовали равенство людей и подлинная забота о народе.

К. в дальнейшем эволюционировало, заимствовав мн. черты других др.-кит. идеологич. течений, в особенности легиз-ма (см. Фацзя), что являлось объективной необходимостью в условиях создания централизованной империи Хань, для управления к-рой требовался гибкий и разветвлённый адм. аппарат. Во главе его могли встать конфуцианцы, владевшие наукой управления на базе патернализма, традиций и освоившие легист-ские методы управления на основе законов и наказаний. Реформированное К. эпохи Хань, одним из главных представителей к-рого был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией и космологич. взглядами даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В 136 до н. э. при имп. У-ди оно было провозглашено офиц. доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до бурж. Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти. В К. усиливаются религ.-мистич. и реакц. черты. На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя - "сына неба", о верности подданного государю, о господстве "сына неба" над всеми народами Вселенной. Т. о., К. как господствующая идеология, веками проповедуя культ императора как исполнителя "воли неба", насаждало в народе фанатическую преданность "сыну неба", китаецентризм, шовинизм и пренебрежительное отношение к другим народам. К. как этико-политич. и религ. система проникло во все поры обществ, жизни и в течение мн. веков определяло нормы морали, семейные и обществ, традиции, науч. и филос. мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции. К. ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7-8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768-824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту К.

Новый этап развития К. относится к эпохе Сун (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200) - известного учёного-историка, филолога и философа, к-рый является создателем обновлённого К., философской системы неоконфуцианства. Неоконфуцианство восприняло и сохранило осн. принципы древнего К., его реакц. положения о незыблемости социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, благородных и подлых, о главенствующей роли "сына неба" - повелителя Вселенной. Неоконфуцианство также было поставлено на службу правящему классу и официально признано ортодоксальной господств, идеологией, к-рая вплоть до нового времени сковывала и тормозила развитие обществ.-политич. и филос. мысли, препятствовала прогрессу науки и техники, способствовала изоляции Китая от европ. цивилизации и её прогрессивной научно-технич. мысли, что явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая в новое время. Такую же роль, как в Китае, неоконфуцианство играло в Японии, Корее и Вьетнаме.

Бурж. реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники в конце 19 - нач. 20 вв. предприняли попытку, оказавшуюся безуспешной, модернизировать К., к-рое всё более вступало в противоречие с изменяющимися в связи с развитием капита-листич. отношений в стране условиями обществ, бытия. В период движения "4 мая" 1919 (см. "Четвёртого мая" движение), когда наряду с обществ.-политич. борьбой были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической и более передовой, К. был нанесён сильный удар. Тем не менее и после этого оно продолжало играть значит, роль в обществ, жизни Китая. В период господства чанкайшист-ского гоминьдана (1927-49) идеология К. была поставлена на службу гоминьдановской реакции. Даже после создания КНР К. продолжает оказывать нек-рое влияние на определённые слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китае-центризма и национализма.

Источи.: Лунь юй чжэн и ("Беседы и суждения" с комментариями), в кн.: Чжу-цзы цзи-чэн (Собр. произв. древних мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Мэн-цзы чжэн и ("Мэн-цзы" с комментариями), там же, т. 2; Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными комментариями), там же; Попов П. С-, Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904; его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910; Legge J., The Chinese classics, v. 1 - 5, Hongkong, 1960. Лит.: Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Василье в В. П., Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм, СПБ, 1873; Петров А. А., Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М-, 1940; Радуль-За-туловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.- Л., 1947; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966; Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970; Creel Н, G., Confucius. The man and the myth, L., 1951; Levenson J. R., Con-fucian China and its modern fate, v. 1-3, Berk.- Los Ang.- L., 1958-65; Wright A. F. (ed.), The Confucian persuasion, Stanford, 1960. Л.И.Цуман.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru