Что такое концептуализм « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > к > концептуализм

Что такое концептуализм

концептуализм   Большая советская энциклопедия

концептуализм - (от лат. соnсерtus - мысль, понятие), термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между ср.-век. реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий.

Исторически К. возник как направление ранней схоластики (11-12 вв.), стремившееся сочетать осн. постулаты широко распространённого в то время неоплатоновского реализма (см. Неоплатонизм) с метафизикой аристоте-лизма, приобретавшей всё большее влияние среди представителей теологич. ортодоксии. В философии этого периода доминируют две осн. проблемы универсалий: онтологическая, поставленная Платоном,- о реальном (объективном) существовании общего (единого) "до и помимо" единичных вещей, и методологическая, поставленная Аристотелем,- об общем (едином) как основе доказательства. Классич. примером концептуалистского решения этих проблем считается теория универсалий П. Абеляра (заимствованная им по существу у Ибн Сыны), согласно к-рой универсалии существуют до сотворённой природы в божеств, разуме в качестве "концептов" бога и прообразов единичных вещей; универсалии существуют в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному и тому же тождественно между собой); наконец, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий. В поздней схоластике близкой к такой трактовке универсалий была позиция Иоанна Дунса Скота и в особенности Фомы Аквинского.

Схоластич. К. является по существу теистическим: общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в "вещном мире", как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божеств, разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония). Позднее, уже в новое время, когда интерес к указанным выше проблемам ослабевает и в филос. системах значит, место начинает занимать психологическая проблема образования общих понятий, К. постепенно утрачивает характер философско-теологич. доктрины и становится одним из принципов теории познания, согласно к-рому общее рассматривается только как результат абстракции.

См. также Универсалии.

Лит.: Виндельбанд В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1908; Штекле А., История средневековой философии, пер. с нем., М., 1912; Ю н г К. Г., Психологические типы, пер. с нем., М., 1924; История философии, т. 1, М., 1940; Рассел Б., История западной философии, пер. с англ., М., 1959; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях в средние века, Избр. произв., пер. с польского. М., ?963, с. 410- 415. М.М.Новосёлов.
 
 



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru