Что такое плетора
плетора
Большая советская энциклопедияплетора - (от греч. plethora - наполнение), общее полнокровие, гиперволемия, увеличение общего количества крови в организме человека. Выделяют т. н. и с т и н н у ю П., когда увеличение количества эритроцитов (до 8-10 млн. в 1 мм3 крови) преобладает над увеличением общего объёма плазмы крови (см. Эритремия), и гидремическую П., характеризующуюся преим. увеличением объёма плазмы (этот вид П.- следствие задержки воды в сосудистом русле при обильном питье, отёках, напр, сердечного происхождения, и др.). В норме соотношение объёмов клеток крови и плазмы составляет 45:55.ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (псевд. Н. Бельтов и др.) [29.11(11.12). 1856, с. Гудаловка, ныне Краснинский р-н Липецкой обл.,- 30.5.1918, Териоки, ныне Зеленогорск Ленингр. обл.; похоронен в Петрограде], русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и междунар. рабочего и социалистич. движения.
Род. в мелкопоместной дворянской семье. Окончил воен. гимназию в Воронеже, в 1873 переехал в Петербург. Осенью 1874 поступил в петерб. Горный ин-т, из к-рого в 1876 как участник революц. движения был вынужден уйти. С 1875 вступил на путь активной революц. борьбы, первоначально действовал в революц. -народнич. движении (см. Народничество), "ходил в народ", в Петербурге получил нек-рый опыт пропагандистской деятельности среди рабочих. Участвовал в Казанской демонстрации 1876 в Петербурге, где выступил с обличит, речью против царского самодержавия. После раскола народнич. организации "Земля и воля" (1879) - один из руководителей революц.-народнич. группы "Чёрный передел". С янв. 1880 до Февр. революции 1917 года жил в эмиграции (Швейцария, Италия, Франция и др. страны Зап. Европы ).
Сравнительно быстрое развитие капитализма в России и усиление рабочего движения, кризис народнич. теории и практики, личный опыт деятельности среди рабочих, знакомство с историей зап.-европ. рабочего движения и особенно глубокое изучение трудов К. Марксаи Ф. Энгельса вызвали переворот во взглядах П. В 1882-83 у П. складывается марксистское мировоззрение; он становится убеждённым и решительным критиком идеологии народничества, первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России. В 1883 в Женеве П. создал первую российскую марксистскую организацию - группу "Освобождение труда" (её членами были П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов) и был автором её программных документов. Члены группы перевели на рус. язык и издали ряд произв. Маркса и Энгельса. П. принадлежат переводы работ: "Манифест Коммунистической партии" (1882), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Тезисы о Фейербахе", части кн. "Святое семейство" и др. Своими работами -"Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885), "Русский рабочий в революционном движении", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895; по словам В. И. Ленина, на этой работе "... воспитывалось целое поколение русских марксистов..."- Поли, собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 313, прим.) и др.
Г. В. Плеханов.
П. нанёс сильный удар по идеологии народничества. Он научно опроверг утверждения народников о том,что капитализм в России - якобы "случайное явление", что крестьянская община способна не только противостоять капитализму, но и явиться главным преимуществом при переходе страны к социализму. П. показал, что Россия неудержимо идёт по пути капиталистич. развития и что задача революционеров состоит в том, чтобы использовать порождаемые капитализмом процессы в интересах революции. П. учил видеть в нарождавшемся пролетариате гл. революц. силу в борьбе с самодержавием и капитализмом, призывал развивать политич. сознание рабочих, бороться за создание социалистич. рабочей партии.
П. установил тесные связи со мн. представителями зап.-европ. рабочего движения, активно участвовал в работе 2-го Интернационала со времени его основания (1889), встречался и был близок с Ф. Энгельсом, к-рый высоко ценил первые марксистские произв. П., одобрял деятельность созданной П. первой росс, марксистской организации. Руководимая П. группа "Освобождение труда" оказала значит, влияние на деятельность марксистских кружков, возникших в 80-х гг. в России. Но, как подчёркивал Ленин, группа "... лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению" (там же, т. 25, с. 132). Весной 1895 П. впервые встретился с приехавшим в Швейцарию Лениным. В ходе этой встречи была достигнута договорённость об установлении связей между группой "Освобождение труда" и марксистскими организациями России. Совместно с российскими марксистами П. включился в борьбу против либерального народничества, "легального марксизма", "экономизма", разоблачил отступничество Э. Бернштейна от марксизма. Плехановская критика бернштейнианства сохраняет своё значение в борьбе с совр. оппортунизмом.
С 1900 П. принял участие в основании первой общероссийской марксистской газ. "Искра", вдохновителем и организатором к-рой был Ленин. Газ. "Искра" и журн. "Заря", в редакцию к-рых входили Ленин, П. и др., стали сильнейшим оружием в борьбе за создание пролет, партии в России. При разработке редакцией "Искры" Программы партии Ленин подверг обоснованной критике ряд положений проекта, представленного П. (отсутствие пункта о диктатуре пролетариата, абстрактность и недооценка революц. возможностей российского рабочего класса, его союза с крестьянством и др.) Ленин внёс в проект существенные поправки и дополнения, в результате чего был разработан последовательно марксистский проект Программы, к-рый был опубл. в 1902 от имени редакции "Искры" и "Зари" для обсуждения.
На втором съезде РСДРП (1903) П. занимал революц. позицию, вместе с Лениным отстаивал принципы марксизма, боролся против оппортунистов. Однако П. не смог до конца освободиться от груза социал-демократич. традиций партий 2-го Интернационала, не понял новых задач в эпоху империализма и вскоре после 2-го съезда перешёл на сторону меньшевизма, стал одним из его лидеров. С конца 1903 П. повёл борьбу против ленинизма, особенно по вопросам стратегии и тактики пролетариата и его большевистской партии. Во время Революции 1905-07 в России П. занимал оппортунистическую позицию, стоял за союз с либеральной буржуазией, осуждал курс на вооружённое восстание, считал главной парламентскую форму борьбы. Декабрьское вооруж. восстание московских рабочих в 1905 П. резко осуждал, говорил, что "не нужно было браться за оружие".
В 1903-17 в деятельности П., в его мировоззрении проявилось существенное противоречие: с одной стороны, П.-меньшевик встаёт на путь тактического оппортунизма и выступает против ленинского курса на социалистич. революцию в России; с др. стороны, в философии П.-воинствующий материалист-марксист, борющийся против бурж. идеалистич. философии, "... крупный теоретик, с громадными заслугами в борьбе с оппортунизмом, Бернштейном, философами антимарксизма,- человек, ошибки коего в тактике 1903-1907 годов не помешали ему в лихолетье 1908-1912 гг. воспевать „подполье" и разоблачать его врагов и противников..." (Ленин В. И., там же, т. 48, с. 296). Однако меньшевизм П. оказывал отрицат. влияние и на его филос. работы (см. там же, т. 18, с. 377, прим.).
В годы реакции П. выступил как противник ликвидаторства, богостроительства, богоискательства, махизма. В годы 1-й мировой войны 1914-18 разделял оппортунистич. социал-шовинистические взгляды. После Февр. революции 1917 П. вернулся в Россию. Возглавляя с.- д. группу "Единство" (созданную в 1914), он поддерживал бурж. Врем, пр-во, его политику "войны до победного конца", выступал против большевиков и ленинского курса на социалистич. революцию в России. Отрицательно встретив Окт. социалистич. революцию, П., однако, отказался поддержать контрреволюцию.
П. обладал исключительной работоспособностью. Он был энциклопедически образованным учёным, исследователем в области истории, экономики, социологии, этнографии, эстетики, религии и атеизма, ярким и глубоким рус. философом и публицистом.
Лит. наследие П. по инициативе Ленина стало предметом широкого исследования. По решению Сов. пр-ва были изданы соч. П. в 20-х гг.; его б-ка и архив, находившиеся за границей, собраны и перевезены в Ленинград, в созданный Дом Плеханова (в составе Гос. б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина), предпринято издание "Лит. наследия Г. В. Плеханова" (продолжается под назв. "Философско-литературное наследие").
Роль П. в истории марксизма, его философии определена Лениным: "... н е л ь-з я стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма" (там же, т. 42, с. 290); статьи П. по философии должны войти в"... серию обязательных учебников коммунизма" (там же, прим.). "... Единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов" (там же, т. 17, с. 20).
Ленин особенно высоко ценил марксистские филос. произведения, написанные П. в 1883-1903. В трудах "Очерки по истории материализма", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "О материалистическом понимании истории", "К вопросу о роли личности в истории", "К шестидесятой годовщине смерти Гегеля", "Н. Г. Чернышевский" и др. П. выступил как воинствующий материалист-диалектик, подвергнув критике как предшествующие марксизму идеалистич. и ме-тафизич. учения, так и бурж. и мелко-бурж. филос. и социологич. концепции, направленные против марксизма (неокантианство, позитивизм, субъективную социологию народников и анархистов и т. д.). Борясь против ревизионистских попыток "обновления" марксизма, П. доказывал, что "появление материалистической философии Маркса - это подлинная революция, самая великая революция, какую только знает история человеческой мысли" (Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 450), что "... все стороны миросозерцания Маркса самым тесным образом связаны между собой..., вследствие этого нельзя по произволу удалить одну из них и заменить ее совокупностью взглядов, не менее произвольно вырванных из совершенно другого миросозерцания" (там же, т. 3, 1957, с. 198), что только диалектич. и историч. материализм представляет собой филос.-теоретич. фундамент науч. социализма.
"Диалектический материализм есть философия действия",- говорил П. (Соч., т. 7, 1925, с. 245), марксизм - величайшее оружие в руках пролетариата в его борьбе с эксплуататорами. П., называя марксизм, материалистическую диалектику алгеброй революции, подчёркивал огромную роль революц. теории, прогрессивных идей в преобразовании общества. "Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова...,- писал П.- Революционная, по своему внутреннему содержанию, идея есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире" (там же, т. 2, 1925, с. 71). П. раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями филос. и обществ, мысли прошлого, высоко оценивал роль диалектики Гегеля. Материализм для П. - продукт длительного развития, связанного с социальными битвами и прогрессом науки.
Критикуя идеализм и агностицизм И. Канта и неокантианцев, П. подчёркивал познаваемость мира, хотя у него и были отд. неточные формулировки по этому вопросу (напр., некритич. отношение к ".иероглифов теории* и др.). В работах, направленных против махистского поветрия и религ. исканий в России, П. писал, что "... махизм есть лишь берк-леизм, чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под цвет „естествознания XX века"" (Избр. филос. произведения, т. 3, 1957, с. 261). Однако П. не раскрыл связи махизма, неокантианства и др. идеалистических течений с кризисом в новейшей физике. Ленин отмечал, что "Плеханов критикует кантианство (и агностицизм вообще), более с вульгарно-материалистической, чем с диалектически-материалистической точки зрения, п о-скольку он лишь a limine (с порога.-Ред.) отвергает их рассуждения, а не исправляет (как Гегель исправлял Канта) эти рассуждения, углубляя, обобщая, расширяя их, показывая связь ипереходы всех и всяких понятий" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 161).
П. применял диалектич. метод гл. обр. к познанию обществ, жизни. Из диалектики, понимаемой как "алгебра революции", П. делал вывод о закономерности и неотвратимости социальной революции. Анализируя историю учений об обществе, П. на большом историч. материале доказывал, что только диалектич. материализм раскрывает закономерный характер обществ.-историч. процесса (см. "Литературное наследие Г. В. Плеханова", сб. 5, 1938, с. 4-5). П. стремился раскрыть структуру обществ, жизни и взаимодействие её сторон. С точки зрения П., марксистский социологический анализ создаёт основу научного предвидения главных направлений общественного развития (см. Избр. филос. произведения, т. 3, с. 50). П. творчески развил марксистское учение о роли нар. масс и личности в истории, развенчал субъективно-идеа-листич. и волюнтаристские концепции героев - делателей истории, доказывая, что "... народ, вся нация должна быть героем истории" (Соч., т. 8, 1923, с. 11). П. сыграл видную роль в развитии эконо-мич. мысли в России, подверг критике экономич. концепции народничества, историческую школу бурж. политич. экономии, "теорию насилия" К. И. Род-бертуса-Ягецова и др. Он дал анализ формирования и развития политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии и др. форм идеологической надстройки, критиковал вуль-гарно-материалистич., метафизич. теории (А. Богданова и др.), игнорирующие значение обществ, сознания и политич. строя в обществ, развитии. "Экономика почти никогда не торжествует сама собою ..., а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических учреждений" (Избр. филос. произведения, т. 2, 1956, с. 216).
Применяя принципы историч. материализма к анализу рус. историч. прошлого и современной ему рус. действительности, П. подверг аргументированной критике идеалистич. теорию "самобытности" рус. историч. процесса, господствовавшую в тот период в рус. обществ, мысли. Анализируя экономику пореформенной России, П. доказал, что Россия в своём историч. развитии шла и идёт по тому же пути, по к-рому шли и др. европ. страны, т. е. от феодализма к капитализму, что "... теория русской самобытности становится синонимом застоя и реакции ..." (Соч., т. 2, 1925, с. 27). Т. о., он отверг ошибочное противопоставление истории России истории Запада. П. доказал несостоятельность ходившей в то время теории о бесклассовости рус. общества. При характеристике своеобразия рус. историч. процесса П. на первый план выдвигал развитие классов и борьбу между ними.
П. был первым марксистским историком рус. освободительного и революц. движения. Он правильно указал на дворянский и разночинский периоды в рус. освободительном движении; новый, третий период характеризовался, согласно П., взаимными классовыми отношениями пролетариата с буржуазией. П. был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории рус. обществ, мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Его трёхтомная работа "История русской общественной мысли" явилась первым сводным обобщающим трудом, к-рый охватывает историю обществ, мысли с древнейших времён до конца 18 в. и написан: в целом с марксистских позиций (1-й т. вышел в 1914). П. дал глубокий анализ социально-экономич., филос. и эстетич. взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова. П. показал, что вся история рус. революц. мысли - это попытки найти такую программу действия, к-рая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны нар. масс. П. устанавливал связь между рус. марксизмом, российской социал-демократией и её предшественниками - революционерами 60-70-х гг. Он пол ожил начал о. изучению истории рус. рабочего движения.
Большое внимание П. уделял вопросам эстетики. Являясь преемником и продолжателем традиций материалистич. эстетики В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и др., П. писал, что "...отныне критика (точнее, научная теория эстетики) в состоянии будет подвигаться вперед, лишь опираясь на материалистическое понимание истории "-(Избр. филос. произведения, т. 5, 1958, с. 312). Исходя из этого, П. рассмотрел многие проблемы эстетического отражения действительности, истории искусства и эстетической мысли. Он впервые в марксистской лит-ре подверг критике биологические концепции происхождения иск-ва, доказывал, что иск-во, эстетич. чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности обществ, человека. Иск-во представляет собой специ-фич., образную форму отражения обществ, бытия людей в сознании представителей тех или иных классов общества. В оценке произведения иск-ва критерий идейности, жизненной правды должец сочетаться с критерием художественности. П. остро критиковал бурж. иск-во. Несмотря на отд. ошибочные положения работ П. по эстетике (оценка произв. М. Горького "Мать", схематич. разграничение Л. Толстого как мыслителя и как художника и т. д.) эти работы в целом сохраняют своё значение в совр. борьбе за реализм и идейность иск-ва.
П. внёс крупный вклад в марксистскую, историю философии и обществ, мысли, исходя из принципа обусловленности обществ, сознания развитием обществ, бытия. П. подверг критике идеалистич. концепцию "филиации идей" (т. е. их самопроизвольного развития) в истории философии и обществ, мысли, доказывая, что эта история в конечном счёте обусловлена постулат, движением обществ. жизни, борьбой классов, связана с прогрессом науки и иск-ва. П. показал, что нет авто-матич. соответствия между филос. и социально-политич. воззрениями одного и того же мыслителя. П. дал критику вуль-гарно-материалистич. и нигилистич. извращений филос. наследия, попыток вывести все неверные взгляды и заблуждения из классово-корыстных интересов мыслителей (см. там же, т. 1, 1956, с. 651, т. 3, с. 322). Критикуя объективистскую концепцию нем. историка философии Ф. Ибервега, П. сформулировал нек-рые методологич. требования историко-филос. исследования: выяснение зависимости филос. идей от социального развития; выяснение зависимости развития естествознания, психологии, истории лит-ры и иск-ва, обществ, наук, оказывающих влияние на филос. идеи, от социального развития на различных этапах истории; выяснение неравномерности социально-историч. развития на различных ступенях истории, его особенностей в различных странах, что в одних случаях вызывало борьбу науки и религии, в других - временное их "примирение".
П. отстаивал материалистич., атеистич. традиции в философии, революц. и просветит, традиции рус. и зап.-европ. обществ, мысли. Правда, порой П. больше подчёркивал то, что сближает марксистскую философию и социологию с домарксистскими учениями, не показывая в должной мере то, что их различает, несколько преувеличивал влияние зап.-европ. философии и обществ, мысли на русскую; но всё это не умаляет науч. ценности работ П. по истории философии и обществ, мысли.
Произведения П. систематически публикуются и широко изучаются в СССР. Именем П. названы Ленингр. горный ин-т, Моск. ин-т нар. х-ва и др. вузы страны. В 1956 в СССР было отмечено 100-летие со дня рождения П., учреждена премия им. П., присуждаемая авторам лучших науч. работ по философии.
С о ч.: Сочинения, т. 1 - 24, М.- Л., 1923 - 27; Литературное наследие Г. В. Плеханова, сб. 1-8, М., 1934-40; Группа "Освобождение труда", сб. 1-6, М.- Л., 1924-28; Избранные философские произведения, т. 1 - 5, М.. 1956 - 58; Каталог библиотеки Г. В. Плеханова, в. 1 - 4, Л., 1965; Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова, т. 1-3, М., 1973-74.
Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 471-74); Розенталь М., Вопросы эстетики Плеханова, М., 1939; О м и н а В. А., Философское наследие Г. В. Плеханова, М., 1956; Сидоров М. И., Г. В. Плеханов и вопросы истории русской революционно-демократической мысли XIX в., М., 1957; М и т и н М. Б., Историческая роль Г. В. Плеханова в русском и международном рабочем движении, М., 1957; Черкашин Д., Эстетические взгляды Г. В. Плеханова, Хар., 1959; Иовчук М. Т., Г. В. Плеханов и его труды по истории философии, М., 1960; Ч а г и н Б. А., Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, М.- Л., 1963; Чагин Б. А., Курбатова И. Н., Плеханов, М., 1973.
М. Т. Иовчук, К. И. Суворов.