Что такое плюрализм
плюрализм
Большая советская энциклопедияплюрализм - (от лат. pluralis - множественный), фил ос. позиция, согласно к-рой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин "П." был предложен нем. философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно к-рому существуют два начала -материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба П. и монизма, но и как столкновение разных форм П., напр, материалистич. и идеа-листич. П. Так, антич. атомизм - материалистич. вариант П., поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистич. вариант П., представленный в философии Г. Лейбница, согласно к-рой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций -монад.Качеств, описание действительности, к-рое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классич. механики, количеств, химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал ("четырёх стихий"- земли, воды, воздуха и огня и т. п.), каждое из к-рых характеризует в своей специфичности определённую сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутр. связи явлений, свести качеств, многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла П. Классич. философия 17-18 вв. в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классич. естествознания, к-рое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.
Развитие идеалистич. философии в конце 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к П., что находит своё выражение прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме, "критич." онтологии Н. Гартмана.
В гносеологии обращение к П. было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19-20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.
Превращение П. в осознанную мето-дологич. позицию характерно для таких направлений идеалистич. "философии науки", как, напр., конвенционализм А. Пуанкаре (Франция), концепция " кри-тич. методологии", предложенная англ, философом К. Поппером и его учениками (П. Фейерабендом и др.) и наз. ими "теоретическим П.",-и др. Вместе с тем в науке усиливается и противоположная тенденция - к интеграции знания и построению единой картины мира.
В совр. бурж. социологии П. как мето-дологич. ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политич. П., трактующей механизм политич. власти как противоборство и равновесие заинтересованных групп (см. "Плюралистической демократии" теория). Ряд идеологов правого и "левого" ревизионизма утверждает, что существует П. внутри марксизма, выражающийся в различных равноправных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.), в существовании множества "моделей" социализма, не имеющих между собой ничего общего. Эти анти-науч. концепции отвергают интернац. характер марксизма-ленинизма и общие закономерности строительства социали-стич. общества.
Диалектич. материализм преодолевает ограниченность как вульгарного монизма, так и П. и, подчёркивая материальное единство мира, развивает одновременно учение о качественно различных формах движения материи, о многообразии и сложной взаимосвязи разных сфер и уровней бытия.
Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911; Ц е х-мистро И. 3., Диалектика множественного и единого, М., 1972; Linеr P., Plura-lismus oder Monismus, В., 1905 : J a k o-wenko В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn,. 1928; Der Methoden und Theorien-pluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971. А. П. Огурцов.
"ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ" ТЕОРИЯ, бурж.-реформистская концепция, согласно к-рой политич. власть в совр. бурж. гос-ве превратилась в "коллективную власть" множества организаций, объединений (ассоциаций предпринимателей, церкви, профессиональных союзов, политич. партий, фермерских объединений и т. д.). В результате этого происходит якобы утверждение всеобщей "плюральной" демократии, как разновидности и конкретизации "чистой демократии". Возникновение "П. д." т. связано с усложнением политич. системы совр. капитализма, с обострением классовой борьбы. В этих условиях классич. доктрина разделения властей (см. "Разделения властей* теория) была оттеснена теорией институционализма, служащей идеологич. базой "П. д." т. Теория "плюралистич. демократии" сложилась также на основе идей бурж. политич. науки о группах давления и группах интересов (А. Бентли), социал-реформистских конструкций "власти организаций" (К. Каутский, Ж. Ренар и др.), а также "правового плюрализма" амер. социолога
Мак-Айвера. После 2-й мировой войны 1939-45 наиболее известными представителями "П. д." т. являются Г. Хекшер, С. Файнер и др. К "П. д." т. примыкают бурж.-реформистские и правосоциали-стич. концепции "уравновешивающих сил", "диффузии власти" (см. "Диффузии власти" теория), расщепления суверенитета и т. п.
В действительности политич. власть (диктатура) монополистич. буржуазии едина, хотя и осуществляется по различным каналам (власть гос-ва, влияние бурж. партий, деятельность предпринимательских союзов, церкви и др.). Борьба рабочего класса и др. трудящихся оказывает определённое влияние на политику правящих кругов, но организации рабочего класса не являются при капитализме субъектами гос. власти.
В своей трактовке социалистич. политич. строя "П. д." т. имеет антикомму-нистич. направленность. В целом эта теория характеризуется эклектизмом, является попыткой критики монистич. концепции гос-ва и политич. власти, принятой историч. материализмом.