Что такое подшипниковая промышленность
подшипниковая промышленность
Большая советская энциклопедияподшипниковая промышленность - специализированная отрасль машиностроения, производит подшипники качения, шарнирные подшипники скольжения, а также детали к подшипникам качения. В 1973 П. п. СССР выпустила более 15 тыс. типоразмеров от 1 мм до 3 м и массой от сотых долей 1 г до 6 m общей численностью 798,7 млн. шт. Впервые в мире пром. произ-во подшипников качения было организовано в 1883 в Германии. Примерно в это же время вступили в действие подшипниковые з-ды в США. В России первое подшипниковое предприятие возникло в Москве в 1916, где в небольших мастерских производилась сборка шариковых подшипников. После Окт. революции 1917 оно передано (1923) в концессию шведской фирме "СКФ". В 1924 на нём изготовлено 8,3 тыс. подшипников. В 1929 началось стр-во 1-го Гос. подшипникового з-да (ГПЗ-1), к-рый был пущен в 1932. В 1931 организован ГПЗ-2 на базе ликвидированной концессии "СКФ". В 1941 вступил в строй ГПЗ-3 в Саратове. В 1932 в СССР было изготовлено 2 млн. подшипников, а в 1940 - 44,8 млн. В годы Великой Отечеств, войны 1941 -1945 П. п. обеспечивала подшипниками воен. технику, а также выпускала оборонную продукцию. В послевоен. период построены з-ды, специализирующиеся на произ-ве подшипников определённой конструктивной номенклатуры. К 1974 число действующих подшипниковых предприятий достигло 19 (в Москве ГПЗ-1 и ГПЗ-2, Куйбышеве ГПЗ 4 и ГПЗ-9, Саратове ГПЗ-3, Харькове ГПЗ-8, Минске ГПЗ-11, Волжском ГПЗ-15, а также в Томске, Свердловске, Баку, Ростове-на-Дону, Ижевске, Прокопьевске, Виннице, Курске, Вологде). Кроме того, создано 14 з-дов по восстановлению подшипников. В П. п. сочетаются все виды произ-ва: массовое, крупносерийное и серийное. На предприятиях отрасли достигнута высокая степень автоматизации: действуют 830 автоматич. линий, 63% технологич. оборудования - автоматы и полуавтоматы; широко развита автоматизация контрольно-измерительных операций. Достигнут высокий уровень производительности труда. Объём произ-ва П. п. в 1973 по сравнению с 1960 возрос в 3,3 раза. Расширяется экспорт подшипников, они поставляются более чем в 40 стран. Имеется Всесоюзный н.-и. конструкторско-технологический ин-т подшипниковой пром-сти. Совершенствуются конструкции подшипников, внедряются прогрессивные технология, процессы, действующие и вновь строящиеся з-ды оснащаются высокопроизводительным автоматизированным оборудованием.В зарубежных социалистич. странах создана (в Чехословакии до 2-й мировой войны 1939-45; в Болгарии, Венгрии, Польше и Румынии после 2-й мировой войны с помощью СССР) и развивается П. п. В таблице показана динамика выпуска подшипников качения в нек-рых странах - членах СЭВ (млн. шт.).
| 1960 | 1970 | 1973 |
Болгария | 6,3 | 9,0 | 10,3 |
Венгрия | 6,6 | 16,5 | 18,7 |
ГДР | 32,9 | 54,1 | 72,7 |
Польша | 12,0 | 51,4 | 74,9 |
Румыния | 4,6 | 24,5 | 31,1 |
Чехословакия | 37,2 | 50,6 | 65,0 |
Создана междунар. Организация сотрудничества подшипниковой пром-сти (ОСПП), в к-рую входят НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР,
В капиталистич. странах видное место в произ-ве подшипников качения занимает шведская фирма "СКФ", имеющая филиалы во мн. капиталистич. странах. П. п. развита в США (751 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы "Тимкен К°", "Фарнир беринг К°"), в Японии (1007 млн. подшипников качения в 1971; крупные фирмы "Ниппон сэйко", "Коё сэйко", "Тоё бэринг"), в Великобритании (крупная фирма "Рэнсом-Гофман - Поллард"), в ФРГ ("Кугель-фишер Георг Шифер унд К°"), в Италии ("Оффичине ди Виллар Пероза"), во Франции ("Сосьете нувель де рульман").
В. Г. Устинов.