Что такое конституции советские « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > к > конституции советские

Что такое конституции советские

конституции советские   Большая советская энциклопедия

конституции советские - в СССР закрепляют основы социалистич. обществ, и гос. строя СССР, союзных и авт. республик, систему органов Сов. гос-ва, принципы их организации и деятельности, осн. права и обязанности сов. граждан, материальные и правовые гарантии осуществления этих прав. В конституциях законодательно оформлены обществ, отношения и порядки, наиболее полно выражающие интересы трудящихся и отвечающие задачам коммунистич. строительства. Как осн. закон К. с. является юридич. базой всего текущего законодательства: все сов. законы должны соответствовать конституции, не могут противоречить ей.

В СССР - три вида конституций: Конституция СССР, конституции союзных республик и конституции авт. республик; все они строятся на единых социалистич. принципах. Конституция СССР обладает высшей юридич. силой в сравнении с конституциями союзных и авт. республик, она действует на всей территории СССР. Верховенство общесоюзной конституции выражается также в том, что конституции союзных республик должны быть построены в полном соответствии с Конституцией СССР, с учётом нац.-экономич. особенностей каждой союзной республики. Эти особенности обусловливают нек-рые структурные различия между Конституцией СССР и конституциями отд. союзных республик (напр., конституции всех союзных республик содержат спец. главу о респ. бюджете республики, хотя такой главы нет в Конституции СССР). Конституция АССР строится в соответствии с осн. принципами конституции той союзной республики, в состав к-рой входит данная АССР (после принятия Верх. Советом АССР она подлежит утверждению Верх. Советом союзной республики).

Первой сов. конституцией была Конституция РСФСР 1918. Осн. принципы этой конституции были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Сов. властьв период Великой Окт. социалистич. революции 1917, многие из них отражены в первых декретах Сов. власти, нашли отражение в документах Всероссийских съездов Советов, сформулировавших важнейшие положения о сов. обществ, и гос. устройстве, о системе органов Сов. гос-ва, правовом положении граждан и т. д. В качестве 1-го раздела в Конституцию 1918 была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция РСФСР 1918, как и другие К.с. 1918-1935, закрепляла как осн. орудие строительства социализма гос-водиктатуры пролетариата, а в качестве гос. формы этой диктатуры - Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Гсс. власть принадлежала только трудящейся части населения, составляющей абсолютное его большинство. Предусматривалось лишение политич. прав нетрудящихся классов и групп. В избират. праве рабочим предоставлялись определённые преимущества по сравнению с другими классами, в т. ч. и с крестьянством: представительство на Всероссийский съезд Советов от гор. Советов устанавливалось из расчёта 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а от губ. съездов Советов - из расчёта 1 делегат от 123 тыс. жителей. Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы гос. власти, устанавливала производств.-терр. принцип выборов в Советы. Эти же принципы были основополагающими для конституций союзных республик, принятых в 1919-29, для конституций АССР этого периода, а также для Конституции СССР 1924 - первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза ССР в 1922.

Действующая Конституция СССР, принятая Чрезвычайным 8-м съездом Советов Союза ССР 5 дек. 1936, отразила изменения, к-рые произошли в сов. обществ, и гос. устройстве с момента принятия Конституции СССР 1924, закрепила факт победы социализма в СССР. Основу этой К. с. составляют принципы социализма: безраздельное господство социалистич. собственности на землю, леса, фабрики, заводы и др. средства произ-ва; ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов; труд как обязанность и долг каждого работоспособного гражданина; право на труд, право на отдых и др. социалыю-экономич., политич. права и свободы сов. граждан. Политич. формой организации гос. власти в центре и на местах стали Советы депутатов трудящихся. Был введён принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, демократизирована система организации гос. власти, более чётко разграничена компетенция между органами власти и их исполнительно-распорядит. органами. Конституция СССР 1936 последовательно проводит принцип верховенства закона перед другими нормативными актами и приоритет представит, органов гос. власти по отношению ко всем другим звеньям гос. аппарата. Она значительно расширила объём демократич. прав и свобод сов. граждан, установила материальные, правовые и иные гарантии их осуществления.

Специфич. чертами Конституции 1936, раскрывающими её сущность как осн. закона социалистич. гос-ва, являются: принцип гос. суверенитета народа, его полновластия, к-рый гарантируется социалистич. системой х-ва и социалистич. собственностью на осн. орудия и средства произ-ва; нерушимый союз рабочих и крестьян и руководящая роль в этом союзе рабочего класса как передового и наиболее организованного класса сов. общества; руководящая и направляющая роль КПСС во всех сферах жизни сов. общества как важнейшая политич. гарантия реализации принципа нар. суверенитета; сов. федерализм в сочетании с унитаризмом как форма гос. устройства, наиболее полно выражающая принцип полного равноправия народов во всех сферах гос. деятельности, их права на самоопределение; принцип единства гос. власти и полновластия представит, органов социалистич. гос-ва; демократический централизм как основа организации и деятельности Сов. гос-ва и его органов.

На основании Конституции СССР 1936 были разработаны и приняты конституции союзных республик: РСФСР (утверждена 21 янв. 1937 Чрезвычайным 17-м Все-росс. съездом Советов), УССР (утверждена Чрезвычайным 14-м съездом Советов Украины 30 янв. 1937), БССР (утверждена 19 февр. 1937 Чрезвычайным 12-м съездом Советов Белоруссии), Азерб. ССР (утверждена 14 марта 1937 Чрезвычайным 9-м Всеазербайджанским съездом Советов), Груз. ССР (утверждена 13 февр. 1937 Чрезвычайным 8-м съездом Советов Грузии), Арм. ССР (утверждена 23 марта 1937 Чрезвычайным 9-м съездом Советов Арм. ССР), Туркм. ССР (утверждена 2 марта 1937 Чрезвычайным 6-м съездом Советов Туркм. ССР), Узб. ССР (утверждена 14 февр. 1937 Чрезвычайным 6-м съездом Советов Узб. ССР), Тадж. ССР (утверждена 1 марта 1937 Чрезвычайным 6-м съездом Советов Тадж. ССР), Казах. ССР (утверждена 26 марта 1937 Чрезвычайным 10-м Всеказахским съездом Советов), Кирг. ССР (утверждена 23 марта 1937 Чрезвычайным 5-м съездом Советов Кирг. ССР), Литов. ССР, Латв. ССР и Эст. ССР (приняты в авг. 1940) и Молд. ССР (февр. 1941). Собств. конституции приняты во всех АССР.

К. с. развиваются и изменяются по мере развития обществ, и гос. строя СССР. В. И. Ленин, говоря о Конституции РСФСР 1918, отмечал, что она "...будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизни" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 21). Причины, вызывающие необходимость изменений и дополнений в К. с., можно разделить на 2 важнейшие группы. Первая группа связана с существ, изменениями экономической и классовой структуры общества и гос-ва. В этом случае изменения и дополнения, вносимые в конституцию, настолько значительны, что затрагивают по существу всю систему и структуру конституции. Так, в 1935 7-й Всесоюзный съезд Советов указал на необходимость внесения в Конституцию таких изменений и дополнений, реализация к-рых обусловила разработку и принятие новой конституции - Конституции СССР 1936. Причины, относящиеся ко второй группе, не требуют коренной переработки конституции, они обусловлены текущей гос. деятельностью, потребностями дальнейшего совершенствования работы гос. аппарата и т. д. (напр., изменения системы гос. органов по руководству пром-стью, строительством, с. х-вом, компетенции органов Союза ССР и союзных республик и т. п.).

Значение и роль К. с. определяются прежде всего тем, что они утверждают социалистич. строй, полновластие трудящихся, служат юридич. основой для развития творч. инициативы и активности масс, являются важным средством мобилизации сил народа на решение задач коммунистич. строительства. Большая роль принадлежит К. с. в создании, развитии и укреплении социалистич. форм х-ва как материальной основы суверенитета трудящихся. Ещё первые К. с., выражая волю трудящихся, закрепляли складывавшиеся новые, социалистич. формы х-ва, обеспечивали им условия для всемерного развития и укрепления, создавая в то же время правовые ограничения для развития част-нокапиталистич. форм х-ва, для эксплуатации наёмного труда.

Действующие К. с. играют важную роль в создании материально-технической базы коммунизма. Они закрепляют принцип планового развития социалистич. экономики, обязывают каждого гражданина СССР беречь и укреплять социалистич. собственность как священную и неприкосновенную основу сов. строя, как источник богатства и могущества СССР, блюсти дисциплину труда и т. д. К. с. являются основой правового воспитания трудящихся в духе уважения к советским законам, патриотизма и гуманности, любви к своему отечеству, к труду, дружбы и братства между народами.

Велико междунар. значение К. с.: они показывают всему миру, что трудящиеся, взявшие власть в свои руки, могут в кратчайшие историч. сроки построить социализм, стать полноправными хозяевами своей страны, законодательно закрепить демократич. гражд. права и свободы и на их основе постоянно развивать и совершенствовать социалистич. демократию.

А. И. Лепёшкин.
 



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru