Что такое контагиозная плевропневмония лошадей « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > к > контагиозная плевропневмония лошадей

Что такое контагиозная плевропневмония лошадей

контагиозная плевропневмония лошадей   Большая советская энциклопедия

контагиозная плевропневмония лошадей - острая инфекц. болезнь лошадей, широко распространённая среди конского поголовья армий мн. стран в 18-19 вв. В СССР ликвидирована. Предполагают, что К. п. л. вызывается вирусом, действие к-рого усиливается патогенными бактериями (пасте-реллы, стрептококки). Чаще болеют лошади в возрасте до 10 лет. Источник возбудителя болезни - больные и переболевшие животные. Профилактика - соблюдение зоогигиенич. условий содержания животных, обеспечение их полноценным рационом, защита от простудных заболеваний.

Лит.: Вирусные болезни животных, М., 1963.
 
 

КОНТАГИОЗНЫЙ ПУСТУЛЁЗНЫЙ ДЕРМАТИТ, эктима, контагиозный стоматит, вирусная болезнь овец и коз (зарегистрированы случай заболевания человека). У животных характеризуется образованием везикул, пустул (пузырьковидная сыпь) и струпьев, чаще всего в области губ и реже на других участках тела. Заболевание наблюдается в любое время года и при своём появлении охватывает почти всё поголовье (в первую очередь молодых животных). Заражению способствует травмирование кожи. Источником возбудителя инфекции служат больные и переболевшие животные. В большинстве случаев основное заболевание осложняется вторичной инфекцией микробного характера. Больные животные с трудом принимают корм, и у них нередко наблюдается хромота. Диагноз заболевания базируется на данных эпизоотологии, клинич. картины и результатов лабораторного исследования.

Лит.: Самойлов П. П. и Аливердиев А. А., Контагиозный пустулезный стоматит (эктима) овец, М., 1967; Эпизоотология, под ред. Р. Ф. Сосова, М., 1969.
 

КОНТАКТ (от лат. contactus - прикосновение), 1) поверхность соприкосновения чего-либо (см. Контакт электрический, Контакт геологический). 2) Связь, взаимодействие; согласованность, сотрудничество, единство действий лиц, групп, организаций, государств и пр.

КОНТАКТ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ, поверхность соприкосновения горных пород, слагающих смежные участки земной коры. Различают К. г.: нормальные, или стратиграфические, когда осадочная или эффузивная порода отлагается на относительно более древних породах; интрузивные, если сравнительно молодая интрузивная горная порода прорывает более древние, вызывая в них различные изменения; тектонические, когда горные породы разного состава, происхождения и возраста соприкасаются по поверхности тектонич. разрыва.
 

КОНТАКТЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, поверхность соприкосновения составных частей электрич. цепи, обладающая электропроводностью, или приспособление, обеспечивающее такое соприкосновение (соединение). Различают К. э. проводников тока (механич. контакты), проводника тока и полупроводника (ПП), двух ПП.

В работе механич. К. э. различают 4 состояния: разомкнутое, замыкание, замкнутое и размыкание. Во всех состояниях происходит механич. износ контактов. Особенно в тяжёлых условиях оказывается подвижной К. э. при размыкании электрич. цепи, в к-рой протекают сильные токи, т. к. образуется электрич. дуга с темп-рой, при к-рой материал контакта плавится, частично испаряется, изменяя поверхности соединения. Для ослабления этого вредного явления электрич. цепь разрывается одновременно в неск. местах, применяются дугогасит. устройства и т. д. Материалами для К. э. служат чистые металлы (платина, серебро, вольфрам, родий, медь и др.), сплавы (платина - иридий, палладий - медь, золото - никель и др.) и металлич. композиции (серебро - окись кадмия, серебро - графит и др.), выбор к-рых зависит от назначения контакта и условий его работы. Для улучшения К. э. прибор или его часть, содержащую К. э., помещают в баллоны, наполненные водородом, азотом и др. или из к-рых откачан воздух. В таких приборах на К. э. воздействуют механически (через гофрированную трубку) или с помощью магнитного поля (см. Геркон).

Механич. К. э. разделяют на неподвижные (разъёмные и неразъёмные) для длительного соединения и подвижные для включения на определ. время. Разъёмные К. э. осуществляются зажимами, болтами, винтами и т. п.; неразъёмные - пайкой, сваркой или клёпкой. Подвижные К. э., в свою очередь, делятся на разрывные (в кнопках, переключателях, реле и др.), скользящие (соединение коллектора и щёток в электрич. генераторе и т.п.) и катящиеся (соединение контактных проводов и токосъёмных роликов троллейбуса и др.). Механич. К. э. применяются в радио-, телефонной, телеграфной аппаратуре, электроэнергетич. устройствах, прецизионных приборах и т. д.

О К. э. металл - ПП и ПП - ПП см. в ст. Полупроводниковая электроника.

Лит.: Справочник по электротехническим материалам, т. 2, М.- Л., 1960; Xольм Р., Электрические контакты, пер. с англ., М., 1961. В. И. Баранов.
 
 

"КОНТАКТНАЯ КОМИССИЯ", орган эсеро-меньшевистского исполкома Пет-рогр. совета рабочих и солдатских депутатов, созданный 8(21) марта 1917 для "воздействия" и "контроля" за деятельностью Врем, пр-ва. Состав комиссии: М. И. Скобелев, Н. С. Чхеидзе (меньшевики), Ю. М. Стеклов, Н. Н. Суханов (внефракц. с.-д.), В. Н. Филипповский (эсер); позднее в "К. к." вошли В. М. Чернов (эсер) и И. Г. Церетели (меньшевик). Выдавая "К. к." за орган, способныйконтролировать пр-во, соглашатели обманывали массы. "Контроль без власти, - указывал В. И. Ленин, - есть пустейшая фраза" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 345). Большевики разоблачали "К. к." как орудие политики соглашателей, как "демократическое прикрытие" бесконтрольности власти буржуазии. "К. к." прекратила существование в середине апреля 1917 в связи с реорганизацией состава бюро Исполкома Совета, к к-рому перешли её функции.

КОНТАКТНАЯ ПОДВЕСКА, устройство контактной сети, предназначенное для обеспечения стабильного контакта проводов с токосъёмником электрич. подвижного состава. Различают: К. п. только из контактных проводов (одного или двух, расположенных рядом) - простая подвеска; из одного или двух контактных проводов, подвешенных при помощи струн к продольному несущему тросу, к-рый крепится к опорам, - одинарная цепная подвеска; из одного или двух контактных проводов, подвешенных к вспомогат. проводу, к-рый крепится к несущему тросу, - двойная подвеска.

Простая К. п. применяется гл. обр. в трамвайных, троллейбусных и второстепенных станционных ж.-д. контактных сетях, т. е. при относительно невысоких скоростях движения. При использовании особо прочного провода с большим поперечным сечением простые подвески применяют также на главных ж.-д. путях. Цепные подвески обеспечивают более стабильный контакт между контактным проводом и токоприёмником при высоких скоростях движения.

Для улучшения токосъёма контактные провода или все провода К. п. снабжаются компенсаторами, автоматически поддерживающими постоянное натяжение проводов, подвергающихся темп-рным изменениям. Для предотвращения отклонения контактных проводов цепных К. п. под действием ветра применяют фиксаторы, к-рые с помощью изоляторов крепятся к опорам. К. Г. Маркеардт.

КОНТАКТНАЯ РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ, разность электрич. потенциалов, возникающая между контактирующими телами в условиях термодинамич. равновесия. Наиболее важно понятие К. р. п. для твёрдых проводников (металлов и полупроводников). Если два твёрдых проводника привести в соприкосновение, то между ними происходит обмен электронами, причём вначале преимущественно электроны переходят из проводника с меньшей работой выхода в проводник с большей работой выхода. В результате этого процесса проводники приобретают электрич. заряды противоположных знаков, что приводит к появлению электрич. поля, препятствующего дальнейшему перетеканию электронов. В конечном счёте достигается равновесие, при к-ром потоки электронов в обоих направлениях становятся одинаковыми, и между проводниками устанавливается К. р. п.

Значение К. р. п. равно разности работ выхода, отнесённой к заряду электрона. Если составить электрич. цепь из неск. проводников, то К. р. п. между крайними проводниками определяется только их работами выхода и не зависит от промежуточных членов цепи (правило Вольт а). К. р. п. может достигать величины в несколько в. Она зависит от строения проводника и от состоянияего поверхности. Поэтому величина К. р. п. может быть изменена обработкой поверхностей (покрытиями, адсорбцией и т. п.), введением примесей (в случае полупроводников) и сплавлением с др. веществами (в случае металлов).

Т. к. работа электрич. сил, обусловленных К. р. п., производимая при перемещении заряда по замкнутому контуру, составленному из неск. проводников, равна нулю, то прямое измерение К. р. п. невозможно. Одним из наиболее распространённых способов измерения К. р. п. является метод вибрирующего конденсатора Кельвина. Периодически изменяют расстояние между пластинами электрич. конденсатора, сделанными из исследуемой пары проводников, при этом изменяется ёмкость конденсатора и в цепи появляется переменный электрич. ток, обусловленный К. р. п. Измеряя ток, определяют К. р. п.

Электрич. поле К. р. п.сосредоточено в проводниках вблизи границы раздела и в зазоре между проводниками. Линейные размеры этой области порядка длины экранирования, которая тем больше, чем меньше концентрация электронов проводимости в проводнике. Длина экранирования в металлах имеет атомные размеры (10-8-10-7см), а в полупроводниках колеблется в широких пределах и может достигать величины 10-4-10-5 см. Отсюда следуют два вывода: 1) из двух соприкасающихся тел К. р. п. приходится в основном на проводники с большим сопротивлением; 2) для полупроводников в области сосредоточения К. р. п. заметно изменяется концентрация носителей заряда.

К. р. п. играет важную роль в физике твёрдого тела неё приложениях. Она оказывает заметное влияние на работу электровакуумных приборов. В электронных лампах К. р. п. между электродами складывается с приложенными внешними напряжениями и влияет на вид вольтамперных характеристик. В термоэлектронном преобразователе энергии К. р. п. используется для прямого преобразования тепловой энергии в электрическую. Электроны "испаряются" из горячего катода с большой работой выхода (см. Термоэлектронная эмиссия) и "конденсируются" на аноде с малой работой выхода. Разность в потенциальной энергии электронов превращается в работу, производимую во внешней электрич. цепи.

В случае контакта металла с полупроводником К. р. п. сосредоточена практически в полупроводнике и при достаточно большой величине заметно изменяет концентрацию носителей тока в приконтактной области полупроводника, а следовательно, и сопротивление этого слоя. Если образуется слой с высоким сопротивлением (обеднённый носителями тока), то при наложении внешней разности потенциалов концентрация носителей заряда будет в нём заметно меняться, причём несимметричным образом в зависимости от знака внешнего напряжения. Таким образом, К. р. п. обусловливает нелинейность вольтамперных характеристик контактов металл - полупроводник, которые благодаря этому обладают выпрямительными свойствами (см. Шотки диод).

В случае контакта двух полупроводников из одного вещества, но с различными типами проводимости К. р. п. приводит к образованию переходного слоя объёмного заряда с нелинейной зависимостью сопротивления от внешнего напряжения (см. Электронно-дырочный переход).

Лит.: ?икус Г. Е., Основы теории полупроводниковых приборов, М., 1965; Царев Б. М., Контактная разность потенциалов и ее влияние на работу электро-вакуумных приборов, 2 изд., М., 1955.

В. Б. Сандомирский.
 
 

КОНТАКТНАЯ СЕТЬ, система устройств, предназначенных для передачи электрической энергии от электрических станций через тяговые подстанции электровозам, моторным вагонам, трамваям или троллейбусам. Передача электрич. энергии осуществляется через скользящий контакт между контактным проводом или контактным рельсом и токосъёмником (токоприёмником) подвижного состава. Контактный провод располагается, как правило, над рельсовым путём или вдоль трассы безрельсового транспорта, а рельс - на уровне ходовых частей подвижного состава. Контактный провод прикрепляют к поддерживающим конструкциям -обычно к опорам контактной сети, реже к стенам домов и др. строениям (трамвайные и троллейбусные сети) при помощи гибких элементов (тросов и проволок), располагаемых вдоль контактного провода (цепные контактные подвески) или поперёк него (простые контактные подвески). Опоры К. с. могут быть железобетонными, стальными и деревянными. Крепление контактных подвесок к опорам осуществляют с помощью арматуры и изоляторов.

Для надёжной работы и удобства обслуживания К. с. делят на секции. В отдельные секции выделяют перегоны и промежуточные станции, а на крупных станциях - группы электрифицированных путей. При ремонте, требующем снятия напряжения, отключают только одну секцию, не нарушая питания электроэнергией др. участков. Ж.-д. опоры К. с. используют также для подвески проводов, по к-рым подаётся электроэнергия к линейным ж.-д. потребителям, а также для размещения др. проводов, напр, телеуправления тяговыми подстанциями, всевозможными переключающими устройствами в схеме секционирования и др.

Лит.: Власов И. И., Марквардт К. Г., Контактная сеть, 2 изд., М., 1961; Фрайфельд А. В., Марков А. С., Тюрнин Г. А., Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети, 2 изд., М., 1967; Беляев И. А., Взаимодействие токоприёмника и контактной сети при высоких скоростях движения. М., 1968. К. Г. Марквардт.
 
 

КОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРОСВАРКА, способ сварки металлов, при к-ром детали нагреваются проходящим в месте контакта электрич. током и сдавливаются (осаживаются). В зависимости от метода нагрева различают К. э. сопротивлением и оплавлением. При К. э. сопротивлением соединение образуется в результате плавления, плотного сжатия деталей и кристаллизации металла в виде литого ядра. При К. э. оплавлением детали лишь соприкасаются, но благодаря большой плотности тока в местах контакта деталей металл быстро нагревается, превращается в жидкие перемычки, которые растекаются, образуя на поверхности тонкий слой жидкого металла. При осаживании находящийся в пластическом состоянии металл удаляется, сварное соединение образуется по всей плоскости касания.

К. э. осуществляют на контактных сварочных машинах. Сварочный трансформатор машины понижает напряжение сети до 1-15 в. Для сжатия деталей и подвода тока силой 1-200 ка служат электроды из сплавов меди. Мощность машин 0,5-500 ква. Усилие сжатия 0,01-100 кн (1-10 000 кгс) создаётся пневмогидроприводом или рычажно-пружинным механизмом. Ток длительностью от 0,01 до 10 сек включается контакторами с электронным управлением. Выпускают стационарные, передвижные и подвесные контактные машины, универсальные и специализированные.

По виду сварного соединения различают К. э.: точечную, рельефную (разновидность точечной), шовную (роликовую) и стыковую. Наиболее распространена точечная сварка (рис., о), позволяющая осуществлять до 600 соединений в 1 мин; применяется как для соединения тончайших деталей (до 0,02 мкм) электронных приборов, так и для сварки стальных конструкций из листов толщиной до 20 мм в автомобиле-, самолёте- и судостроении, в с.-х. машиностроении и др. отраслях. Рельефной сваркой соединяют детали по предварительно образованным на них выступам. Одновременно можно производить сварку в точках либо получать непрерывный шов по кольцевому рельефу. При шовнойсварке (рис., в) образуется непрерывный плотный шов, в к-ром сварные точки частично перекрывают одна другую. Электродами служат ролики, вращаемые электроприводом, осуществляющие не только сжатие деталей, но и подвод тока и перемещение изделия. Шовную сварку применяют при изготовлении баков для бензина, труб, сосудов, работающих под давлением, и др. изделий. Стыковую сварку (рис., а) применяют для соединения проволок, стержней, полос, а также деталей из разнородных металлов; для соединения рельсов и газопроводных труб, колёс автомобилей и различных деталей сложного профиля из высокопрочных сталей и алюминиевых сплавов. Применение стыковой К. э. обеспечивает непрерывность мн. процессов, напр, проката металла. Свариваемые сечения 10- 100 000 мм2.

К. э.- высокопроизводительный, легко автоматизируемый процесс соединения металлов, эффективный в массовом и крупносерийном произ-ве.

Лит.: Хренов К. К., Сварка, резка и пайка металлов, 4 изд., М., 1973

К. К. Хренов.

КОНТАКТНОЕ КОПИРОВАНИЕ, контактная печать, способ изготовления копий документов, иллюстраций и т. п., при к-ром изображение переносится на копию при непосредственном контакте с оригиналом. См. Фотокопирование, Светокопирование, Термокопирование.
 

КОНТАКТНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, преобразование кривых на плоскости (или поверхностей в пространстве), при к-ром касающиеся кривые (или поверхности) преобразуются в касающиеся же кривые (или поверхности). Подробнее см. Прикосновения преобразование.

КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ, линзы, заменяющие очки и накладываемые непосредственно на глазное яблоко. Изготовляют из пластмассы. Применяют К, л. с косметич. целью, по профессиональным (артисты, спортсмены, шахтёры и др.) и оптич. (высокая близорукость, односторонняя афакия и пр.) показаниям, Осн. недостаток К. л. - раздражение глаз при длительном их ношении.

КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ, напряжения, к-рые возникают при механич. взаимодействии твёрдых деформируемых тел на площадках их соприкасания и вблизи этих площадок (напр., при сжатии соприкасающихся тел). Знание К. н. важно для расчёта на прочность подшипников, зубчатых и червячных передач, шариковых и цилиндрич. катков, кулачковых механизмов и т. п.

К. н. быстро убывают при достаточном удалении от места контакта (соприкасания тел). Распределение К. н. по площадке контакта (рис.) и в её окрестности неравномерно и характеризуется большими градиентами, причём макс, касательные напряжения tmax, к-рые в значит, мере предопределяют прочность сжимаемых тел (напр., при сжатии шаров или пересекающихся цилиндров), имеют место на нек-рой глубине (точка А) под площадкой контакта. Вблизи самой этой площадки напряжённое состояние близко к гидростатическому сжатию, при котором, как известно, касательные напряжения отсутствуют.

КОНТАКТНЫЙ МЕТАМОРФИЗМ, изменение горных пород под воздействием внедрившихся в них интрузивных магматич. тел. Наиболее интенсивное изменение наблюдается вблизи интрузивного тела, при удалении от него степень изменения уменьшается. К. м. могут подвергаться как осадочные, так и магматич. породы, при этом меняются их первоначальный минералогия, состав и структура. В результате К. м. образуются различные контактные роговики и др. породы роговиковой фации. См. также Метаморфизм горных пород.
 

КОНТАКТНЫЙ ПРОВОД, троллейный провод, гибкий провод контактной сети, предназначенный для осуществления скользящего контакта с движущимся токосъёмником. К. п. имеет сплошное сечение с двумя боковыми продольными пазами в верхней части поперечного сечения, служащими для захвата провода подвесной арматурой. К. п. выполняют обычно круглого, реже овального сечения с уменьшением по высоте. Материалом для К. п. служит медь, иногда с присадками, увеличивающими прочность. Для снижения износа контактной поверхности применяют также биметаллич. К. п. - медные или алюминиевые со стальной вставкой.
 

КОНТАКТНЫЙ РЕЛЬС, жёсткий контактный провод, предназначенный для осуществления скользящего контакта с токоприёмником подвижного состава (электровоза, моторного вагона); выполняется из мягкой стали и имеет форму и поперечные размеры, сходные с формой и размерами обычных рельсов. К. р. прикрепляется изоляторами к кронштейнам, к-рые находятся на шпалах ходовых рельсов. К. р. обеспечивает надёжное то-коснимание при контакте с токоприёмниками моторных вагонов или электровозов, прикреплёнными к ходовым частям их тележек. При этом исключаются колебание токоприёмников и отрыв их от К. р., а следовательно, разрыв цепи тока, искрение и дугообразование, разрушающие контактные поверхности. К. р. применяется гл. обр. на подземных ж. д., метрополитенах, реже на открытых линиях при относительно невысоком напряжении (не более 1500 в).

КОНТАКТОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ , контактные месторождения, залежи полезных ископаемых, образовавшиеся в земной коре у границы соприкосновения (на контакте) горячих магматич. пород с вмещающими их породами. См. Скарны.
 

КОНТАКТОМЕР, прибор для измерения контактной линии широких цилиндрич. косозубых зубчатых колёс, имеющих эвольвентный профиль (см. Зубчатая передача). Контактная линия находится на пересечении боковой поверхности зуба плоскостью, касательной к основной окружности. Контактная линия характеризуется формой (прямолинейностью) и расположением относительно оси зубчатого колеса (углом наклона). Различают К. универсальные - для проверки направления и прямолинейности контактной линии; К., предназначенные только для проверки прямолинейности; К., к-рыми определяют только направление. Осн. узлы К.: узел базирования колеса или К., узел настройки на положение контактной линии, измерительный механизм (с ощупывающим наконечником) и записывающее или отсчётное устройство. Наконечник К., проходя по всем точкам контактной линии, определяет её отклонения, которые регистрируются записывающим или показывающим устройством.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru