Что такое подражание
подражание
Словарь Ожегова1) подражание - произведение, подражающее какому-нибудь образцу
Пример: Литературное п. народной сказке. Жалкое п.
2) подражание - <= подражать
подражание
Большая советская энциклопедияподражание - понятие, широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности. Идея П.- мимезиса -была всесторонне разработана в антич. эстетике. Впервые она была высказана Демокритом, в дальнейшем развивалась Сократом, Платоном, Аристотелем. Согласно идеалистич. учению Платона, иск-во подражает не миру вещей, а миру идей; это П. является слабым и неполным отблеском абс. красоты вечных идей. В противоположность Платону Аристотель развивает материалистич. концепцию П. как сущности иск-ва. Все виды иск-ва по природе своей являются подражательными. П. имеет две функции: познавательную и эстетическую. С помощью П. люди приобретают первые знания о мире и вместе с тем получают удовольствие - даже в том случае, если предмет П. сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Представление о мимезисе как П. природе возникло в эстетике эллинизма, в частности в стоицизме и эпикурейской школе.Для антич. эстетики было характерно представление о мимезисе не как творчестве, созидании чего-то нового, а лишь как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда антич. философии. Согласно Аристотелю, продукты иск-ва являются результатом соединения изначально существующей формы и материи; художник не творит самих форм и лишь подражает красоте космоса. Новое понимание художеств. П. вырабатывается эстетикой неоплатонизма: у Плотина иск-во подражает не природе, не видимым вещам, а идеальным эйдосам - прообразам и формам всех вещей, мировому уму (нусу) или деятельности демиурга. В ср.-век. христ. эстетике, рассматривающей иск-во как несовершенный чувств, отблеск идеальной божеств, красоты мира, преобладает аллегорич. и символич. толкование иск-ва. Подобно Плотину и неоплатоникам, ср.-век. философы видят в иск-ве П. не "прекраснейшему космосу", а божеств, началу, или идеальному "архетипу" вещей. Фома Аквинский считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе и лишь прилагаются им к материи.
Представление об иск-ве как "зеркале" природы получает широкое развитие у мыслителей и художников Возрождения (Л. Б. Альберти, А. Дюрер и др.), впервые истолковавших принцип П. как принцип творчества: художник не прилагает готовую форму к материи, а сам
творит все формы вещей (напр., Марси-лио фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома). Художник подобен богу, он как бы заново творит всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения широко понимает принцип П., связывая его с "божеств." энтузиазмом, с вдохновением, фантазией. П. становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого иск-ва вообще - не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. С критикой теории П. выступил Ф. Патрици: в своей "Поэтике" (1586) он в духе идей маньеризма противопоставил понятия "П." и "выражение", считая, что именно выражение внутр. духовного мира художника является отличит, особенностью поэзии и иск-ва вообще. Это противопоставление П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике барокко, а в дальнейшем - эстетикой "Бури и натиска" в Германии и эстетикой нем. и франц. романтизма.
Широкое распространение принцип П. получает в эстетике классицизма, к-рая понимала его как П. рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в иск-ве (Ш. Баттё и др.). В эстетике Просвещения принцип П. наиболее отчётливо формулируется англ, философом Э. Берном, согласно к-рому П. наряду с симпатией составляет одну из гл. социальных страстей, определяющую привычки, мнения, весь образ жизни человека. В Германии идею П. природе развивали А. Баумгар-тен, И. Зульцер, И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг и др. Принцип П. подвергается глубокой критике в эстетике нем. классич. идеализма. По И. Канту, "гениальность" противоположна духу подражания. Ф. В. Шеллинг считал, что не иск-во подражает природе, а, напротив, сама природа строится на тех же закономерностях, к-рые обнаруживаются в художеств, деятельности.
Марксистская эстетика, отмечая элементы диалектич. понимания художеств, творчества в концепции П., преодолевает ист. ограниченность последней (созерцательность и т. п.) в своём учении об иск-ве как отражении действительности. Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 204 - 36; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969; Panofsky E., Idea, Lpz.- В., 1924; Verdenius W. J., Mimesis. Plato's doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; К о 1-ler H., Die Mimesis in der Antike, Bern, 1954. В. П. Шестаков.
П. в психологи и - копирование чужих движений или действий, при к-ром возможно и усвоение новых форм поведения. Наиболее примитивные формы П. наблюдаются у животных в виде стимулирования видотипичных (инстинктивных) движений в результате выполнения этих движений животными (напр., взлёт стайки птиц при стремит, взлёте одной из птиц). Такое взаимное стимулирование обеспечивает согласованность и синхронность поведения членов стада или стаи. Высшие формы П. у животных относятся к имитационному научению, при к-ром происходит приобретение индивидуального опыта путём повторения действий др. животного. Человекообразные и низшие обезьяны, собаки, кошки, крысы и нек-рые др. животные способны иногда путём одного лишь созерцания соответствующих действий сородича научиться решать нек-рые задачи (напр., выполнить в эксперименте определ. движения, приводящие к овладению приманкой).
П. играет важную роль в онтогенезе как животных, так и человека. При этом П. у человека качественно отличается от П. у животных. По Л. С. Выготскому, П. "...есть один из основных путей в культурном развитии ребёнка вообще" (-"Развитие высших психических функций", М., 1960, с. 179), к-рый в ходе общения со взрослыми повторяет их действия (а позже и поступки) и произносимые ими слова. По мере развития внешнее усвоение новых форм поведения всё больше обогащается пониманием смысла воспроизводимых действий. Поэтому в старшем детском и подростковом возрасте воспи-тат. роль П. сказывается в стремлении следовать примеру выдающихся личностей или героев лит. произведений. Сознат. П. подкрепляется у человека совпадением результата действия с представлением заданного образца (в частности, при П. в художеств, творчестве). Вместе с тем у человека сохраняются и такие формы биология. П., как взаимная стимуляция (напр., "заразительный" кашель или смех или возникновение общего ритма совместных действий и др.).
Лит. см. при статьях Поведение, Это-логия. К. Э. Фабри.