Что такое концерн
концерн
Словарь Ожеговаконцерн - одна из форм объединения разных предприятий с высоким уровнем концентрации и це нтрализации капиталов и производства
концерн
Большая советская энциклопедияконцерн - (англ, concern), одна из наиболее развитых форм монополистич. объединений, характеризующаяся единством собственности и контроля. Преобладающая форма монополии в совр. развитых капиталистич. странах. Входящие в К. предприятия подчиняются контролю финанс. магнатов, возглавляющих его. Иногда в качестве руководящего органа К. создаётся спец. общество - т. н. держательская компания, владеющая контрольными пакетами акций разных компаний.К. впервые возникли после 1-й мировой войны 1914-18 в Германии. Дальнейшее их развитие было обусловлено ростом новых форм концентрации произ-ва: комбинирования, прежде всего в чёрной и цветной металлургии, в переработке угля и нефти, хим. пром-сти. В 20-х гг. в США широкое распространение получили концентрация и централизация капитала. Причём последний процесс шёл по вертикали, т. е. состоял в объединении последовательных стадий обработки продукта, начиная от исходных видов сырья вплоть до выпуска готовых изделий разнообразного ассортимента.
После 2-й мировой войны 1939-45 в К. под влиянием научно-технич. революции и обострения неравномерности экономич. развития и конкурентной борьбы между капиталистич. монополиями появились новые черты: усиление их межотраслевого характера, связанное со специфич. условиями накопления капитала (диверсификация); рост научных и прикладных исследований, увеличение количества крупных науч. лабораторий и экспериментальных цехов и отделений. Значительно увеличилось в послевоен. годы число междунар. К. (см. Монополии международные).
Позиции К., обеспечивающие им решающие преимущества в острой конкурентной борьбе, обусловлены выгодой крупных масштабов комбинированного произ-ва, постоянным внедрением в произ-во новой техники и выпуском новых видов продукции, сосредоточением патентов, производств, секретов, различных видов накопленных технич. знаний, развитием самофинансирования и пр.
Бурж. апологеты пытаются представить К. как форму эффективной и прогрессивной организации. Однако деятельность К. наглядно показывает, как технич. прогресс при капитализме служит обогащению небольших групп крупных собственников и управляющих, как черты прогресса органически переплетаются с чертами застоя в экономич. развитии.
1970, гл. 6; Хмельницкая Е. Л., Очерки современной монополии, М., 1971.
Ю. Б. Кочеврин.
КОНЦЕРТ (нем. Konzert, от итал. concerto - концерт, гармония, согласие, от лат. concerto - состязаюсь), муз. произведение, в к-ром меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематич. рельефности муз. материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. Наиболее распространены К. для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются К. для 2-4 инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют кончерто гроссо, концертная симфония (см. Симфония), К. для одного инструмента (без оркестра), К. для голоса (голосов) с оркестром, для хора а капелла. Типические черты К.- блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание солиста с оркестром. Вокально-инструментальный К. поли фонич. склада возник в Италии на рубеже 16-17 вв. Первые образцы инструментального К. появились в Италии же в кон. 17 в.; в 18 в. важный вклад в его формирование внесли А. Вивальди и И. С. Бах. Классич. тип инструментального К. сложился в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Он представляет собой 3-частный цикл, в к-ром, в отличие от обычного сонатно-симфонич. цикла, отсутствует скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция - сначала темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется виртуозная сольная каденция. Бетховен в своих К. сочетает виртуозный характер сольной партии, глубокую содержательность музыки и подлинную симфоничность развития (5 К. для фп. с оркестром, К. для скрипки с оркестром, "тройной" К. для фп., скрипки и виолончели с оркестром). Позднее обозначились две разновидности К.- "виртуозный", в к-ром господствует инструментальное "концертирова-ние", и "симфонизированный" с преобладанием симфонич. типа развития. В 19- 20 вв. наряду с 3-частными создавались и 2-, 4- и 5-частные, а также 1-частные К.- малой формы (концертштюк, концертино) и более развитый, подобный симфонич. поэме (создан Ф. Листом, автором 2 К. для фп. с оркестром). Яркие образцы фп. концерта принадлежат Р. Шуману, Ф. Шопену, И. Брамсу, Э. Григу, скрипичного - Н. Паганини, Ф. Мендельсону, И. Брамсу, виолончельного - А. Дворжаку. Существуют К. для флейты, гобоя, кларнета, валторны и др. инструментов с оркестром. Выдающиеся произведения в жанре К. создали рус. композиторы П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов. Всеобщее признание получил ряд К. сов. композиторов - С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра и др. Сов. композиторы заложили основы новых разновидностей К., создав ряд К. для нар. инструментов (балалайки, домры и др.) с оркестром.
Лит.: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956: Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967; ScheringA., Geschich-te des Instrumentalkonzerts bis auf die Ge-genwart, 2. Aufl., Lpz., 1927. Л.Н.Раабен.
КОНЦЕРТ, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды К.- музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художеств, чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористич. рассказы, пародии, цирковые номера и др.). В К. могут участвовать несколько исполнителей или один (сольный К.). В СССР К. организуют гастрольно-концертные объединения - Госконцерт, Союзконцерт, Росконцерт, Мос-концерт, республиканские и областные филармонии; в капиталистич. странах - частные предприниматели (импресарио, менеджеры).
"КОНЦЕРТ", условное наименование операции сов. партизан 19 сент.- 1 нояб. 1943 во время Великой Отечеств, войны 1941-45. Операция проводилась на оккупированной нем.-фашистскими войсками терр. Белоруссии, Карелии, Ленинградской и Калининской обл., Литвы, Латвии, Эстонии и Крыма, охватывавшей по фронту ок. 900 км (исключая Карелию и Крым) и в глубину св. 400 км. Она была тесно связана с предстоявшим наступлением сов. войск на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. В операции участвовало 193 партизанских соединения (бригады и отд. отряды, всего св. 120 тыс. чел.); руководство осуществлял Центр, штаб пар-тиз. движения. Задачей операции "К." являлся вывод из строя больших участков ж.-д. путей с целью срыва воинских перевозок противника. Исходя из общего замысла операции, каждое партизанское соединение получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т. д. Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение личного состава производству подрывных работ.
В связи с ухудшением метеорологич. условий сов. авиация к 19 сент. доставила партизанам лишь 50% запланированных боевых грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сент. Однако часть партиз. бригад уже вышла из районов базирования на исходные рубежи и в ночь на 19 сент. нанесла удар по вражеским коммуникациям. Осн. масса партиз. соединений начала боевые действия в ночь на 25 сент. Разгромив охрану противника и овладев ж.-д. перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию ж.-д. полотна. Нем.-фаш. командование предпринимало усилия, чтобы восстановить движение по жел. дорогам: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожно-восста-новительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население, из Польши, Чехословакии и Германии доставлялись рельсы и шпалы. Но партизаны снова подрывали отремонтированные участки. В ходе ч К." только белорус, партизаны подорвали ок. 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 ж.-д. моста, разгромили 58 гарнизонов противника, убили и ранили св. 53 тыс. гитлеровцев. Операция "К." вызвала серьёзные осложнения в перевозках нем.-фаш. войск; пропускная способность жел. дорог снизилась на 35-40%. Это значительно затруднило нем.-фаш. командованию осуществление манёвра своими силами и оказало большую помощь наступающим сов. войскам. Операция "К." активизировала борьбу сов. народа против фаш. захватчиков на оккупированной терр.; в её ходе усилился приток местного населения в партиз. отряды.
Лит.: Советские партизаны, М., 1961; Мачульский Р. Н., Вечный огонь, 2 изд., Минск, 1969; Л и пил о П. П., КПБ - организатор и руководитель партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Минск, 1959.
В. Н. Андрианов.
КОНЦЕРТИНО (итал. concertino, букв.- маленький концерт), 1) сочинение для солиста с сопровождением оркестра, предназначенное для концертного исполнения. От концерта отличается меньшими масштабами (за счёт краткости каждой из частей цикла или одночастности, одночастное К. нередко носит назв. концертштюк) или применением оркестра малого состава, напр, струнного. 2) Группа солирующих (концертирующих) инструментов в кончерто гроссо и концертной симфонии. 3) Пневматич. музыкальный инструмент- гармонь с хроматич. звукорядом без готовых аккордов. Изобретён в 1-й четв. 19 в. (патент Ч. Уитстона, Лондон, 1829). Существует 6 разновидностей К.- от пикколо до контрабаса. Размер самого распространённого вида - К.-прима- 150-180 мм. Корпус К. обычно шести-или восьмигранный. Диапазон 2-4 октавы. Применяется как сольный и оркестровый инструмент. К. наиболее распространён в Англии.