Что такое консументы « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > к > консументы

Что такое консументы

консументы   Большая советская энциклопедия

консументы - (от лат. consume - потребляю), организмы, являющиеся в пищевой цепи потребителями органич. вещества, т. е. все гетеротрофные организмы. См. Цепи питания.

КОНТ (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, - 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817-22 был секретарём А. Сен-Симона, затем - экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Позднее жил на деньги, собираемые его сторонниками. Главные соч. К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс "Курс позитивной философии" (т. 1-6, 1830-42, рус. пер. под назв. "Курс положительной философии", т. 1-2, 1899-1900). Позитивизм К. рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, "как" они происходят. В соответствии с этим наука, по К., познаёт не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею т. н. трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отд. индивида), определяющих, в конечном счёте, всё развитие общества. На первой, теологич. стадии все явления объясняются на основе религ. представлений; вторая, метафизич. стадия заменяет сверхъ-естеств. факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадни - критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю - позитивную, или науч., стадию, на к-рой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Социология К. разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого обществ, строя, и социальную динамику, изучающую естеств. законы обществ, развития. Значит, место в системе К. занимает классификация наук, иерархию к-рых К. строил по степени уменьшения их абстрактности или степени увеличения сложности.

Основное соч. К. второго периода - "Система позитивной политики" (т. 1-4, 1851-54) - проникнуто духом религиозности и мистицизма. В качестве "социальной физики" социология должна, по К., обосновывать науч. политику, примиряя принципы "порядка" и прогресса, реставраторские и революц. тенденции; тем самым социология выступает как "позитивная мораль", относящаяся не к индивиду, а к человечеству. К. провозгласил создание новой "религии человечества", изображая в деталях её культ, катехизис и т. д. Социологич. и политич. идеи К. были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., 2 изд., т. 33, с. 138; т. 39, с. 326-27). Позитивистские идеи К. получили широкую популярность среди естествоиспытателей 19 в., гл. обр. благодаря изложению их в соч. Э. Литтре (Франция) и англ, позитивистов Дж. С. Милля и Г. Спенсера,

Соч. в рус. пер.- Дух позитивной философии, СПБ, 1910; [Соч. и отрывки], в сб.: Родоначальники позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ, 1910-13.

Лит.: Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99-141; Кон И. С., Позитивизм в социологии. Л., 1964; Mill J. S., A. Comte and positivism, 2 ed., L., 1866; Levy-Bruhl L., La philosophic d'A. Comte, P., 1900; Оstwa1d W., A. Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; Мauduit R., A. Comte et la science economique, P., 1929; Reiсhe K., A. Comtes Geschichtsphilosophie, Tubingen, 1927; Gouhier H., La vie d'A. Comte, 3 ed., P., 1931; eго же, La jeunesse d'A. Comte et la formation du positivisme, v. 1 - 3, P., 1933-41; Lacroix J., La socio-logie d'A. Comte, P., 1956; Arbousse-Bastide P., La doctrine de 1'education universelle dans la philosophic d'A. Comte, t. 1-2, P., 1957; Steinhauer M., Die pohtische Soziologie A. Comtes, Meisenheim am Glan, 1966. Б. С. Грязное.

KOHTA (Conta) Василе (15.11.1845, Гиндэоани, - 22.4.1882, Яссы), румынский философ и гос. деятель. Род. в семье священника. Учился в Бельгии. Проф. права в Ясском ун-те. Был министром просвещения. Под влиянием учения об эволюции Ч. Дарвина К. пришёл к атеистич. выводам. В теории познания был сторонником материалистического сенсуализма, в социологии - органической теории общества (под влиянием О. Конта, Г. Бокля, И. Тэна, Г. Спенсера). В политике стоял на позициях, близких к национализму.

Соч.: Theorie du fatalisme, Brux.- P., 1877; Theorie de 1'ondulation universelle. P., 1895; Introduction a la metaphysicjue, Brux.- P., 1880; Opere filozofice, Buc., 1967.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 482-85: Gosoneata N., Filozofia lui Vasile Conta, Buc., 1962; Вadareu D., Un systeme materialiste metaphisique au XIX siecle, P., 1924.
 
 

КОНТА-ВЕНЕССЕН (Comtat-Venaissin), историческая область во Франции. Территория входит в деп. Воклюз. В ср. века графство К.-В. - в составе Франкского гос-ва, затем- в составе королевства Аре-лат; с 12 в. принадлежало графам Ту-лузским. В 1271 К.-В. было присоединено франц. королём к своему домену; но в 1274 Филипп III вынужден был уступить его папе Григорию X. В период папского владычества К.-В. управлялось регентом (резиденция в Карпантра). Население облагалось чрезвычайными поборами. Неоднократные попытки франц. королей (1663, 1688, 1768) присоединить К.-В. оставались тщетными. Лишь в период Великой франц. революции декретом Законодат. собрания 1791 К.-В. (также как и Авиньон) было присоединено к Франции. Этот акт был признан папством только в 1797 (договор в Толентино) и закреплён Люневильским миром 1801.

КОНТАГИОЗНАЯ ПЛЕВРОПНЕВМОНИЯ ЛОШАДЕЙ, острая инфекц. болезнь лошадей, широко распространённая среди конского поголовья армий мн. стран в 18-19 вв. В СССР ликвидирована. Предполагают, что К. п. л. вызывается вирусом, действие к-рого усиливается патогенными бактериями (пасте-реллы, стрептококки). Чаще болеют лошади в возрасте до 10 лет. Источник возбудителя болезни - больные и переболевшие животные. Профилактика - соблюдение зоогигиенич. условий содержания животных, обеспечение их полноценным рационом, защита от простудных заболеваний.

Лит.: Вирусные болезни животных, М., 1963.
 
 

КОНТАГИОЗНЫЙ ПУСТУЛЁЗНЫЙ ДЕРМАТИТ, эктима, контагиозный стоматит, вирусная болезнь овец и коз (зарегистрированы случай заболевания человека). У животных характеризуется образованием везикул, пустул (пузырьковидная сыпь) и струпьев, чаще всего в области губ и реже на других участках тела. Заболевание наблюдается в любое время года и при своём появлении охватывает почти всё поголовье (в первую очередь молодых животных). Заражению способствует травмирование кожи. Источником возбудителя инфекции служат больные и переболевшие животные. В большинстве случаев основное заболевание осложняется вторичной инфекцией микробного характера. Больные животные с трудом принимают корм, и у них нередко наблюдается хромота. Диагноз заболевания базируется на данных эпизоотологии, клинич. картины и результатов лабораторного исследования.

Лит.: Самойлов П. П. и Аливердиев А. А., Контагиозный пустулезный стоматит (эктима) овец, М., 1967; Эпизоотология, под ред. Р. Ф. Сосова, М., 1969.
 

КОНТАКТ (от лат. contactus - прикосновение), 1) поверхность соприкосновения чего-либо (см. Контакт электрический, Контакт геологический). 2) Связь, взаимодействие; согласованность, сотрудничество, единство действий лиц, групп, организаций, государств и пр.

КОНТАКТ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ, поверхность соприкосновения горных пород, слагающих смежные участки земной коры. Различают К. г.: нормальные, или стратиграфические, когда осадочная или эффузивная порода отлагается на относительно более древних породах; интрузивные, если сравнительно молодая интрузивная горная порода прорывает более древние, вызывая в них различные изменения; тектонические, когда горные породы разного состава, происхождения и возраста соприкасаются по поверхности тектонич. разрыва.
 

КОНТАКТЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, поверхность соприкосновения составных частей электрич. цепи, обладающая электропроводностью, или приспособление, обеспечивающее такое соприкосновение (соединение). Различают К. э. проводников тока (механич. контакты), проводника тока и полупроводника (ПП), двух ПП.

В работе механич. К. э. различают 4 состояния: разомкнутое, замыкание, замкнутое и размыкание. Во всех состояниях происходит механич. износ контактов. Особенно в тяжёлых условиях оказывается подвижной К. э. при размыкании электрич. цепи, в к-рой протекают сильные токи, т. к. образуется электрич. дуга с темп-рой, при к-рой материал контакта плавится, частично испаряется, изменяя поверхности соединения. Для ослабления этого вредного явления электрич. цепь разрывается одновременно в неск. местах, применяются дугогасит. устройства и т. д. Материалами для К. э. служат чистые металлы (платина, серебро, вольфрам, родий, медь и др.), сплавы (платина - иридий, палладий - медь, золото - никель и др.) и металлич. композиции (серебро - окись кадмия, серебро - графит и др.), выбор к-рых зависит от назначения контакта и условий его работы. Для улучшения К. э. прибор или его часть, содержащую К. э., помещают в баллоны, наполненные водородом, азотом и др. или из к-рых откачан воздух. В таких приборах на К. э. воздействуют механически (через гофрированную трубку) или с помощью магнитного поля (см. Геркон).

Механич. К. э. разделяют на неподвижные (разъёмные и неразъёмные) для длительного соединения и подвижные для включения на определ. время. Разъёмные К. э. осуществляются зажимами, болтами, винтами и т. п.; неразъёмные - пайкой, сваркой или клёпкой. Подвижные К. э., в свою очередь, делятся на разрывные (в кнопках, переключателях, реле и др.), скользящие (соединение коллектора и щёток в электрич. генераторе и т.п.) и катящиеся (соединение контактных проводов и токосъёмных роликов троллейбуса и др.). Механич. К. э. применяются в радио-, телефонной, телеграфной аппаратуре, электроэнергетич. устройствах, прецизионных приборах и т. д.

О К. э. металл - ПП и ПП - ПП см. в ст. Полупроводниковая электроника.

Лит.: Справочник по электротехническим материалам, т. 2, М.- Л., 1960; Xольм Р., Электрические контакты, пер. с англ., М., 1961. В. И. Баранов.
 
 

"КОНТАКТНАЯ КОМИССИЯ", орган эсеро-меньшевистского исполкома Пет-рогр. совета рабочих и солдатских депутатов, созданный 8(21) марта 1917 для "воздействия" и "контроля" за деятельностью Врем, пр-ва. Состав комиссии: М. И. Скобелев, Н. С. Чхеидзе (меньшевики), Ю. М. Стеклов, Н. Н. Суханов (внефракц. с.-д.), В. Н. Филипповский (эсер); позднее в "К. к." вошли В. М. Чернов (эсер) и И. Г. Церетели (меньшевик). Выдавая "К. к." за орган, способныйконтролировать пр-во, соглашатели обманывали массы. "Контроль без власти, - указывал В. И. Ленин, - есть пустейшая фраза" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 345). Большевики разоблачали "К. к." как орудие политики соглашателей, как "демократическое прикрытие" бесконтрольности власти буржуазии. "К. к." прекратила существование в середине апреля 1917 в связи с реорганизацией состава бюро Исполкома Совета, к к-рому перешли её функции.

КОНТАКТНАЯ ПОДВЕСКА, устройство контактной сети, предназначенное для обеспечения стабильного контакта проводов с токосъёмником электрич. подвижного состава. Различают: К. п. только из контактных проводов (одного или двух, расположенных рядом) - простая подвеска; из одного или двух контактных проводов, подвешенных при помощи струн к продольному несущему тросу, к-рый крепится к опорам, - одинарная цепная подвеска; из одного или двух контактных проводов, подвешенных к вспомогат. проводу, к-рый крепится к несущему тросу, - двойная подвеска.

Простая К. п. применяется гл. обр. в трамвайных, троллейбусных и второстепенных станционных ж.-д. контактных сетях, т. е. при относительно невысоких скоростях движения. При использовании особо прочного провода с большим поперечным сечением простые подвески применяют также на главных ж.-д. путях. Цепные подвески обеспечивают более стабильный контакт между контактным проводом и токоприёмником при высоких скоростях движения.

Для улучшения токосъёма контактные провода или все провода К. п. снабжаются компенсаторами, автоматически поддерживающими постоянное натяжение проводов, подвергающихся темп-рным изменениям. Для предотвращения отклонения контактных проводов цепных К. п. под действием ветра применяют фиксаторы, к-рые с помощью изоляторов крепятся к опорам. К. Г. Маркеардт.

КОНТАКТНАЯ РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ, разность электрич. потенциалов, возникающая между контактирующими телами в условиях термодинамич. равновесия. Наиболее важно понятие К. р. п. для твёрдых проводников (металлов и полупроводников). Если два твёрдых проводника привести в соприкосновение, то между ними происходит обмен электронами, причём вначале преимущественно электроны переходят из проводника с меньшей работой выхода в проводник с большей работой выхода. В результате этого процесса проводники приобретают электрич. заряды противоположных знаков, что приводит к появлению электрич. поля, препятствующего дальнейшему перетеканию электронов. В конечном счёте достигается равновесие, при к-ром потоки электронов в обоих направлениях становятся одинаковыми, и между проводниками устанавливается К. р. п.

Значение К. р. п. равно разности работ выхода, отнесённой к заряду электрона. Если составить электрич. цепь из неск. проводников, то К. р. п. между крайними проводниками определяется только их работами выхода и не зависит от промежуточных членов цепи (правило Вольт а). К. р. п. может достигать величины в несколько в. Она зависит от строения проводника и от состоянияего поверхности. Поэтому величина К. р. п. может быть изменена обработкой поверхностей (покрытиями, адсорбцией и т. п.), введением примесей (в случае полупроводников) и сплавлением с др. веществами (в случае металлов).

Т. к. работа электрич. сил, обусловленных К. р. п., производимая при перемещении заряда по замкнутому контуру, составленному из неск. проводников, равна нулю, то прямое измерение К. р. п. невозможно. Одним из наиболее распространённых способов измерения К. р. п. является метод вибрирующего конденсатора Кельвина. Периодически изменяют расстояние между пластинами электрич. конденсатора, сделанными из исследуемой пары проводников, при этом изменяется ёмкость конденсатора и в цепи появляется переменный электрич. ток, обусловленный К. р. п. Измеряя ток, определяют К. р. п.

Электрич. поле К. р. п.сосредоточено в проводниках вблизи границы раздела и в зазоре между проводниками. Линейные размеры этой области порядка длины экранирования, которая тем больше, чем меньше концентрация электронов проводимости в проводнике. Длина экранирования в металлах имеет атомные размеры (10-8-10-7см), а в полупроводниках колеблется в широких пределах и может достигать величины 10-4-10-5 см. Отсюда следуют два вывода: 1) из двух соприкасающихся тел К. р. п. приходится в основном на проводники с большим сопротивлением; 2) для полупроводников в области сосредоточения К. р. п. заметно изменяется концентрация носителей заряда.

К. р. п. играет важную роль в физике твёрдого тела неё приложениях. Она оказывает заметное влияние на работу электровакуумных приборов. В электронных лампах К. р. п. между электродами складывается с приложенными внешними напряжениями и влияет на вид вольтамперных характеристик. В термоэлектронном преобразователе энергии К. р. п. используется для прямого преобразования тепловой энергии в электрическую. Электроны "испаряются" из горячего катода с большой работой выхода (см. Термоэлектронная эмиссия) и "конденсируются" на аноде с малой работой выхода. Разность в потенциальной энергии электронов превращается в работу, производимую во внешней электрич. цепи.

В случае контакта металла с полупроводником К. р. п. сосредоточена практически в полупроводнике и при достаточно большой величине заметно изменяет концентрацию носителей тока в приконтактной области полупроводника, а следовательно, и сопротивление этого слоя. Если образуется слой с высоким сопротивлением (обеднённый носителями тока), то при наложении внешней разности потенциалов концентрация носителей заряда будет в нём заметно меняться, причём несимметричным образом в зависимости от знака внешнего напряжения. Таким образом, К. р. п. обусловливает нелинейность вольтамперных характеристик контактов металл - полупроводник, которые благодаря этому обладают выпрямительными свойствами (см. Шотки диод).

В случае контакта двух полупроводников из одного вещества, но с различными типами проводимости К. р. п. приводит к образованию переходного слоя объёмного заряда с нелинейной зависимостью сопротивления от внешнего напряжения (см. Электронно-дырочный переход).

Лит.: ?икус Г. Е., Основы теории полупроводниковых приборов, М., 1965; Царев Б. М., Контактная разность потенциалов и ее влияние на работу электро-вакуумных приборов, 2 изд., М., 1955.

В. Б. Сандомирский.
 
 

КОНТАКТНАЯ СЕТЬ, система устройств, предназначенных для передачи электрической энергии от электрических станций через тяговые подстанции электровозам, моторным вагонам, трамваям или троллейбусам. Передача электрич. энергии осуществляется через скользящий контакт между контактным проводом или контактным рельсом и токосъёмником (токоприёмником) подвижного состава. Контактный провод располагается, как правило, над рельсовым путём или вдоль трассы безрельсового транспорта, а рельс - на уровне ходовых частей подвижного состава. Контактный провод прикрепляют к поддерживающим конструкциям -обычно к опорам контактной сети, реже к стенам домов и др. строениям (трамвайные и троллейбусные сети) при помощи гибких элементов (тросов и проволок), располагаемых вдоль контактного провода (цепные контактные подвески) или поперёк него (простые контактные подвески). Опоры К. с. могут быть железобетонными, стальными и деревянными. Крепление контактных подвесок к опорам осуществляют с помощью арматуры и изоляторов.

Для надёжной работы и удобства обслуживания К. с. делят на секции. В отдельные секции выделяют перегоны и промежуточные станции, а на крупных станциях - группы электрифицированных путей. При ремонте, требующем снятия напряжения, отключают только одну секцию, не нарушая питания электроэнергией др. участков. Ж.-д. опоры К. с. используют также для подвески проводов, по к-рым подаётся электроэнергия к линейным ж.-д. потребителям, а также для размещения др. проводов, напр, телеуправления тяговыми подстанциями, всевозможными переключающими устройствами в схеме секционирования и др.

Лит.: Власов И. И., Марквардт К. Г., Контактная сеть, 2 изд., М., 1961; Фрайфельд А. В., Марков А. С., Тюрнин Г. А., Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети, 2 изд., М., 1967; Беляев И. А., Взаимодействие токоприёмника и контактной сети при высоких скоростях движения. М., 1968. К. Г. Марквардт.
 
 

КОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРОСВАРКА, способ сварки металлов, при к-ром детали нагреваются проходящим в месте контакта электрич. током и сдавливаются (осаживаются). В зависимости от метода нагрева различают К. э. сопротивлением и оплавлением. При К. э. сопротивлением соединение образуется в результате плавления, плотного сжатия деталей и кристаллизации металла в виде литого ядра. При К. э. оплавлением детали лишь соприкасаются, но благодаря большой плотности тока в местах контакта деталей металл быстро нагревается, превращается в жидкие перемычки, которые растекаются, образуя на поверхности тонкий слой жидкого металла. При осаживании находящийся в пластическом состоянии металл удаляется, сварное соединение образуется по всей плоскости касания.

К. э. осуществляют на контактных сварочных машинах. Сварочный трансформатор машины понижает напряжение сети до 1-15 в. Для сжатия деталей и подвода тока силой 1-200 ка служат электроды из сплавов меди. Мощность машин 0,5-500 ква. Усилие сжатия 0,01-100 кн (1-10 000 кгс) создаётся пневмогидроприводом или рычажно-пружинным механизмом. Ток длительностью от 0,01 до 10 сек включается контакторами с электронным управлением. Выпускают стационарные, передвижные и подвесные контактные машины, универсальные и специализированные.

По виду сварного соединения различают К. э.: точечную, рельефную (разновидность точечной), шовную (роликовую) и стыковую. Наиболее распространена точечная сварка (рис., о), позволяющая осуществлять до 600 соединений в 1 мин; применяется как для соединения тончайших деталей (до 0,02 мкм) электронных приборов, так и для сварки стальных конструкций из листов толщиной до 20 мм в автомобиле-, самолёте- и судостроении, в с.-х. машиностроении и др. отраслях. Рельефной сваркой соединяют детали по предварительно образованным на них выступам. Одновременно можно производить сварку в точках либо получать непрерывный шов по кольцевому рельефу. При шовнойсварке (рис., в) образуется непрерывный плотный шов, в к-ром сварные точки частично перекрывают одна другую. Электродами служат ролики, вращаемые электроприводом, осуществляющие не только сжатие деталей, но и подвод тока и перемещение изделия. Шовную сварку применяют при изготовлении баков для бензина, труб, сосудов, работающих под давлением, и др. изделий. Стыковую сварку (рис., а) применяют для соединения проволок, стержней, полос, а также деталей из разнородных металлов; для соединения рельсов и газопроводных труб, колёс автомобилей и различных деталей сложного профиля из высокопрочных сталей и алюминиевых сплавов. Применение стыковой К. э. обеспечивает непрерывность мн. процессов, напр, проката металла. Свариваемые сечения 10- 100 000 мм2.

К. э.- высокопроизводительный, легко автоматизируемый процесс соединения металлов, эффективный в массовом и крупносерийном произ-ве.

Лит.: Хренов К. К., Сварка, резка и пайка металлов, 4 изд., М., 1973

К. К. Хренов.

КОНТАКТНОЕ КОПИРОВАНИЕ, контактная печать, способ изготовления копий документов, иллюстраций и т. п., при к-ром изображение переносится на копию при непосредственном контакте с оригиналом. См. Фотокопирование, Светокопирование, Термокопирование.
 

КОНТАКТНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, преобразование кривых на плоскости (или поверхностей в пространстве), при к-ром касающиеся кривые (или поверхности) преобразуются в касающиеся же кривые (или поверхности). Подробнее см. Прикосновения преобразование.

КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ, линзы, заменяющие очки и накладываемые непосредственно на глазное яблоко. Изготовляют из пластмассы. Применяют К, л. с косметич. целью, по профессиональным (артисты, спортсмены, шахтёры и др.) и оптич. (высокая близорукость, односторонняя афакия и пр.) показаниям, Осн. недостаток К. л. - раздражение глаз при длительном их ношении.

КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ, напряжения, к-рые возникают при механич. взаимодействии твёрдых деформируемых тел на площадках их соприкасания и вблизи этих площадок (напр., при сжатии соприкасающихся тел). Знание К. н. важно для расчёта на прочность подшипников, зубчатых и червячных передач, шариковых и цилиндрич. катков, кулачковых механизмов и т. п.

К. н. быстро убывают при достаточном удалении от места контакта (соприкасания тел). Распределение К. н. по площадке контакта (рис.) и в её окрестности неравномерно и характеризуется большими градиентами, причём макс, касательные напряжения tmax, к-рые в значит, мере предопределяют прочность сжимаемых тел (напр., при сжатии шаров или пересекающихся цилиндров), имеют место на нек-рой глубине (точка А) под площадкой контакта. Вблизи самой этой площадки напряжённое состояние близко к гидростатическому сжатию, при котором, как известно, касательные напряжения отсутствуют.

КОНТАКТНЫЙ МЕТАМОРФИЗМ, изменение горных пород под воздействием внедрившихся в них интрузивных магматич. тел. Наиболее интенсивное изменение наблюдается вблизи интрузивного тела, при удалении от него степень изменения уменьшается. К. м. могут подвергаться как осадочные, так и магматич. породы, при этом меняются их первоначальный минералогия, состав и структура. В результате К. м. образуются различные контактные роговики и др. породы роговиковой фации. См. также Метаморфизм горных пород.
 

КОНТАКТНЫЙ ПРОВОД, троллейный провод, гибкий провод контактной сети, предназначенный для осуществления скользящего контакта с движущимся токосъёмником. К. п. имеет сплошное сечение с двумя боковыми продольными пазами в верхней части поперечного сечения, служащими для захвата провода подвесной арматурой. К. п. выполняют обычно круглого, реже овального сечения с уменьшением по высоте. Материалом для К. п. служит медь, иногда с присадками, увеличивающими прочность. Для снижения износа контактной поверхности применяют также биметаллич. К. п. - медные или алюминиевые со стальной вставкой.
 

КОНТАКТНЫЙ РЕЛЬС, жёсткий контактный провод, предназначенный для осуществления скользящего контакта с токоприёмником подвижного состава (электровоза, моторного вагона); выполняется из мягкой стали и имеет форму и поперечные размеры, сходные с формой и размерами обычных рельсов. К. р. прикрепляется изоляторами к кронштейнам, к-рые находятся на шпалах ходовых рельсов. К. р. обеспечивает надёжное то-коснимание при контакте с токоприёмниками моторных вагонов или электровозов, прикреплёнными к ходовым частям их тележек. При этом исключаются колебание токоприёмников и отрыв их от К. р., а следовательно, разрыв цепи тока, искрение и дугообразование, разрушающие контактные поверхности. К. р. применяется гл. обр. на подземных ж. д., метрополитенах, реже на открытых линиях при относительно невысоком напряжении (не более 1500 в).

КОНТАКТОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ , контактные месторождения, залежи полезных ископаемых, образовавшиеся в земной коре у границы соприкосновения (на контакте) горячих магматич. пород с вмещающими их породами. См. Скарны.
 

КОНТАКТОМЕР, прибор для измерения контактной линии широких цилиндрич. косозубых зубчатых колёс, имеющих эвольвентный профиль (см. Зубчатая передача). Контактная линия находится на пересечении боковой поверхности зуба плоскостью, касательной к основной окружности. Контактная линия характеризуется формой (прямолинейностью) и расположением относительно оси зубчатого колеса (углом наклона). Различают К. универсальные - для проверки направления и прямолинейности контактной линии; К., предназначенные только для проверки прямолинейности; К., к-рыми определяют только направление. Осн. узлы К.: узел базирования колеса или К., узел настройки на положение контактной линии, измерительный механизм (с ощупывающим наконечником) и записывающее или отсчётное устройство. Наконечник К., проходя по всем точкам контактной линии, определяет её отклонения, которые регистрируются записывающим или показывающим устройством.

КОНТАКТОР электромагнитный, электрический аппарат, предназначенный для частых включений и выключений (до 1500 переключений в час) электрич. силовых цепей постоянного и переменного тока. Широко применяется для дистанционного управления электрическими машинами и аппаратами в установках постоянного и переменного тока при напряжениях до 500-650 в и силе тока до 600 б.

По числу пар контактов, включаемых в силовую цепь, различают одно- и многополюсные К. Однополюсный К. (рис.) содержит пару контактов - неподвижный 1 и подвижный 2. Подвижный контакт укреплён на якоре 3 электромагнита (втягивающая катушка 5 - на сердечнике 4). При подаче управляющего тока в катушку 5 якорь 3 притягивается к сердечнику 4 и контакты 1 и 2 замыкаются. К., как правило, снабжаются дугогаси-тельной системой 6 для гашения электрич. дуги, возникающей при размыкании контактов (разрыве электрич. цепи с током 1). Включение К. производится нажатием кнопки управления, установленной в цепи питания втягивающей катушки (на рис. не показана). Различают К. с замыкающими (нормально разомкнутыми) и размыкающими (нормально замкнутыми) контактами.

Втягивающая катушка потребляет ток весьма незначительный по сравнению с током в коммутируемой цепи. К. бывают с втягивающей катушкой постоянного тока и контактной системой для включения и выключения постоянного тока и с втягивающей катушкой переменного тока и контактной системой для переменного тока. Изготовляются также К. с контактной системой для переменного тока и втягивающей катушкой постоянного тока. В ряде конструкций К. контакты во включённом положении удерживаются защёлкой. Блок-контакты, конструктивно связанные с защёлкой, автоматически отключают питание втягивающей катушки при замыкании осн. контактов. В этом случае включённое положение К. не зависит от того, включено или нет питание втягивающей катушки. Для размыкания контактов в подобном К. используется отд. отключающая катушка. К. допускают неск. миллионов включений-выключений. Их выпускают в качестве автономных, самостоятельно устанавливаемых устройств, а также встроенными в магнитные пускатели и в рабочие машины и установки.

Лит.: Бабиков, Электрические аппараты, ч. 2, М.-Л., 1956; Чунихин А. А., Электрические аппараты, М., 1967. В. К. Иванов.

КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. contaminatio - загрязнение в результате соприкосновения, смешение), процесс переработки магмой горных пород осадочного, ме-таморфич. и магматич. происхождения. В результате взаимодействия магмы с вмещающими породами происходит частичное растворение последних и образование гибридных пород, имеющих иной петрографический состав по сравнению с исходной магмой. Первоначально термин "К." был введён англ, учёным Г. Ридом (1923), к-рый рассматривал К. как процесс загрязнения магмы осадочными и метаморфическими породами. К. наиболее ярко проявляется при взаимодействии магмы с породами контрастного по отношению к ней состава (напр., гранитной магмы с известняками или ультраосновными породами). К. происходит на различных глубинах земной коры. В отличие от процесса ассимиляции, включения постороннего материала при К. сохраняют реликты структуры первичных пород; иногда сохраняются также границы включений, позволяющие судить о их первичной форме.

Лит.: Афанасьев Г. Д., Геология магматических комплексов Северного Кавказа и основные черты связанной с ними минерализации, М., 1958. М.Г.Руб.

КОНТАМИНАЦИЯ, 1) в текстологии - соединение текстов разных редакций одного произведения; текстологич. приём, применяющийся в тех случаях, когда источники не дают удовлетворительной редакции, отвечающей замыслу автора (напр., нек-рые произв. древне-рус, лит-ры). Контаминированным является текст поэмы "Демон" (в Собр. соч. М. Ю. Лермонтова в 6 тт., изд. АН СССР, 1954-57). 2) В языкознании - образование нового слова или нового устойчивого словосочетания в результате скрещения двух различных слов или выражений, близких по звучанию, построению, значению. Напр., современное рус. слово "свидетель" в значении "очевидец" появилось в результате взаимодействия древнерус. "съввдЬтель" со значением "тот, кто ведает" и глагола "видЪти". Результатом К. являются мн. неправильные словоупотребления, напр, "играть значение" из "играть роль"+ "иметь значение". Такие К. нередко становятся распространёнными и даже проникают в лит. язык.

КОНТАРИНИ (Contarini) Амброджо (г. рожд. неизв. - ум. 1499, Венеция), венецианский дипломат и путешественник. В февр. 1474 был направлен к правителю Зап. Ирана Узун-Хасану с предложением начать войну против Турции в союзе с Венецией. На обратном пути К. посетил Москву (сент. 1475 - янв. 1476), где был принят царём Иваном III Васильевичем. В 1477 К. возвратился в Венецию. В 1487 было опубликовано описание путешествия К., содержащее ценные сведения об Иране, России, Украине, Польше, Грузии, Азербайджане, Крыме и Астраханском ханстве.

Соч.: Путешествие А. Контарини, посла светлейшей Венецианской республики к знаменитому персидскому государю Узун-Гассану, пер. с итал., в кн.: Библиотека иностранных писателей о России, отд. 1. СПБ. 1836.

КОНТАРНОЕ, посёлок гор. типа в Донецкой обл. УССР, в 9 км от ж.-д. ст. Рассыпная (на линии Дебальцево - Иловайское). Добыча угля.

КОНТЕЙНЕР (англ, container, от contain - вмещать), стандартная ёмкость, служащая для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта. К. является как бы съёмным органом (кузовом) транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов, самолётов и др.), который приспособлен для механизированной погрузки, выгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой. Размеры и ёмкость К. соответствуют грузоподъёмности и габаритам транспортных средств.

Впервые в мире К. были применены в России в 1889. К. получили широкое распространение в СССР и за рубежом, т. к. позволили создать систему перевозки грузов различными видами транспорта (см. Контейнерные перевозки).

По назначению К. делятся на универсальные, специализированные и специальные. Универсальные К. могут быть использованы для перевозки любых грузов в различной упаковке; специализированные - для штучных, сыпучих или жидких грузов (напр., строит, материалов, хим. веществ, пищевых продуктов и др.); специальные - только для определённого груза, транспортируемого в особых условиях (напр., в космосе, под водой и т. п.). К. имеют ёмкость (грузоподъёмность) 1,25; 2,5; 5; 10; 20 и 30 т. Широко распространены 5-тонные К., наиболее соответствующие грузоподъёмности основных грузоподъёмных машин и транспортных средств, удобныев эксплуатации и экономичные. Перспективно создание К. со спец. захватами - спредер а-м и. Осн. требования, предъявляемые ко всем К., - обеспечение сохранности перевозимых грузов, полное использование грузоподъёмности транспортных средств.

Лит.: Контрейлеры и крупнотоннажные контейнеры, М., 1962; Дерибас А. Т., Коган Л. А., Контейнерные перевозки, в кн.: Взаимодействие разных видов транспорт та и контейнерные перевозки, М., 1971.

КОНТЕЙНЕРНОЕ СУДНО, контейнеровоз, судно для перевозки грузов в контейнерах. Интенсивное строительство К. с. началось после 1960 в связи с развитием контейнерных перевозок различными видами транспорта и между-нар. стандартизацией размеров контейнеров. Применение контейнеров существенно сокращает транспортные расходы, время стоянки судов под грузовыми операциями, обеспечивает сохранность грузов и ускорение их доставки. Грузоподъёмность совр. морских К. с. 0,6- 40 тыс. т, скорость хода 22-65 км/ч (12-35 узлов). Наиболее распространены К. с. с вертикальным (через грузовые люки) способом погрузки. Контейнеры размещают в трюмах и на верх, палубе (в 1-4 яруса). К. с. обычно работают'на постоянных линиях и обслуживаются у специализированных контейнерных причалов береговыми подъёмными кранами.

Лит.: Данилов Д. И., Белецкий В. В., Трейлерные и контейнерные суда, Л., 1963.
 

КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ,современный наиболее экономичный вид транспортировки грузов, используемый как во внутр., так и в междунар. сообщениях. К. п. выполняются различными видами сухопутного, водного и возд. транспорта при помощи съёмных транспортных приспособлений - контейнеров. В контейнерах можно транспортировать любые грузы, допущенные соответствующими правилами к перевозке. К. п. позволяют значительно сокращать трансп. издержки.

Впервые в мире К. п. были применены в России в 1889, в нач. 30-х гг. 20 в. появились универсальные контейнеры для бестарной перевозки штучных грузов на ж. д. В СССР создана мощная контейнерная трансп. система. В нач. 70-х гг. для перевозки грузов в контейнерах было приспособлено более 1200 ж.-д. станций и подавляющее большинство морских и речных портов. Для транспортировки контейнеров ежесуточно используется св. 8 тыс. ж.-д. вагонов, более 10 тыс. автомобилей и сотни морских и речных судов. На перегрузке контейнеров занято более 3 тыс. подъёмно-трансп. машин. Значит, часть К.п. в СССР выполняется контейнерными поездами-экспрессами, среднесуточный пробег к-рых превышает 1000 км. Транзитная перевозка контейнеров из Японии через СССР в страны Зап. Европы и обратно занимает не более 13 суток.

Развитие К. п. определяет уровень технич. прогресса в организации транспортировки грузов. В СССР планируется дальнейшее развитие и увеличение объёма перевозок грузов в среднетоннаж-ных и особенно в крупнотоннажных контейнерах. Для управления К. п. в составе Мин-ва путей сообщения СССР создано (1972) Всесоюзное объединение по контейнерам и пакетным перевозкам ("Союз-трансконтейнер") с широкой сетью периферийных предприятий. И. П. Сиваев.

КОНТЕЙНЕРОВОЗ автомобильный, специализированный полуприцеп для перевозки контейнеров по автомоб. дорогам. Грузоподъёмность от 5 до 30 т. В СССР наиболее распространены К. грузоподъёмностью 5 те; их широко применяют при перевозках универсальных контейнеров брутто 2,5 и 5 т, а также автомобильных контейнеров брутто 0,625 и 1,25 т. За рубежом (США, Япония и др.) широко внедряются К. грузоподъёмностью 20 т для перевозок крупнотоннажных контейнеров брутто 20 т. Аналогичные К. созданы в СССР; они представляют собой полуприцеп рамной конструкции с двухосной тележкой, без настила, оснащённый устройствами для крепления контейнеров. Такой К. приспособлен для буксировки автотягачами типа МАЗ-504В.

Для перевозки контейнеров брутто 30 т за рубежом нередко изготовляют К. с трёхосной тележкой, в к-рой две оси являются самоуправляемыми.

Лит.: Дегтерев Г. Н., Островский Н. Б., Контейнерные и пакетные перевозки грузов автомобильным транспортом, М., 1961; Контрейлеры и крупнотоннажные контейнеры, М., 1962. И. И. Батищев.

КОНТЕКСТ (от лат. contextus - сцепление, соединение, связь), относительно законченный по смыслу отрывок текста или речи, в пределах к-рого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отдельного входящего в него слова (фразы) или взятого из него в качестве цитаты выражения. Вне К. ("вырванная из К. "), с к-рым цитата сопряжена стилистически и по смыслу, она может приобретать иное, даже противоположное, значение. В художеств, лит-ре К. определяет конкретное содержание, выразительность и стилистич. окраску не только отдельных слов, фраз, высказываний , но и различных художеств. средств (в т. ч. поэтич. фигур, стихотворных ритмов и др.). К. определяет отбор слов данного стилистич. ряда (см., напр., запись А. Блока во время работы над образом Гаэтана в пьесе -"Роза и Крест": "не глаза, а очи, не волосы, а кудри, не рот, а уста"). Нарушение К. разрушает художеств, единство текста и самый художеств, образ (вне К., напр., нельзя уловить иронию), а иногда используется для стилистич. эффекта, напр, в пародиях.
 

КОНТЕНО (Contenau) Жорж (9.4.1877, Лан, - 22.3.1964, Париж), французский археолог, специалист по археологии и истории древнего иск-ва Передней Азии. Проф. Брюссельского ун-та (1932-47), главный хранитель восточных древностей Лувра (1937-46). Руководитель ряда археол. экспедиций на терр. Ирана и Ливана. В 1946-57 генеральный директор франц. археол. миссии в Иране.

Соч.: La civilisation assvro-babylonienne, P., 1922; La civilisation phen'icienne, P., 1926; Manuel d'archeologie orientale, v. 1- 4, P., 1927-47.
 
 

КОНТИ (Conti) Никколо (г. рожд. неизв., Кьоджа, - ум. 1469, Венеция), венецианский купец. С 1419 до 1444 странствовал по Зап., Юж. и Юго-Вост. Азии и Сев.-Вост. Африке, надолго останавливаясь в Сирии, на о. Шри-Ланка (Цейлон), в Индии и Индокитае, на о-вах Ява (или Суматра), Сокотра и в Египте. В этот период К. плавал по pp. Евфрат, Ганг, Иравади, вдоль берегов Аравийского м., Бенгальского зал., Андаманского м. и проник в Яванское м. Рассказ К., содержащий характеристики посещённых стран, записал П. Браччолини в 1444 во Флоренции.

Лит.: Хенниг Р., Неведомые земли, пер. с нем., т. 4, М., 1963; Вrассiоlini P., Historiae de varietate fortunae..., P., 1723.
 

КОНТИИ (Contia), род змей сем. ужей. Дл. тела 30-60 см. 11 видов; 9 - на Ю.-З. Азии и Ю.-В. Европы, 1 - в Сев.-Вост. Африке и 1 - в Сев. Америке. В СССР 5 видов, в Закавказье и на Ю. Туркмении. Смирная К. (Contia modesta)- самая крупная из К.; распространена в Закавказье, обитает в горах (встречаясь на высоте до 2 тыс. м)', питается преим. насекомыми, но поедает и др. беспозвоночных, в т. ч. моллюсков. Нек-рые выделяют из рода Contia самостоятельный род Eirenis с 10 видами, а в роде Contia оставляют? только один сев.-амер. вид.

"КОН-ТИКИ" (по имени божества инков), назв. плота из бальзовых деревьев с тростниковым парусом, построенного по образцу древнеперуанских плотов. На "К.-Т."(пл. ок. 100 м2) в 1947 норв. этнограф Т. Хейердал вместе с пятью спутниками прошёл, используя попутные течения и пассаты, за 101 день ок. 8 тыс. км от Кальяо (Перу) до о-вов Туамоту в Тихом ок., чтобы доказать возможность заселения Полинезии с В. Плот хранится в музее "Кон-Тики" в Осло (Норвегия).

КОНТИНГЕНТ (от лат. contingens, род. падеж contingentis - достающийся на долю), 1) совокупность людей, образующих однородную в каком-либо отношении группу, категорию. Напр., коллектив рабочих завода, служащих учреждения, учащихся уч. заведения, состав воинской части и т. п. 2) Установленная для определённой цели норма, предельное количество. Напр., К. приёма в высшие уч. заведения.
 

КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БЛОКАДА, система экономич. и политич. мероприятий, проводившаяся в 1806-14 наполеоновской Францией по отношению к своему противнику - Великобритании. Была объявлена 21 ноября 1806 Берлинским декретом Наполеона I. Декрет о К. б. запрещал вести торговые, почтовые и др. сношения с Британскими о-вами; К. б. распространялась на все подвластные Франции, зависимые от неё или союзные ей страны.

К. б. способствовала интенсификации отд. отраслей франц. пром-сти (гл. обр. металлургич. и обрабатывающей); в то же время она крайне отрицательно сказалась на экономике ряда европ. стран, имевших традиц. экономич. связи с Великобританией. Гл. задача К. б..поставленная Наполеоном, - сокрушение Великобритании - оказалась невыполненной. Великобритания ответила на К. б. контрблокадой, широким развёртыванием мор. торг, войны и контрабандной торговли, с к-рой организованная франц. властями и их союзниками таможенная охрана была не в состоянии справиться. По Тилъзитскому миру 1807 к К. б. была вынуждена присоединиться Россия. Тягостные для России условия К. б. содействовали обострению франко-рус, отношений и явились одной из важнейших причин начала войны Наполеона I против России в 1812. После поражения Франции в войне с Россией К. б. фактически не соблюдалась почти повсеместно и в апр. 1814, после полного разгрома наполеоновской империи, была окончательно отменена.

Лит.: Тарле Е. В., Континентальная блокада. Соч., т. 3, М., 1958; 3лотников М. Ф., Континентальная блокада и Россия, М.-Л.,1966; Сrоuzet F., L'economie britannique et le blocus continental (1806-1813), t. 1 - 2, P., 1958.

В. А. Дунаевский.
 

КОНТИНЕНТАЛЬНОСТЬ КЛИМАТА, совокупность свойств климата, определяемых влиянием больших площадей суши на атмосферу и климатообразующие процессы. Осн. различия в климате материков и океанов обусловлены особенностями накопления ими тепла. Поверхности материков быстро и сильно нагреваются днём и летом и охлаждаются ночью и зимой. Над океанами этот процесс замедлен, поскольку водные массы в тёплое время суток и года накапливают в глубоких слоях большое количество тепла, к-рое постепенно возвращают в атмосферу в холодное время. Поэтому темп-ра воздуха и др. характеристики климата меняются (от дня к ночи и от лета к зиме) над материками сильнее, чем над океанами (см. Континентальный климат, Морской климат). Перемещение воздушных масс приводит к распространению влияния океанов на климат прилегающих частей материков и к обратному воздействию материков на климат океанов. Т. о., климат может обладать большей или меньшей континентальностью (или океа-ничностью), поддающейся количеств, выражению; чаще всего К. к. рассматривается как функция годовой амплитуды темп-ры воздуха.

Лит.: Хромов С. П., К вопросу о континентальности климата, "Изв. Всес. географического общества", 1957, т. 89, в. 3; Рубинштейн Е. С., О влиянии распределения океанов и суши на земном шаре, там же, 1953, т. 85, в. 4. С. П. Хромов.
 

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ КОНГРЕССЫ, собрания представителей 13 англ, колоний накануне и во время Войны за независимость в Северной Америке. 1-й К. к. состоялся 5 сент. - 26 окт. 1774, 2-й К. к. - 10 мая 1775 -2 марта 1781. 2-й К. к. фактически осуществлял функции законодат. и исполнит, власти восставших колоний. О деятельности К. к. см. в ст. Война за независимость в Северной Америке 1775-83.
 

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ, отложения, образующиеся на суше, включая и внутриматериковые водоёмы (озёра, реки). По условиям накопления и преобразования исходного осадка среди К. о. различают собственно наземные, или субаэральные; подводные, или субаквальные; подлёдные, или субгляциальные, возникающие под ледяным покровом. По динамике накопления, условиям залегания и общим закономерностям строения среди К. о. выделяются различные генетич. типы, к-рые по признаку естеств. сочетаний, образуемых ими в природе, объединяются в парагенетич. группы и ряды; из них особое место занимает элювиальный ряд - разные типы элювия, слагающего кору выветривания и являющегося продуктом изменения горных пород процессами выветривания на месте их первоначального залегания. Все остальные К. о. относятся к группе собственно осадочных образований. Они возникают путём переотложения агентами денудации продуктов разрушения исходных горных пород или накопления продуктов жизнедеятельности организмов. Склоновый ряд образуют отложения, возникающие в основании склонов в ходе денудации верхней их части; к ним относятся пять генетич. типов: обвальные накопления, осыпи, оползневые накопления, или деляпсий (см. Оползни), солифлюксий (см. Солифлюкция) и делювий. К водному ряду относятся: речные отложения, или аллювий, пролювий (отложения временных водотоков) и озёрные отложения. Ледниковый ряд состоит из собственно ледниковых отложений, или морен, ледниково-речных, или флювиогляциальных, и ледниково-озёр-ных, или лимно-гляциальных, отложений; ветровой (эоловы и) ряд объединяет эоловые пески, слагающие дюны, барханы и др. формы рельефа, и эоловый лёсс.

Особую группу образуют органогенные болотные отложения, образующиеся в пещерах и карстовых полостях, а также известковые натёки, сталактиты, осадки подземных рек и озёр. Отдельную группу составляют т. н. техногенные отложения, создаваемые человеком (отвалы горных разработок, насыпи, дамбы и пр.). К К. о. относятся также накопления вулканич. туфов и продуктов их переотложения, возникшие на суше.

Лит.: Шанцер Е. В., Очерки учения о генетических типах континентальных осадочных образований, М., 1966.

Е. В. Шанцер.
 

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ВОДОРАЗДЕЛ, главная водораздельная линия материка, разграничивающая бассейны различных океанов или оконтуривающая крупные бессточные области.
 

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КЛИМАТ, климат, формирующийся в условиях преобладающего воздействия на атмосферу крупных массивов суши; климат внутри материков. В умеренных широтах К. к. характеризуется обычно большой годовой амплитудой темп-ры воздуха (жарким летом и холодной зимой) и значительной суточной её изменчивостью. От морского климата К. к. отличается пониженной ср. годовой темп-рой, влажностью, увеличенной запылённостью воздуха. Облачность в условиях К. к. сравнительно небольшая, осадки невелики, максимум их обычно приходится на лето, малы и скорости ветра. Погода обладает большей изменчивостью, чем в мор. климате. В К. к. тропиков годовая амплитуда темп-ры воздуха не так велика, как в умеренных широтах, а осадков выпадает больше, чем в мор. климате. В полярных широтах при большой годовой амплитуде темп-ры воздуха лето очень холодное. К. к. может в ослабленном виде распространяться и на ближайшие к материкам части океанов, если туда в течение всего года поступают возд. массы с материка. От К. к. следует отличать муссонный климат, формирующийся под преобладающим влиянием континентальных возд. масс зимой и морских - летом. Между морским и К. к. существуют постепенные переходы, напр, климат Зап. Европы преим. морской, Европ. части СССР - умеренно континентальный, Вост. Сибири - резко континентальный, Д. Востока - муссонный. С. П. Хромов.

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ, см. в ст. Шельф.

КОНТИНЕНТЫ (от лат. continens, род. падеж continentis - материк), крупнейшие массивы суши Земли; то же, что материки.

КОНТИНУУМ (от лат. continuum - непрерывное) в математике, термин, употребляемый для обозначения образований, обладающих известными свойствами непрерывности (полные формулировки см. в 1 и 2 ), и для обозначения определённой мощности (см. Мощность множества), а именно, мощности множества действит. чисел (см. 3).

1) Наиболее изученным непрерывным образованием в математике является система действит. чисел, или т. н. числовой К. Свойства непрерывности системы действит. чисел могут быть охарактеризованы различными способами (при помощи различных "аксиом непрерывности"). Если основным понятием считать понятие неравенства (а<b), то непрерывность числового К. можно, напр., охарактеризовать след, двумя положениями: а) между любыми двумя числами а<b лежит по крайней мере ещё одно число с (для к-рого а<с<b); б) если все числа разбиты на два класса А и В так, что каждое число а класса А меньше любого числа b класса В, то либо в классе А есть наибольшее число, либо в классе В есть наименьшее число (аксиома непрерывности Дедекинда).

2) В топологии, являющейся не чем иным как геометрией непрерывности, свойства непрерывности пространства или любого множества формулируются при помощи понятия предельной точки. Основное понятие связности множества, лежащего в топологич. пространстве (или всего пространства), определяется так: множество М паз. связным, если при любом разбиении его на два непересекающихся непустых подмножества А и В найдётся хотя бы одна точка, принадлежащая одному из них и предельная для другого. К. в топологии наз. любой связный компакт (см. Компактность). Среди множеств, лежащих на прямой или в ?-мерном евклидовом пространстве, компактами являются замкнутые ограниченные множества. Т.о., в евклидовых пространствах К. можно определить как связные замкнутые ограниченные множества. Единственными К. в этом смысле, лежащими на числовой прямой, являются отрезки (т. е. множества чисел, удовлетворяющих неравенствам а=<х=<b). По строгому смыслу этого принятого в топологии определения множество всех действительных чисел не есть К.

3) Мощность множества действительных чисел наз. мощностью К. и обозначают готической буквой с или древнеевр. буквой N ("алеф") (в отличие от других мощностей - без индекса). Каждый топологич. К. имеет ту же мощность с. Известно, что мощность с больше мощности Nо счётных множеств. В решении вопроса, является ли мощность К. ближайшей следующей за Х0 мощностью, заключается т. н. континуума проблема.

Лит. см. при ст. Множеств теория,

КОНТИНУУМ растительности, непрерывность растит, покрова; проявляется в постепенном переходе от одного растит, сообщества к другому при их соседстве (пространственный К.) и при смене одного сообщества другим во времени (временной К.). Представление о К. нек-рыми геоботаниками оспаривается, т. к. иногда между фитоценозами наблюдаются чёткие границы вследствие резких изменений рельефа или по др. причинам. Концепция К. возникла в 20-х гг. 20 в.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru