Что такое подъельник
подъельник
Большая советская энциклопедияподъельник - (Monotropa hypopitys), многолетнее, лишённое хлорофилла сапрофитное растение сем. вертляницевых. Корневище гнездообразное, сильно разветвлённое, с микоризой. Стебель вые. 5-25 см, сочный, беловатый или желтоватый (как и вся надземная часть растения), с очередными чешуевидными листьями. Цветки правильные, в кистевидном соцветии. Венчик цилиндрически-колокольчатый; лепестки при основании мешковидные. Плод - коробочка, с мно-гочисл. семенами. П. встречается в умеренном поясе Сев. полушария, в СССР -в Европ. части, на Кавказе, юге Сибири, Д. Востоке и в Казахстане; растёт в сырых тенистых хвойных, широколиственных и смешанных лесах. П. часто ошибочно связывают с лат. родовым назв. Hypopitys. Ранее в этот род включали вертляницу.ПОДЪЁМ ГЛАСНЫХ, один из дифференциальных признаков в классификации гласных звуков, основывающийся на более высоком или более низком положении языка (см. Гласные).
ПОДЪЁМ ФЛАГА, 1) ежедневная церемония подъёма военно-морского флага (см. Флаг военно-морской) на воен. кораблях. В Сов. ВМФ флаг поднимается в 8 ч, а по выходным и праздничным дням в 9 ч утра в обыкновенной или торжеств, обстановке (с вызовом на верхнюю палубу всей команды корабля, караула, оркестра). На кораблях 1-го и 2-го рангов (на якоре) одновременно с П. ф. поднимается гюйс. Спуск флага (и гюйса) производится во время захода солнца, а в полярных морях - в часы, установленные командующим флотом. 2) Церемонии П. ф. предусмотрены также при салютах и при проведении празднеств; в пионерских лагерях (ежедневно); на стадионах при открытии спортивного сезона, спартакиад и пр.; на пристанях (вокзалах) при открытии навигации.
ПОДЪЁМА ЭТАЖЕЙ МЕТОД, подъёма перекрытий метод, возведение многоэтажных зданий путём постепенного подъёма изготовленных на уровне земпа железобетонных плит перекрытий на заданную проектом высоту с помощью комплекта подъёмников, объединённых в синхронно работающую систему. В зависимости ог степени готовности применяемых конструкций установку на плите перекрытия стен, перегородок, сан.-технич. оборудования и т. п. производят либо до подъёма плиты, либо после него.
П. э. м. получил распространение с 1950 в США, НРБ, ЧССР, ФРГ и др, странах при возведении зданий различного назначения вые. до 21 этажа. В СССР П. э. м. применяется с 1959 при стр-ве многоэтажных зданий - вые. до 15 этажей (напр., в Арм. ССР при сооружении жилых домов, в Ленинграде и Москве- обществ, зданий).
В СССР, используя П. э. м., непосредственно на месте расположения строящегося здания изготовляют пакет безбалочных железобетонных плит перекрытий по числу этажей здания; в каждой плите по контуру колонн укладывают стальной воротник, служащий для захвата плит при подъёме. Для подъёма перекрытий используют электромеханич. (наиболее распространены) или гидравлич. подъёмники, устанавливаемые на колоннах или "в обхват" колонн.
П. э. м. позволяет возводить многоэтажные пром. и обществ. здания (рис.) с использованием неразрезных плит перекрытий пл. до 3 тыс. м2 и массой до 1500 т при пролётах между колоннами до 6 л и более. При пролётах св. 8 м применяют кессонированные и многопустотные плиты из обычного или предварительно напряжённого железобетона. П. э. м. особенно эффективен: при стр-ве многоэтажных зданий, для к-рых по эксплуатац. или архит.-конструктивным соображениям нерационально применение сборных конструкций перекрытий серийного заводского изготовления; в сейсмических р-нах; при стеснённых условиях строительства; в р-нах с недостаточно развитой индустриальной строительной базой.
Строительство 15-этажного здания Центрального архива в Москве методом подъёма перекрытии (с помощью электромеханич. подъёмников, установленных Чв обхват" колонн, одновременно поднимаются 2 плиты общей массой 1100 т).
Лит.: Рекомендации по возведению многоэтажных зданий методом подъема этажей п перекрытий, М., 1971; Минц В. М., Возведение многоэтажных зданий методом подъема этажей и перекрытий, М., 1972.
В. М. Минц.
ПОДЪЁМНАЯ СИЛА, составляющая полной силы давления жидкой или газообразной среды на движущееся в ней тело, направленная перпендикулярно к скорости тела (к скорости центра тяжести тела, если оно движется непоступательно). Возникает П. с. вследствие несимметрии обтекания тела средой. Напр., при обтекании крыла самолёта (рис. 1) частицы среды, обтекающие нижнюю поверхность, проходят за тот же промежуток времени меньший путь, чем частицы, обтекающие верхнюю, более выпуклую поверхность и, следовательно, имеют меньшую скорость. Но, согласно Бернул-ли уравнению, там, где скорость частиц меньше, давление среды больше и наоборот. В результате давление среды на нижнюю поверхность крыла будет больше, чем на верхнюю, что и приводит к появлению П. с.
Несимметричное обтекание крыла можно представить как результат наложения на симметричное течение циркуляционного потока вокруг контура крыла, направленного на более выпуклой части поверхности в сторону течения, что приводит к увеличению скорости, а на менее выпуклой - против течения, что приводит к её уменьшению. Тогда П. с. Y будет зависеть от величины циркуляции скорости Г и, согласно Жуковского теореме, для участка крыла длиной L, обтекаемого плоскопараллельным потоком идеальной несжимаемой жидкости, Y = pvГL, где р - плотность среды, v - скорость набегающего потока.
Поскольку Г имеет размерность [v*l], то П. с. можно выразить равенством Y = cypSv2/2, обычно применяемым в аэродинамике, где S - величина характерной для тела площади (напр., площадь крыла в плане), су - безразмерный коэфф. П. с., зависящий от формы тела, его ориентации в среде и чисел Рейнольдса Re и Маха М. Значение с„ определяют теоретич. расчётом или экспериментально. Так, согласно теории Жуковского, для крыла в плоскопараллельном потоке cу = 2т (а - а0), где а - угол атаки (угол между направлением скорости набегающего потока и хордой крыла), а0 - угол нулевой П. с., т - коэфф., зависящий только от формы профиля крыла, напр., для тонкой изогнутой пластины т = п. В случае крыла конечного размаха l коэфф. т = п/(1 - 2/Х), где Х= l2/S - удлинение крыла.
В реальной жидкости в результате влияния вязкости величина т меньше теоретической, причём эта разница возрастает по мере увеличения относит, толщины профиля; значение угла а0 также меньше теоретического. Кроме того, с увеличением угла а зависимость су от ос (рис. 2), перестаёт быть линейной и величина dcvjda монотонно убывает, становясь равной нулю при угле атаки "кр, к-рому соответствует макс, величина коэфф. П. с.- сymах. Дальнейшее увеличение а ведёт к падению сy вследствие отрыва пограничного слоя от верхней поверхности крыла. Величина сymахимеет существ, значение, т. к. чем она больше, тем меньше скорость взлёта и посадки самолёта.
При больших, но докритич. скоростях, т. е. таких, для к-рых M<Mкр (Мкр -значение числа М набегающего потока, при к-ром вблизи поверхности профиля местные значения числа М = 1), становится существенной сжимаемость газа. Для слабо изогнутых и тонких профилей при малых углах атаки сжимаемость можно приближённо учесть, положив
При сверхзвуковых скоростях характер обтекания существенно меняется. Так, при обтекании плоской пластины у передней кромки на верхней поверхности образуются волны разрежения, а на нижней - ударная волна (рис. 3). В результате давление рн на нижней поверхности пластины становится больше, чем на верхней (рв); возникает суммарная сила, нормальная к поверхности пластины, составляющая к-рой, перпендикулярная к скорости набегающего потока, и есть П. с. Для малых М > 1 и малых а П. с. пластины может быть вычислена по
мула справедлива и для тонких профилей произвольной формы с острой передней кромкой.
Рис. 3. Схема сверхзвукового обтекания пластинки: vB > v1, pB < p1; v2 < vB p2>рв; vн < v1, рн > v1; v3 > vн, p3 < рн.
Лит.: Жуковский Н. Е., О присоединенных вихрях, Избр. соч., т. 2, М.- Л., 1948; Лойцянский Л. Г., Механика жидкости и газа, 2 изд., М., 1957; Голубев В. В., Лекции по теории крыла, М.- Л., 1949; Абрамович Г. Н., Прикладная газовая динамика, 2 изд., М., 1953; Ферри А. Аэродинамика сверхзвуковых течений, пер. с англ., М., 1953.
М. Я. Юделович.
ПОДЪЁМНИК, грузоподъёмная машина прерывного (циклического) или непрерывного действия для подъёма груза и людей в специальных грузонесущих устройствах, движущихся по жёстким вертикальным (иногда наклонным) направляющим или рельсовому пути. По способу передачи воздействия от привода к гру-зонесущим устройствам различают канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные П. Преимущественное распространение получили канатные П., в к-рых грузонесущие устройства подвешиваются на стальных канатах, огибающих канатоведущие шкивы или навиваемых на барабаны подъёмных лебёдок. В П. с канатоведущими шкивами, передающими тяговое усилие трением, грузонесущие устройства (кабина, клеть, скип, платформа, тележка или вагон) уравновешиваются др. такими же устройствами или противовесом, также движущимися по направляющим. В барабанных П. уравновешивание уменьшает нагрузки на привод. При применении дополнит, грузоподъёмных средств для уравновешивания производительность П. увеличивается. П. имеют, как правило, электрич. или реже гидравлич. привод.
П. охватывают широкую сферу применения, чем обусловлено разнообразие их конструктивных форм и типов. В жилых, обществ., адм. и пром. зданиях получили распространение лифты, эскалаторы, реже патерностеры. Для подъёма людей в вагонах по рельсовому наклонному пути на горы, крутые берега и др. естеств. возвышения служат фуникулёры - пасс, канатные П. циклического действия.
Для выдачи на поверхность полезных ископаемых и пустых пород в шахтах, рудниках и карьерах, для загрузки доменных печей применяют скиповые подъёмники (см. Скип); при подземной разработке полезных ископаемых для подъёма (спуска) людей, оборудования, материалов устраивают клетьевые П. (см. Шахтный подъём). Сооружение зданий ведут с помощью строит. П.- мачтовых, канатных, шахтных; монтаж напорных трубопроводов при стр-ве высокогорных ГЭС осуществляют спец. тележечными П. Различные типы П. используются на ремонтных з-дах (напр., для подъёма автомобилей и т. п.), при обслуживании и мелком ремонте зданий, газгольдеров и др. высоких сооружений (напр., П. на автомобилях-вышках). П. наз. также устройства для подъёма судов при движении их по каналам с разными уровнями воды (см. Судоподъёмник).
Лит.: Кифер Л. Г., Абрамович И. И., Грузоподъемные машины, т. 2, М., 1949; Подъемники, М., 1957; Федорова 3. М., Лукин И. Ф., Подъемники. Конструирование и расчет элементов подъемника, Хар., 1971. Я. А. Лобов.
ПОДЪЁМНО-ОСМОТРОВЫЕ УСТРОИСТВА, сооружения или механизмы, используемые при технич. обслуживании и ремонте автомобилей. П.-о. у. открывают доступ ко всем агрегатам и узлам автомобиля. Осн. типы П.-о. у.: осмотро-вые канавы, эстакады, подъёмники. Осмотр о'вые канавы бывают тупиковыми или прямоточными. Тупиковые канавы рассчитывают на обслуживание одиночных автомобилей. Прямоточные канавы представляют собой длинную траншею и предназначаются для поточного обслуживания автомобилей. При необходимости вывешивания колёс применяют дополнит, подъёмные приспособления гидравлич. или гидропневматич. типа. Эстакады применяются гл. обр. для обслуживания автомобилей под открытым небом и состоят из колейного мостика с наклонными рампами для въезда и съезда. Подъёмники позволяют поднимать автомобиль на различную высоту от уровня пола, фиксируя его в этом положении. Подъёмники делятся на гидравлич., пневматич. и электромеханические. Конструкция электромеханических подъёмников определяется количеством стоек. В основном выпускаются двухстоечные и четырёхстоеч-ные подъёмники. В электромеханич. подъёмниках для подъёма рамы применяются грузовые винты, установленные в стойках. Перемещающиеся по винтам гайки, несущие раму, приводятся в движение от электродвигателя.
А. А. Сабинин.
ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ, устройства для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях. П.-т. м. являются осн. средством механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в пром-сти, стр-ве, на транспорте, в горном деле и в сел. х-ве. П.-т. м. применяют также для перемещения людей в многоэтажных жилых, обществ, и адм. зданиях, шахтах, на станциях метрополитенов и т. д. По характеру выполняемых перемещений и назначению П.-т. м. могут быть условно разделены на 5 укрупнённых групп: грузоподъёмные машины и механизмы, транспортирующие машины, машины подвесного однорельсового транспорта, машины напольного транспорта (в т. ч. безрельсовый транспорт) и погрузочно-разгрузочные машины. П.-т. м. могут быть периодического (цикличного) и непрерывного действия. К машинам нериодич. действия относятся простейшие неприводные грузоподъёмные устройства: блоки, полиспасты и др., а также грузоподъёмные машины, гл. обр. элек-трич. подъёмные краны, грузовые и пасс, лифты, подъёмники. Группу машин непрерывного действия составляют конвейеры различных типов, в т. ч. пассажирские (движущиеся тротуары), элеваторы, эскалаторы, и патерностеры. К машинам однорельсового транспорта относятся электрич. и пневматич., подвесные электротягачи, электро- и автотележки. Представители машин напольного транспорта - авто- и электропогрузчики (см. Погрузчик), электро-штабелёры и др. Погрузочно-разгрузоч-ные машины бывают как периодического действия (одноковшовые погрузчики, автомобилеразгрузчики и вагоноопро-кидыватели, инерционные разгружа-тели, разгрузочные машины скребкового типа), так и непрерывного действия (многоковшовые погрузчики, пневморазгруз-чики, разгрузочно-штабелёвочные машины и др.).
П.-т. м. могут иметь электрич., гидрав-лич., пневматич. привод или получать энергию от двигателя внутр. сгорания. Находят применение также электрич. линейные двигатели (гл. обр. асинхронные), позволяющие осуществлять непосредств. соединение двигателя с машиной (без промежуточной механич. передачи).
Развитие П.-т. м. связано с разработкой конструкций повышенной надёжности, обладающих высокими технич. параметрами, с одновременным снижением металло- и энергоёмкости, а также с созданием комплексов машин, совмещающих функции машин периодич. и непрерывного действия, манипуляторов и машин-роботов (П.-т. м. с программным управлением), выполняющих различные операции в труднодоступных местах, в опасных для здоровья людей условиях и т. п. Примером комплексного подъёмно-трансп. сооружения является подвесная канатная дорога, в к-рую входят механич. и электрич. оборудование конечных и промежуточных станций и рельсовых путей, подвижной состав (вагонетки), тяговые и несущие канаты, механич. оборудование линейных опор, строительные сооружения (здания станций, линейные опоры, предохранительные мосты и др.). Комплексами являются и др. установки, составляющие основу конвейерного транспорта (ленточные и ка-натно-ленточные конвейеры), канатно-подвесного, однорельсового, пневмокап-сульного (см. Пневматический транспорт) транспорта.
Лит.: Спивановский А. О., Дьячков В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта,М., 1969; Ридель Э. И., По-грузочно-разгрузочные машины на железнодорожном транспорте, М., 1969; Александров М. П., Подъемно-транспортные машины, 4 изд., М., 1972. В. С. Коновалов.
ПОДЪЁМНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, газотурбинный двигатель обычно несколько упрощённой конструкции, развивающий вертикальную тягу у самолёта вертикального взлёта и посадки. П. а. д. устанавливаются на самолёте в сочетании с двигателями, развивающими горизонтальную тягу. П. а. д. должны иметь надёжную систему запуска; для безопасности на самолёте ставится несколько П. а. д. Двигатели, создающие на взлёте и посадке, кроме вертикальной тяги, и горизонтальную, наз. подъёмно-разгонными. У П. а. д. небольшой межремонтный ресурс работы, они могут устанавливаться в сочетании с агрегатами усиления тяги для взлёта и посадки.
ПОДЪЁМНЫЙ КРАН, грузоподъёмная машина циклич. действия с возвратно-поступат. движением грузозахватного органа; служит для подъёма и перемещения грузов. Цикл работы П. к. состоит из захвата груза, рабочего хода для перемещения груза и разгрузки, холостого хода для возврата порожнего грузозахватного устройства к месту приёма груза. Движения П. к. могут быть как рабочими, так и установочными для периодич. изменения положения крана, стрелы и т. п. Осн. характеристика П. к.- грузоподъёмность, под к-рой понимают наибольшую массу поднимаемого груза, причём в случае сменных грузозахватных устройств их масса включается в общую грузоподъёмность.
Историческая справка. Простейшие П. к., как и большинство грузоподъёмных машин, до кон. 18 в. изготовлялись из деревянных деталей и имели ручной привод. К нач. 19 в. ответственные, быстро изнашивающиеся детали (оси, колёса, захваты) стали делать металлическими. В 20-х гг. 19 в. появились первые цельно-металлические П. к. сначала с ручным, а в 30-е гг.- с механич. приводом.
Первый паровой П. к. создан в Великобритании в 1830, гидравлический - там же в 1847. Двигатель внутр. сгорания был использован в П. к. в 1895, а электрич. двигатель в 1880-85 почти одновременно в США и Германии. Это были мостовые краны с одномоторным приводом. В 1890 созданы П. к. с многомоторным индивидуальным приводом в США и Германии.
Изготовление П. к. совр. типа в России началось в кон. 19 в. (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы). После Окт. революции 1917 в СССР краностроение превратилось в крупную отрасль тяжёлого машиностроения со специализированными з-дами.
Общие сведения. В зависимости от конструкции и принятой схемы работы П. к. бывают поворотными и неповоротными. Поворотные краны (рис. 1) могут устанавливаться на рельсовом ходу - железнодорожные и кату-чие рельсовые краны; на безрельсовом ходу - пневмоколёсные, автомобильные и гусеничные П. к.; на стенах и крышах зданий - настенно-поворотные и кровельные; на понтонах и судах - плавучие и судовые.
Рнс. 1. Поворотные краны: 1 - железнодорожный; 2 - лневмоколёсный; 3 - гусеничный; 4 - настенно-поворотный передвижной; 5 - плавучий; 6 - судовой; 7 - башенный; 8 - мачтово-стреловой; 9 - портальный.
Имеются также поворотные П. к., перемещающиеся по двум расположенным в разных уровнях (внизу и наверху) рельсам,- т. н. велосипедные краны. Железнодорожные, пневмоколёсные, автомобильные и гусеничные поворотные П. к. часто объединяют общим назв. - стреловые самоходные краны. Поворотная часть П. к. опирается на колонну (кран на неподвижной или на вращающейся колонне) или на поворотный круг с колёсами, катками или шарами (кран на поворотном круге). Поворотная часть может иметь форму высокой башня - башенные краны, мачты - мачтово-стреловые краны (жестконогие и Байтовые). Возможна установка её на портале - портальные краны. Поворотные П. к. могут иметь постоянный или переменный вылет (расстояние груза от оси вращения крана), к-рый изменяется путём качания укосины (стрелы) или передвижения по ней грузовой тележки.
К неповоротным кранам (рис. 2) относятся П. к. пролётного типа (мостовые краны и перегружатели), а также настенно-консольные краны. Мостовые краны имеют катучий мост, перемещающийся по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъёмной лебёдкой, в нек-рых конструкциях грузовая тележка снабжается поворотной стрелой. Настенно-консольные краны состоят из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъёмной лебёдкой. Перегружатели аналогичны по устройству мостовым кранам, но их мост имеет высокие опоры (ноги), перемещающиеся по наземным путям. При больших пролётах их наз. мостовыми перегружателями или перегрузочными мостами, а при малых пролётах - козловыми кранами. Однако чёткого подразделения нет. Мосты перегружателей могут иметь неподвижные или выдвижные консоли; вдоль моста передвигается грузовая тележка или поворотный кран. Консольные перегружатели, предназначенные для погрузки (разгрузки) судов, т. н. береговые консольные перегружатели, могут устанавливаться также на судах (судовые перегружатели). Особый тип перегружателя -кабельный кран, у к-рого грузовая тележка перемещается при помощи тягового каната по несущему канату, натянутому между 2 катучими башнями или стационарными мачтами. Разновидностью кабельных кранов являются мосто-ка-бельные краны, у к-рых несущий канат крепится к концам мостовой фермы. К крановым устройствам конструктивно близки монорельсовые дороги, вагонетки к-рых имеют механизмы подъёма.
В совр. условиях стр-ва используют также вертолёты-краны (рис. 3) с устройствами для захвата грузов. С их помощью ведут работы в труднодоступных местностях.
Области применения подъёмных кранов. Мостовые краны относятся к типовому оборудованию производств, цехов, электростанций, закрытых и открытых складов. Их грузоподъёмность достигает 500-600 т, пролёты (расстояния между осями подкрановых рельсов)-50-60 м, возможная высота подъёма груза - 40-50 лив спец. исполнении до 500 м', скорость движения моста (рабочее движение) -30-160 м/мин, грузовой тележки -10-60 м/мин, подъёма груза до 60 м/мин. На мосту могут располагаться 2 грузовые тележки на одном или двух (смежных или двухрядных по высоте) путях. К мостовым П. к. общего назначения относят крюковые, магнитные, грейферные и магнитно-грейферные краны. Крюковые однобалочные краны простейшего типа (см. Кран-балка), опорные и подвесные, имеют в качестве грузовой тележки самоходную электрическую таль. К особой группе относятся металлургич. мостовые П. к. (литейные, завалочные, колодцевые, для "раздевания" слитков и др.), к-рые оборудованы спец. грузозахватными устройствами и механизмами управления ими. Одна из разновидностей мостовых П. к.- кран-штабелер с грузовой тележкой, имеющей поворотную колонну, по к-рой перемещается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяющий производить укладку и разбор пакетных штабелей.
Рис. 2. Неповоротные краны: 1 - мостовой; 2 - настенно-консольный; 3 - мостовой перегружатель; 4 - козловой; 5 - береговой консольный перегружатель; 6 - мосто-кабельный кран.
Рис. 3. Вертолёт-кран.
Настенно-консольные неповоротные краны применяют гл. обр. в цехах для уменьшения объёма работы мостовых кранов. Их грузоподъёмность обычно 3-10 т, вылет 5-10 м, скорость передвижения (рабочая) 90-200 м/мин.
Козловые краны применяют обычно для обслуживания открытых (реже крытых) складов, гл. обр. штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных пром. и гражд. сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Они изготовляются преим. крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами. Пролёты кранов общего назначения обычно 4-40 м; при обслуживании судостронт. стапелей до 170 м. Грузоподъёмность таких П. к. составляет 3-50 т, а при обслуживании гидроэлектростанций и стапелей достигает 400-800 т (в отд. случаях 1600 т - две тележки по 800 т). Передвижение кранов (скорость 20-100 м/мин) часто является рабочим движением; при малых грузоподъёмностях в качестве грузовой тележки используются самоходные электрич. тали. Для монтажа крупных изделий (напр., в судостроении) применяют краны с 2 грузовыми тележками, позволяющими кантовать груз на весу. Краны строит, назначения, имеющие переменное место работы, выполняются самомонтирующимися. Для открытых складов штучных грузов применяют часто пневмоколёсные козловые краны с пролётом 6-15 м, грузоподъёмностью 15-30 т, с рабочей скоростью движения до 8 км/ч.
Мостовые перегружатели (перегрузочные мосты) изготовляют обычно с грейферными захватами; они обслуживают гл. обр. открытые склады угля и руды, используются на пром. предприятиях, электростанциях и в портах. Грузоподъёмность грейферных перегружателей с грузовой тележкой составляет 15-30 т, скорость передвижения грузовой тележки -160-360 м/мин, подъёма груза -60-70 м/мин; производительность 500-1000 т/ч. Для увеличения зоны обслуживания грузовые тележки могут выполняться с поворотной стрелой (скорость поворота 2-4 об/мин) с вылетом 3-6 м. Перегружатели с поворотным краном имеют грузоподъёмность 10-20 т, вылет стрелы 10-20 м; скорость движения крана по верхним поясам моста 120-180 м/мин', иногда их снабжают ленточным конвейером, к-рый загружается краном, что сокращает его пробеги и увеличивает производительность перегружателя. Крюковые перегружатели для штучных грузов имеют грузоподъёмность до 300 т. Для обслуживания складов круглой (секторной) формы используют радиальные мосты, у к-рых одна опора неподвижная (поворотная), другая - перемещается по кольцевому пути. Мосты имеют пролёты до 120 м, длину консолей до 50 м. Время подъёма консолей 5 - 10 мин. Передвижение моста -установочное движение (скорость 10-30 м/мин).
Стреловые самоходные краны - железнодорожные, автомобильные (на шасси автомобиля), пневмо-колёсные (на спец. шасси), гусеничные краны универсального применения (на двухгусеничном ходу, а также на базе трактора) предназначены для перегрузочных и монтажных работ в стр-ве, на пром. предприятиях и на транспорте. В зависимости от условий работы краны оборудуют сменными стрелами различной длины и конфигурации (прямые, изогнутые, телескопические). Длина стрел у пневмоколёсных и гусеничных монтажных кранов при больших высотах подъёма груза достигает 60-100 м и более. Для увеличения устойчлвости служат выносные опоры (аутригеры). Скорости движений соответствуют грузоподъёмности крана и вылету стрелы и обычно составляют: подъёма груза 5-25 м/мин, вращения 1-4 об/мин, время подъёма стрелы из низшего положения в высшее 1-3 мин. Передвижение крана (при работе) 1-10 км/ч. Стреловые краны выполняют с крюковыми и грейферными захватами, а дизель-электрические -также с электромагнитом. Они имеют переменную грузоподъёмность, наибольшую при наименьшем вылете и использовании выносных опор: у ж.-д. кранов до 40 т (спец. аварийные и монтажные до 300 т); автомобильных 16-40 т, пневмоколёсных до 200 т (спец. монтажные до 600 т и более), гусеничных до 300 т и более. Пневмоколёсные краны большой грузоподъёмности монтируются на прицепах с тягачами.
Башенные краны используют преим. при гражд., пром. и гидротехнич. стр-ве (строительные), а также для обслуживания открытых стапелей и достро-ечных работ в судостроении (судостроительные П. к.). Конструкция строит, башенных кранов позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и перевозку автотранспортом. Они выполняются обычно крюковыми с поворотной и неповоротной башней, к-рая при большой высоте делается телескопической или наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу). Строительные П. к. обычно передвигаются по рельсам, а при значит, высоте выполняются также приставными (опираются на землю и на каркас строящегося здания) или самоподъёмными, наз. иногда ползучими (опираются на здание и перемещаются вертикально по мере роста возводимого сооружения). Башенные краны на автомобильном, пневмоколёсном и гусеничном ходу изготовляются на базе обычных стреловых кранов; имеют стреловые устройства в виде подъёмной (качающейся) стрелы или консольной стрелы, по к-рой перемещается грузовая тележка с канатной тягой. Вылет строит, кранов достигает 40 м, высота подъёма 150 м; скорости движений: подъёма груза 10-100 м/мин, вращения 0,2-1,0 об/мин, передвижения крана (установочное движение) 10-30 м/мин. Грузоподъёмность (переменная) достигает 75 т (при миним. вылете). Судостроит. башенные краны имеют вылет до 50 м и выполняются передвижными (по земле и на эстакадах) грузоподъёмностью до 100 т (стапельные краны) и стационарными грузоподъёмностью до 400 т (достроечные).
Портальные краны применяют для перегрузочных работ в портах и на открытых складах, для строительных (преим. гидротехнич.) работ, а также для сборочно-монтажных работ в судостроении и при судоремонте (на берегу и на плавучих доках). По характеру работы подразделяются на перегрузочные (крюковые, грейферные, реже магнитные) и монтажные. Особым типом перегрузочного портального П. к. является высокопроизводительный, предназначенный для разгрузки судов грейферно-бункерный кран с программным управлением, у к-рого грейфер заполняет расположенный на портале бункер. Поворотная часть кранов может устанавливаться на полупорталах (один рельс на стене здания), а на откосных набережных -на треугольных подставках. Стреловые устройства, как правило, обеспечивают горизонтальное перемещение груза при изменении вылета. Грузоподъёмность грейферных кранов постоянная, а крюковых чаще переменная. Грузоподъёмность перегрузочных кранов от 5 до 40 то, а монтажных от 100 до 300 то; вылет обычно 25-35 м и достигает 50-100 м (у судостроит. П. к.). Скорости движений перегрузочных кранов составляют: подъёма груза 60-90 м/мин, вращения 1,5-2 об/мин, передвижения крана (установочное движение) 30 м/мин; скорости монтажных кранов значительно меньше, чем перегрузочных.
Настенно-консольные поворотные краны обычно выполняют стационарными, реже - передвижными. Стационарные краны применяют для обслуживания рабочих мест в цехах и на складах, а передвижные гл. обр. для выполнения внутр. работ в крупных механич. цехах. Грузоподъёмность стационарных П. к. 0,25-3,2 то, вылет 3-6 м.
Плавучие краны предназначены для работ, производимых на плаву, состоят из верхнего строения (крана) и самоходного (10-15 км/ч) пли несамоходного понтона. По конструкции верхнего строения они подразделяются на поворотные (универсальные) и неповоротные (мачтовые, козловые). Неповоротные плавучие краны имеют грузоподъёмность до 1500-2500 то, вылет (от кромки понтона) до 25 м; их используют для подъёма особо тяжёлых грузов и для производства спец. работ. Поворотная часть плавучих кранов аналогична поворотной части портальных кранов. Для массовых перегрузочных работ используют краны (обычно несамоходные) грузоподъёмностью до 25 то с вылетом до 35 м; для перегрузки судов-тяжеловесов, а также для произ-ва строит.-монтажных, судостроит. и ава-рийно-спасат. работ - поворотные краны грузоподъёмностью до 350 га (обычна самоходные) с вылетом до 60 м.
Судовые краны обычно выполняются стационарными поворотными, реже - передвижными (портальными или козловыми). Грузоподъёмность стационарных П. к. 1- 16 то при вылете до 16 м.
Основные узлы подъёмных кранов. Осн. механизмы П. к.- механизм подъёма груза, кроме к-poro П. к. различных типов имеют обычно от 1 до 3 (в нек-рых случаях до 6) различных механизмов: передвижения грузовой тележки; вращения поворотной части или поворотной стрелы грузовых тележек; изменения вылета стрелы; подъёма или выдвижения консоли моста и др. Передвижные П. к. имеют также механизм передвижения крана. В кранах большой грузоподъёмности, кроме механизма главного подъёма, часто устанавливают 1 или 2 независимо работающих механизма вспо-могат. подъёма для ускоренного перемещения грузов меньшей массы. Механизм подъёма груза состоит из гибкого подъёмного органа (обычно стального каната) и грузовой одно- или двухбарабанной лебёдки. К канату непосредственно или через нижнюю обойму полиспаста прикрепляется грузовой крюк или различные грузозахватные приспособления, к-рые могут быть автома-тич. действия, напр, подъёмные электромагниты, пневматич. присосы, клещевые захваты, грейферы и др. (соответственно П. к. наз. крюковые, грейферные, магнитные, клещевые, контейнерные и т. п.). При необходимости иметь несколько ступеней скорости подъёма (напр., посадочную, повышенную для грузов малой массы и т. п.) применяют многоскоростные лебёдки. В тех случаях, когда требуется особенно большая точность в работе при технологич. операциях (напр., в нек-рых металлур-гич. мостовых кранах), а также при шта-белировании грузов применяют т. н. жёсткий подвес. В этом случае грузозахватное устройство прикрепляется к штанге, к-рая перемещается по вертикальным направляющим (в шахте). Жёсткий подвес полностью устраняет раскачивание груза, но значительно утяжеляет кран. Для обеспечения безопасности работы механизмы подъёма снабжаются ограничителями хода грузозахватного устройства, ограничителями грузоподъёмности или грузового момента. Нек-рые П. к. имеют крановые весы автоматич. действия, позволяющие определять массу поднимаемого груза. Механизмы передвижения кранов и грузовых тележек по рельсовому пути бывают гл. обр. с приводными колёсами, реже с канатной тягой, к-рая обычно применяется только для грузовых тележек. Приводные колёса могут быть с центральным и раздельным приводом. Вращение колёс с центральным приводом производится одним двигателем через промежуточный (трансмиссионный) вал. При раздельном приводе каждое колесо или приводная двухколёсная ходовая тележка имеют свой двигатель.
Предохранит, устройства механизмов передвижения - ограничители хода (напр., концевые выключатели, концевые упоры) и противоугонные устройства (от действия ветра). Стреловые устройства бывают с негоризонтальным и с горизонтальным перемещением груза при подъёме и опускании стрелы (изменении вылета). Устройства с негоризонтальным перемещением груза применяют в П. к., у к-рых изменение вылета является установочным движением и производится при ненагруженной стреле (напр., у ж.-д. кранов). Стреловые устройства с горизонтальным перемещением груза, в т. ч. шарнирно-сочленённые укосины, значительно уменьшают мощность привода, их применяют на П. к., у к-рых изменение вылета является рабочим движением (напр., башенные, портальные, плавучие и судовые поворотные краны). Механизмы изменения вылета выполняются в виде стрелового полиспаста с лебёдкой, поступательно перемещающейся винтовой или реечной штанги с приводом, гидроцилиндра, приводного зубчатого сектора или кривошипного механизма. Эти механизмы воздействуют либо непосредственно на стрелу (укосину), либо на связанную с ней рычажную систему. Предохранит, устройства стрелы - конечные выключатели для ограничения угла качания стрелы. Крановые металлоконструкции, как правило, изготовляют сварными. Для снижения веса конструкций их изготовляют из низколегированных сталей повышенной прочности, а также из алюминиевых сплавов. В механизмах привода кранов используют электрические двигатели (главным образом переменного тока), двигатели внутр. сгорания (преим. дизельные), гидравлич. и пневматич. двигатели или привод ручной. При необходимости плавного регулирования скоростей в широких пределах применяют электродвигатели постоянного тока. Двигатели внутр. сгорания устанавливают на П. к., к-рые должны работать независимо от электрич. сети (плавучие, ж.-д., автомоб., гусеничные краны). Для устранения сложных и трудных в управлении распределит, передач от одного двигателя к ряду механизмов (одномоторный привод) применяется комбинированный дизель-электрич. или дизель-гид-равлич. привод, в к-рых каждый механизм имеет отд. электрич. или гидравлич. двигатель (гидроцилиндр) - многомоторный привод, а дизель приводит в действие генератор тока или насосы. Гидравлич. привод компактен, позволяет в широких пределах осуществлять бесступенчатое регулирование скоростей, но имеет низкий кпд. Пневматич. привод с поршневыми двигателями и цилиндрами применяется в небольших П. к., работающих во взрывоопасных помещениях. Ручной привод используют в П. к. при перемещении грузов на небольшие расстояния и редкой работе. Скорости движений при этом невелики, т. к. мощность ограничена. Управление механизмами кранов осуществляет один крановщик из кабины, к-рая может находиться на поворотной части, грузовой тележке или мосту крана. Тихоходными и редко используемыми П. к. может управлять рабочий, находящийся на полу (с помощью кнопочного аппарата). Возможно дистанц. управление по проводам или с помощью радио. При работе по определённому графику возможно программное управление с автоматич. выполнением большинства операций; в нек-рых случаях применяется радиотелефонная и телевизионная системы связи крановщика с местом работы. Для торможения и остановки механизмов служат механич. тормоза автоматич. действия или управляемые крановщиком. При наличии электрич. двигателей, кроме того, возможно применение электрич. торможения.
Перспективы развития краностроения соответствуют возрастающим требованиям обслуживаемых П. к. отраслей нар. х-ва. Одна из гл. задач - увеличение грузоподъёмности и осн. параметров П. к.-длины пролётов, вылета стрелы, высоты подъёма груза, а также увеличение манёвренности передвижных кранов и т. п., что направлено на расширение сферы использования П. к. Существенным является повышение их производительности, для чего предусматривается увеличение скоростей рабочих движений, использование автоматич. грузозахватных устройств и внедрение автоматич. систем управления. Важная проблема - повышение точности работы П. к., для решения к-рой требуется создание систем автоматич. гашения колебаний груза и увеличение диапазона регулирования скоростей. Решается также задача снижения динамич. нагрузок и уменьшения собств. массы П. к.
Лит.: Справочник по кранам, под ред. А. И. Дукельского, 2 изд., т. 1 - 2, Л., 1971 -1973 (имеется библ.); Грузоподъемные машины, под ред. М. П. Александрова, М., 1973; Sсheff1еr М.. Pajеr G., KurthF., Grundlagen der Fordertechnik, 4 Aufl., В., 1971; Broughton H. H., Electric cranes, 3 ed., L., 1958. А. И. Дукельский.