Что такое конкретное « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > к > конкретное

Что такое конкретное

конкретное   Большая советская энциклопедия

конкретное - (от лат. concretus, букв.- сгущённый, уплотнённый, сросшийся), единое в многообразном, общее в единичном, реальная связь сторон, граней объекта, знание его во всём богатстве существ, отношений, взаимодействий, противоречий.

Представители идеализма, напр. И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, исходили из понимания К. как только духовной в своей основе связи эмпирически данных явлений С их точки зрения К. существует лишь в абсолютизированном понятии. Сторонники эмпиризма сводят К. лишь к единичным чувственно-воспринимаемым вещам, а различные школы позитивизма - к индивидуальному объекту, понимаемому субъективно-идеалистически, как комплекс ощущений.

В диалектич. материализме понятие К. употребляется в двух смыслах: как непосредственно данное, чувственно-воспринимаемое и представляемое целое. В этом смысле К.- исходный пункт познания. В теоретич. мышлении К. выступает уже концептуально, как система науч. определений, выявляющих существ, связи и отношения вещей, событий, единство в многообразном, закономерности, тенденции развития явлений. Если первоначально К. дано субъекту в виде чувственно-наглядного образа целого предмет та, "витающего в представлении", ещё мысленно нерасчленённого и непонятого в его закономерных связях и опосред-ствованиях, то на уровне теоретич. мышления К. выступает как внутреннедиф-ференцированное целое, понятое в его противоречиях, развитии. К. противоположно абстрактному (см. Абстракция) и осмысливается в сравнении с ним. В процессе познания мысль движется от абстрактного, бедного содержанием понятия к К., более богатому содержанием понятию. В этом и состоит суть метода восхождения от абстрактного к конкретному, при помощи которого мышление усваивает К., воспроизводит его путём связывания понятий в целостную научную теорию, отражающую объективную расчленённость объекта и единство его существ, свойств и отношений.

Категория К. имеет важное методологич. значение в системе материалистич. диалектики. Одним из фундаментальных принципов диалектики является признание конкретности истины. Предупреждая против ошибок, связанных с неконкретным подходом к истине, В. И. Ленин писал, что "...всякую истину, если ее сделать „чрезмерной,"... если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 46). Принцип К. требует подходить к фактам природной и обществ, жизни не с общими формулами и схемами, а с точным учётом всех реальных условий, в к-рых находится объект познания, выделением его главных, существ, свойств, связей, тенденций, определяющих другие его стороны. А. Г. Спиркин.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru