Что такое конт
конт
Большая советская энциклопедияконт - (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, - 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817-22 был секретарём А. Сен-Симона, затем - экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Позднее жил на деньги, собираемые его сторонниками. Главные соч. К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс "Курс позитивной философии" (т. 1-6, 1830-42, рус. пер. под назв. "Курс положительной философии", т. 1-2, 1899-1900). Позитивизм К. рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, "как" они происходят. В соответствии с этим наука, по К., познаёт не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею т. н. трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отд. индивида), определяющих, в конечном счёте, всё развитие общества. На первой, теологич. стадии все явления объясняются на основе религ. представлений; вторая, метафизич. стадия заменяет сверхъ-естеств. факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадни - критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю - позитивную, или науч., стадию, на к-рой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Социология К. разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого обществ, строя, и социальную динамику, изучающую естеств. законы обществ, развития. Значит, место в системе К. занимает классификация наук, иерархию к-рых К. строил по степени уменьшения их абстрактности или степени увеличения сложности.Основное соч. К. второго периода - "Система позитивной политики" (т. 1-4, 1851-54) - проникнуто духом религиозности и мистицизма. В качестве "социальной физики" социология должна, по К., обосновывать науч. политику, примиряя принципы "порядка" и прогресса, реставраторские и революц. тенденции; тем самым социология выступает как "позитивная мораль", относящаяся не к индивиду, а к человечеству. К. провозгласил создание новой "религии человечества", изображая в деталях её культ, катехизис и т. д. Социологич. и политич. идеи К. были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., 2 изд., т. 33, с. 138; т. 39, с. 326-27). Позитивистские идеи К. получили широкую популярность среди естествоиспытателей 19 в., гл. обр. благодаря изложению их в соч. Э. Литтре (Франция) и англ, позитивистов Дж. С. Милля и Г. Спенсера,
Соч. в рус. пер.- Дух позитивной философии, СПБ, 1910; [Соч. и отрывки], в сб.: Родоначальники позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ, 1910-13.
Лит.: Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99-141; Кон И. С., Позитивизм в социологии. Л., 1964; Mill J. S., A. Comte and positivism, 2 ed., L., 1866; Levy-Bruhl L., La philosophic d'A. Comte, P., 1900; Оstwa1d W., A. Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; Мauduit R., A. Comte et la science economique, P., 1929; Reiсhe K., A. Comtes Geschichtsphilosophie, Tubingen, 1927; Gouhier H., La vie d'A. Comte, 3 ed., P., 1931; eго же, La jeunesse d'A. Comte et la formation du positivisme, v. 1 - 3, P., 1933-41; Lacroix J., La socio-logie d'A. Comte, P., 1956; Arbousse-Bastide P., La doctrine de 1'education universelle dans la philosophic d'A. Comte, t. 1-2, P., 1957; Steinhauer M., Die pohtische Soziologie A. Comtes, Meisenheim am Glan, 1966. Б. С. Грязное.