Что такое пневматическая почта « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > п > пневматическая почта

Что такое пневматическая почта

пневматическая почта   Большая советская энциклопедия

пневматическая почта - (от греч. pneumatikos - воздушный), вид пневматического транспорта для перемещения документов и мелких предметов потоком воздуха по трубопроводам.П. п. используют для пересылки документов на предприятиях связи, в б-ках, банках и др. учреждениях, историй болезни и лекарств в больницах, деталей и инструментов, проб (напр., горячего металла) в экспресс-лаборатории на пром. предприятиях и т. д. Первая действующая установка П. п. с протяжённостью трубопроводов 100 м была построена на Лондонском телеграфе в 1853.

Осн. элементы установок П. п.: трубопроводы, трансп. контейнеры, приёмно-отправит. устройства и воздуходувки. Трансп. контейнеры - патроны или капсулы с вложенными в них предметами -с помощью приёмно-отправит. устройства закладываются в трубопровод и под действием перепада давления, создаваемого воздуходувкой, движутся от станции отправления к станции назначения, где изымаются из него. Различают П. п. внутреннюю, функционирующую внутри здания, и внешнюю, связывающую предприятия и учреждения в городе. Трубопроводы внутренней П. п. обычно выполняют из тонкостенных цельнотянутых труб внутр. диаметром 50-120 мм. Их общая длина достигает неск. сотен м. Наименьший радиус кривизны трубопровода ~ 1 м. Материал труб - латунь, дюралюминий, сталь, а с нач. 60-х гг. 20 в.- часто также полихлорвинил. Для перемещения документов и предметов стандартной формы без упаковки в патроны иногда пользуются трубопроводами прямоугольного сечения (напр., 10 X X 70 мм). В установках внешней П. п. используют, как правило, стальные, пластмассовые или асбестоцемент-ные трубы диаметром 65-1000 мм, прокладываемые в грунте. Их длина между соседними станциями достигает неск. км, а общая длина - неск. сотен км (напр., в Париже - 600 км).

Рис. 1. Патрон в изгибе трубопровода: 1 - трубопровод; 2-гильза; 3- уплотни-тельное кольцо.

Патрон представляет собой короткий отрезок трубы, диаметр к-рой примерно на 25% меньше внутреннего диаметра трубопровода (рис. 1). На его внеш. поверхности располагаются 2 (реже 1) уплотнит, головки из фетра или кожи. Ср. скорость движения патрона с вложениями массой до 1-2 кг составляет 6-20 м/сек (в отд. установках до 45 м/сек). Производительность установок П. п.- до 2,4 тыс. патронов в час.

Приёмно-отправит. устройство в простейшем исполнении представляет собой разрыв или продольный вырез в трубопроводе, закрываемый вручную подвижной гильзой (рис. 2). В однотруоных реверсивных установках П. п. приёмно-отправит. станции выполняют в виде герметичного ящика, внутри к-рого трубопровод имеет продольный вырез. Патрон принимается автоматически с помощью клина, выдвигаемого электромагнитом (рис. 3).

Для воздухоснабжения установок П. п. используют воздуходувки и вентиляторы, создающие в трубопроводах или разрежение, или избыточное давление воздуха. Давление регулируется при помощи заслонок и дроссельных клапанов.

Рис. 2. Простейшее отправительное устройство: 1 - трубопровод; 2 - упор; 3 - продольный вырез в трубопроводе; 4 - подвижная гильза.

Рис. 3. Приёмно-отправительная станция однотрубной реверсивной установки пневматической почты:
1 - патрон; 2- герметичный корпус; 3 - трубопровод; 4 - клин; 5 - обмотка электромагнита.

Рис. 4. Схемы соединения станций пневматической почты: а -линейная однотрубная реверсивная; б - линейная двухтрубная; в - радиальная; г -кольцевая; 1 - воздуходувка; 2 - станция.

Применяют линейные, радиальные и кольцевые схемы соединения станций П. п. (рис. 4). При малых грузопотоках (до 100 патронов в час) неск. станций соединяют одним трубопроводом - линией двухстороннего действия (рис. 4, а). В движении на такой линии может находиться только 1 патрон. В однотрубных установках внеш. П. п. для увеличения их производительности применяют разъезды, к-рые располагают как в середине участка линии между двумя станциями, так и на станциях. При такой конструкции на участке могут двигаться одновременно неск. патронов. Двухтрубная линия (рис. 4, б) обеспечивает независимое движение неск. патронов в обоих направлениях. Неск. (от 2 до 6) линий могут подключаться к одному узлу - распределит, центру с ручным или автоматич. управлением, в к-ром производится перегрузка и сортировка патронов (рис. 4, в). По кольцевой схеме (рис. 4, г) патроны пересылаются между любыми станциями без перегрузок. При двухтрубной линии и кольцевой схеме приёмные станции оборудуют стрелками (на ответвлениях линии, рис. 5). Управление стрелками осуществляется при помощи т. н. несущей памяти - системы контактных или магнитных колец на гильзе патрона или централизованно, напр, при помощи телефонных искателей.

Рис. 5. Стрелка с приёмным устройством: 1-стрелка; 2- приёмное устройство.

Перспективным направлением развития П. п. является применение труб большого диаметра (450 мм в ФРГ, 600 мм во Франции, 1020 мм в СССР) и контейнеров на колёсах, соединённых в поезда (по 5-6 контейнеров в каждом), что позволяет транспортировать грузы общей массой ~ 10 т со скоростью 40-60 км/ч.

Лит.: Руденко Н., Говоров Ф., Пневмотранспорт документов и мелких предметов в патронах (пневмопочта), М., 1963; Контейнерный трубопроводный пневмотранспорт промышленных грузов, М., 1972; Heck G., Frerichs I., Eske W., Die GroBrohrepost, Bd 1-2, Baden-Baden, 1965-69. И. А. Ламм, Г. А. Птицын.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru