Что такое концерт « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > к > концерт

Что такое концерт


концерт  Словарь Ожегова


   1) концерт - публичное исполнение музыкальных произведений (возможно в сочетании с хореографичесикми, декламационными и другими номерами)
   Пример: Сольный, хореографический, эстрадный к. Дать к. Выступить с концертом. Идти на к., прийти с концерта.

   2) концерт - музыкальное произведение одного или (реже) нескольких солирующих инструменто в и оркестра
   Пример: К. для скрипки с оркестром.

концерт   Большая советская энциклопедия

концерт - (нем. Konzert, от итал. concerto - концерт, гармония, согласие, от лат. concerto - состязаюсь), муз. произведение, в к-ром меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематич. рельефности муз. материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. Наиболее распространены К. для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются К. для 2-4 инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют кончерто гроссо, концертная симфония (см. Симфония), К. для одного инструмента (без оркестра), К. для голоса (голосов) с оркестром, для хора а капелла. Типические черты К.- блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание солиста с оркестром. Вокально-инструментальный К. поли фонич. склада возник в Италии на рубеже 16-17 вв. Первые образцы инструментального К. появились в Италии же в кон. 17 в.; в 18 в. важный вклад в его формирование внесли А. Вивальди и И. С. Бах. Классич. тип инструментального К. сложился в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Он представляет собой 3-частный цикл, в к-ром, в отличие от обычного сонатно-симфонич. цикла, отсутствует скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция - сначала темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется виртуозная сольная каденция. Бетховен в своих К. сочетает виртуозный характер сольной партии, глубокую содержательность музыки и подлинную симфоничность развития (5 К. для фп. с оркестром, К. для скрипки с оркестром, "тройной" К. для фп., скрипки и виолончели с оркестром). Позднее обозначились две разновидности К.- "виртуозный", в к-ром господствует инструментальное "концертирова-ние", и "симфонизированный" с преобладанием симфонич. типа развития. В 19- 20 вв. наряду с 3-частными создавались и 2-, 4- и 5-частные, а также 1-частные К.- малой формы (концертштюк, концертино) и более развитый, подобный симфонич. поэме (создан Ф. Листом, автором 2 К. для фп. с оркестром). Яркие образцы фп. концерта принадлежат Р. Шуману, Ф. Шопену, И. Брамсу, Э. Григу, скрипичного - Н. Паганини, Ф. Мендельсону, И. Брамсу, виолончельного - А. Дворжаку. Существуют К. для флейты, гобоя, кларнета, валторны и др. инструментов с оркестром. Выдающиеся произведения в жанре К. создали рус. композиторы П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов. Всеобщее признание получил ряд К. сов. композиторов - С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра и др. Сов. композиторы заложили основы новых разновидностей К., создав ряд К. для нар. инструментов (балалайки, домры и др.) с оркестром.

Лит.: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956: Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967; ScheringA., Geschich-te des Instrumentalkonzerts bis auf die Ge-genwart, 2. Aufl., Lpz., 1927. Л.Н.Раабен.
 
 



концерт - публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды К.- музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художеств, чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористич. рассказы, пародии, цирковые номера и др.). В К. могут участвовать несколько исполнителей или один (сольный К.). В СССР К. организуют гастрольно-концертные объединения - Госконцерт, Союзконцерт, Росконцерт, Мос-концерт, республиканские и областные филармонии; в капиталистич. странах - частные предприниматели (импресарио, менеджеры).
 
 

"КОНЦЕРТ", условное наименование операции сов. партизан 19 сент.- 1 нояб. 1943 во время Великой Отечеств, войны 1941-45. Операция проводилась на оккупированной нем.-фашистскими войсками терр. Белоруссии, Карелии, Ленинградской и Калининской обл., Литвы, Латвии, Эстонии и Крыма, охватывавшей по фронту ок. 900 км (исключая Карелию и Крым) и в глубину св. 400 км. Она была тесно связана с предстоявшим наступлением сов. войск на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. В операции участвовало 193 партизанских соединения (бригады и отд. отряды, всего св. 120 тыс. чел.); руководство осуществлял Центр, штаб пар-тиз. движения. Задачей операции "К." являлся вывод из строя больших участков ж.-д. путей с целью срыва воинских перевозок противника. Исходя из общего замысла операции, каждое партизанское соединение получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т. д. Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение личного состава производству подрывных работ.

В связи с ухудшением метеорологич. условий сов. авиация к 19 сент. доставила партизанам лишь 50% запланированных боевых грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сент. Однако часть партиз. бригад уже вышла из районов базирования на исходные рубежи и в ночь на 19 сент. нанесла удар по вражеским коммуникациям. Осн. масса партиз. соединений начала боевые действия в ночь на 25 сент. Разгромив охрану противника и овладев ж.-д. перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию ж.-д. полотна. Нем.-фаш. командование предпринимало усилия, чтобы восстановить движение по жел. дорогам: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожно-восста-новительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население, из Польши, Чехословакии и Германии доставлялись рельсы и шпалы. Но партизаны снова подрывали отремонтированные участки. В ходе ч К." только белорус, партизаны подорвали ок. 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 ж.-д. моста, разгромили 58 гарнизонов противника, убили и ранили св. 53 тыс. гитлеровцев. Операция "К." вызвала серьёзные осложнения в перевозках нем.-фаш. войск; пропускная способность жел. дорог снизилась на 35-40%. Это значительно затруднило нем.-фаш. командованию осуществление манёвра своими силами и оказало большую помощь наступающим сов. войскам. Операция "К." активизировала борьбу сов. народа против фаш. захватчиков на оккупированной терр.; в её ходе усилился приток местного населения в партиз. отряды.

Лит.: Советские партизаны, М., 1961; Мачульский Р. Н., Вечный огонь, 2 изд., Минск, 1969; Л и пил о П. П., КПБ - организатор и руководитель партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Минск, 1959.

В. Н. Андрианов.
 
 



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru