Что такое подюга « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > п > подюга

Что такое подюга

подюга   Большая советская энциклопедия

подюга - посёлок гор. типа в Конош-ском р-не Архангельской обл. РСФСР. Расположен на р. Подюга (басе. Сев. Двины). Ж.-д. станция на линии Коно-ша - Котлас. Леспромхоз, щебёночный завод.

ПОЕЗД железнодорожный, сформированный и сцепленный состав из вагонов с одним или неск. действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий световые и др. опозна-ват. сигналы. В СССР формирование, движение, приём и отправление, обслуживание П. производятся по действующим "Правилам технической эксплуатации железных дорог". На жел. дорогах Мин-ва путей сообщения СССР различают П. по т. н. старшинству: внеочередные - восстановительные, пожарные, снегоочистители и др.; очередные - пассажирские (дальнего, местного и пригородного сообщения); почтово-багажные, грузопассажирские, грузовые, хозяйственные, а также относят к П. локомотивы без вагонов, отд. моторные вагоны и мотор-вагонные секции, автомотрисы и автодрезины несъёмного типа, отправляемые на перегоны.

П. обслуживаются локомотивными бригадами (не менее 2 чел.). Пасс, поезда, кроме того, обслуживаются проводниками вагонов, а в необходимых случаях и др. работниками. Движением П. на каждом участке (длиной в среднем ок. 130-140 км) руководит только один работник - дежурный поездной диспетчер, отвечающий за выполнение расписания и безопасность движения.

Формирование П. осуществляется гл. обр. на крупных, предназначенных для этого станциях, в соответствии с графиком движения и планом формирования П. Для каждой категории П. установлены нормы веса и длины состава в зависимости от силы тяги используемого локомотива и длины приёмо-отправочных путей. Масса пасс. П. в СССР достигает 1000-1200 т, грузовых - 6000-10 000 т.

Макс, допускаемые скорости движения П. в СССР: пасс. -160 км/ч (а на отд. участках -200 км/ч и более), ускоренных грузовых -100-120 км/ч, грузовых -80-100 км/ч.

Каждому П. присваивается номер: П. одного направления имеют чётные номера, противоположного - нечётные.

К. М. Доброселъский.

ПОЕЗДНАЯ РАДИОСВЯЗЬ, двусторонняя непрерывная радиосвязь, входящая в систему технологич. железнодорожной радиосвязи и используемая поездным диспетчером и дежурными по станциям для регулирования движения поездов и обеспечения безопасности движения.

На жел. дорогах СССР П. р. осуществляется на частоте 2,13 Мгц в симплексном режиме (см. Симплексная связь) с групповым избират. вызовом; разрабатывается система П. р., в к-рой возможно использование метрового диапазона волн. За рубежом в основном применяется П. р. в метровом и дециметровом диапазонах.

П. р. даёт возможность дежурным по станциям вызывать машинистов локомотивов и вести переговоры с ними с помощью стационарных радиостанций. Для обеспечения работы П. р. с наименьшими радиопомехами обычно вместо антенн используются т. н. направляющие провода (специально подвешиваемые биме-таллич. провода) или провода линий энергоснабжения и возд. линий связи, идущих вдоль жел. дороги. Связь диспетчера с машинистами локомотивов осуществляется на участке от диспетчерского пункта до ж.-д. станции, вблизи к-рой находится локомотив, по каналу избирательной телефонной связи и далее с помощью стационарных радиостанций, управляемых диспетчером дистанционно. П. р. в СССР оборудовано св. 100 тыс. км (1974).

Лит.: В а в а н о в Ю. В., Васильев О. К., Тропкин С. И., Станционная и поездная радиосвязь, М., 1973.

Ю. В. Ваванов.

ПОЕНЕШТИ (Poiene?ti), деревня близ г. Васлуй (Румыния), в окрестностях к-рой расположена группа археол. памятников. Исследовались рум. археологом Р. Вульпе в 1949. Среди них энеолитич. поселение сер. 4-го тыс. до н. э. (культура Кукутени - А), селище и могильник гетов 4 - 3 вв. до н. э. и два могильника с трупосожжениями. В одном из них (2-1 вв. до н. э.), относимом Вульпе к культуре бастарнов, найдены чёрные лепные горшки-урны с крышками-мисками, средне- и позднелатенские фибулы. На терр. СССР (в Молд. ССР) памятником этого типа является могильник у Лукашёвского поселения и нек-рые др. Др. могильник (2-3 вв. н. э.), содержавший высокие, сделанные на гончарном круге урны со спец. крышками, а также лепную гето-дакийскую керамику, связывают с фракийским племенем карпов. Аналогичные могильники и поселения исследованы позже между Карпатами и Прутом. В П. обнаружены также сарматский могильник 1-й пол. 3 в. н. э. с трупоположениями и следы поселения 3 в. н. э.

Лит.: V и 1 р е R., Sapaturile dela Poienesti din 1949, в сб.: Materiale arheologice privind istoria veche a R. P. R., v. 1, [Buc.], 1953.

ПОЖАР, неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. К осн. явлениям, характерным для каждого П., относятся: химич. взаимодействие горючего вещества с кислородом воздуха, выделение большого кол-ва тепла и интенсивный газовый обмен продуктов сгорания. П., потушенный в самой нач. стадии развития, наз. загоранием. Безубыточные загорания составляют ок. 25% от общего количества П. Крупные П., возникающие в местах концентрации материальных ценностей (базы, склады, магазины), составляют неск. процентов, однако материальный ущерб от них весьма значителен. Напр., в СССР на крупные П. приходится 1-1,5% всех П. и загораний, материальные же потери достигают 60% от общего ущерба. В США (по данным Нац. комиссии по вопросам пожарной охраны) ежегодные убытки от П. ок. 3 млрд. долл., а с учётом косвенных потерь эта цифра увеличивается до 11 млрд. долл. В 1972 в США было ок. 2,5 млн. П., при этом погибло ок. 12 тыс. человек и пострадало примерно 300 тыс. человек.

Причинами возникновения П. чаще всего являются: неосторожное обращение с огнём, несоблюдение правил эксплуатации производств, оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды ста-тич. электричества, грозовые разряды, поджоги. В зависимости от места возникновения различают: П. на трансп. средствах; степные и полевые П.; подземные пожары в шахтах и рудниках; торфяные и лесные пожары; П. в зданиях и сооружениях. Последние, в свою очередь, подразделяются на наружные (открытые), при которых хорошо просматриваются пламя и дым, и внутренние (закрытые), характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени. Пространство, охваченное П., условно разделяют на 3 зоны - активного горения (очаг П.), теплового воздействия и задымления. Внешними признаками зоны активного горения является наличие пламени, а также тлеющих или раскалённых материалов. Кислород в зону горения обычно поступает из атм. воздуха, в отд. случаях - вследствие тер-мич. разложения кислородсодержащих горючих веществ. Находящиеся в очаге П. сгораемые конструкции и материалы в результате теплового воздействия нагреваются и воспламеняются, а несгораемые теряют механич. прочность, деформируются. Осн. характеристикой разрушит, действия П. является темп-pa, развивающаяся при горении. Для жилых домов и обществ, зданий темп-ры внутри помещения достигают 800-900 °С. Темп-pa внутри горящего помещения распространяется неравномерно (рис. 1). На рис. 2 показано изменение темп-р

Рис. 1. Значения температур при внутреннем пожаре.

Рис. 2. Температурный режим пожара при горении различных веществ.

П. внутри помещения при горении твёрдых веществ. С увеличением кол-ва горючего вещества на единицу площади пола (горючей загрузки) повышается макс. темп-pa и увеличивается продолжительность П. (рис. 3). Как правило, наиболее высокие темп-ры возникают при наружных П. и в среднем составляют для горючих газов 1200-1350 °С, для жидкостей 1100-1300 °С, для твёрдых веществ 1000-1250 °С. При горении термита, электрона, магния макс, темп-pa достигает 2000-3000 °С. Тепло, выделяющееся в зоне горения, посредством конвективного теплообмена, лучистого теплообмена и вследствие теплопроводности передаётся в окружающую среду.

Рис. 3. Температурный режим пожара при различной горючей загрузке древесины.

Пространство вокруг зоны горения, в к-ром темп-pa в результате теплообмена достигает значений, вызывающих разрушающее воздействие на окружающие предметы и опасных для человека наз. зоной теплового воздействия. Принято считать, что в зону теплового воздействия, окружающую зону горения, входит терр., на к-рой темп-ра смеси воздуха и газообразных продуктов сгорания не меньше 60-80 оС, а поверхностная плотность теплового потока превышает 4 квт/м2 [60 ккал/(мин * м2)]. Во время П. происходят значительные перемещения воздуха и продуктов сгорания (рис. 4). Нагретые газообразные продукты сгорания устремляются вверх, вызывая приток более плотного холодного воздуха к зоне горения (см. Конвекция в атмосфере). При П. внутри зданий интенсивность газового обмена зависит от размеров и расположения проёмов в стенах и перекрытиях, высоты помещений, а также от кол-ва и свойств горящих материалов. Направление движения нагретых продуктов обычно определяет и вероятные пути распространения П., т. к. мощные восходящие тепловые потоки могут переносить искры, горящие угли и головни на значит, расстояние, создавая новые очаги горения. Выделяющиеся при П. продукты сгорания (дым) образуют зону задымления. В состав дыма обычно входят азот, кислород, окись углерода, углекислый газ, пары воды, а также пепел и др. вещества.

Рис. 4. Газовый обмен при пожаре внутри здания.

Мн. продукты полного и неполного сгорания, входящие в состав дыма, обладают повышенной токсичностью, особенно токсичны продукты, образующиеся при горении полимеров. В нек-рых случаях продукты неполного сгорания, напр, окись углерода, могут образовывать с кислородом горючие и взрывоопасные смеси.

Прекращение горения при П. достигается воздействием на поверхность горящих материалов охлаждающими огнету-шащими средствами; разбавлением горящих веществ или воздуха, поступающего в зону горения, негорючими парами или газами; созданием между зоной горения и горючим материалом (или воздухом) изолирующего слоя из огнетушащих средств. В качестве осн. огнетушащего средства используется вода. Распылённые струи воды используются для осаждения дыма, защиты от теплового излучения и для охлаждения поверхностей нагретых конструкций. Помимо воды, в качестве огнетушащих средств широко используются химич. и воздушно-меха-нич. пена, углекислый газ, азот, порошки, водяной пар, а также вещества, тормозящие химич. реакцию горения (см. Ингибиторы химические). Подача огнетушащих средств в очаг П. производится с помощью пожарной техники: стационарными установками пожаротушения, пожарными автомобилями, пожарными поездами, пожарными судами, пожарными мотопомпами, а также огнетушителями. Мероприятия по пожарной профилактике и тушению П. осуществляются пожарной охраной и администрацией объектов.

Лит.: Бене он С., Термохимическая кинетика, пер. с англ., М., 1971; М о н а х о в В. Т., Методы исследования пожарной опасности веществ, М., 1972; Демидов П. Г., Ша н д ы б а В. А., Щ е г л о в П. П., Горение и свойства горючих веществ, М., 1973. П. С. Савельев.

ПОЖАРЕВАЦКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1718, договоры, завершившие войну Турции с Венецией (1714-18) и Австрией (1716-18). Были подписаны в городе Пожаревац (быв. Пассаровиц; Сербия). Мирный договор с Австрией (21 июля) предусматривал переход к Австрии Баната, Темешвара (Тимишоары), части Валахии, Сев. Сербии (с Белградом), Сев. Боснии и нек-рых др. терр. Границы, установленные этим договором, были изменены Белградским австро-тур. сепаратным мирным договором 1739. 27 июля 1718 был подписан австро-тур. торг, договор, предоставлявший австр. подданным при уплате 3% ввозной и вывозной пошлин право свободной торговли на всей терр. Турции; на австр. подданных распространялся режим капитуляций. Ве-нециано-тур. мирный договор (21 июля) подтверждал терр. границы, сложившиеся в ходе войны: признавал переход к Турции Морей и о-вов Архипелага. Турция предоставляла благоприятные условия для венецианской торговли в Османской империи.

Публ.: NoradounghianG., Rec-ueil d'actes internationaux de 1'Empire Ottoman, t. 1. 1300-1789, P., 1897.

ПОЖАРНАЯ АВТОМАТИКА, комплекс технич. средств для предупреждения, тушения, локализации или блокировки пожара внутри помещений. П. а. оборудуют здания и помещения с повышенной пожарной опасностью. Различают системы П. а., включающиеся автоматически и действующие по определённой программе - системы автома-тич. пожарной защиты (САПЗ), и установки пожарной защиты (УПЗ), приводимые в действие оператором. В систему П. а. входят: датчик обнаружения загорания; приборы тревожной сигнализации; исполнительное пожаротушащее устройство; запорно-пусковая арматура; питатель огнетушащего вещества, а иногда и устройства для управления технологич. процессом защищаемого производства. В качестве исполнит, устройств, предназначенных для формирования и направления струи огнетушащих веществ (жидкости, пены, порошка, газа), используются распылители, пеногенераторы, трубные насадки. Огнетушащие вещества в систему П. а. подаются из централизованных (напр., водопровод), автономных или комбинированных питателей .

Наибольшее распространение получили водяные (спринклерные и дренчерные), углекислотные, аэрозольные и порошковые системы. П. а. на основе спринклеров представляет собой сеть укреплённых под перекрытием помещения труб с ввинченными в них водораспыливающи-ми насадками (спринклерами). Выходное отверстие спринклера перекрыто клапаном, к-рый удерживается в закрытом состоянии т. н. тепловым замком. При повышении температуры в помещении до расчётного значения замок разрушается и клапан отходит, открывая доступ воде.

П. а. на основе насадок без теплового замка (дренчеров) включается клапаном, к-рый приводится в действие либо спринклером, установленным на пусковой возд. линии, либо тросовым тепловым замком. В зависимости от промежутка времени, через к-рый САПЗ срабатывает после начала пожара, различают сверхбыстродействующие (до 0,1 сек), быстродействующие (до 3 сек) и обычные (до 180 сек) системы. Непрерывная подача огнетушащих средств длится от 30 сек до 60 мин.

А. И. Веселое.

ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА, см. в ст. Пожарный автомобиль.

ПОЖАРНАЯ ЛЕСТНИЦА, предназначается для подъёма личного состава пожарных частей и оборудования на верхние этажи зданий для тушения пожара и для спасения людей (см. Пожарная техника). П. л. бывают ручные, автомобильные и стационарные. Ручные П. л. могут быть складными (лестница-палка), выдвижными (трёхколенная лестница) или подвесными (лестница-штурмовка). Высота лестницы-палки в рабочем положении ок. 3 л. В сложенном виде длина трёхколенной П. л. ок. 4-5 м, в рабочем положении - ок. 10 м. Подвесная лестница имеет стальной крюк, при помощи к-рого она подвешивается на подоконник вышележащего этажа; длина П. л. ок. 4 м. Автомобильные П. л.- пожарные автолестницы (с высотой подъёма 16, 30 и 45 м) и коленчатые автоподъёмники (с высотой подъёма 18 и 30 м). На верхнем колене П. л. укрепляется лафетный ствол (для подачи струи воды). Стационарные П. л. укрепляют снаружи зданий. Расстояние между ними для зданий большой длины не должно превышать 200 м. В тех случаях, когда стационарные П. л. служат и для эвакуации людей, предусматриваются соответствующие ширина и уклоны маршей, а также устройство промежуточных площадок, г. И. Новиков.

ПОЖАРНАЯ МОТОПОМПА, транспортируемое устройство, предназначенное для подачи воды по напорным пожарным рукавам из водоисточников к месту пожара. Состоит из смонтированных на одной раме центробежного насоса, вакуумного аппарата (для первонач. заполнения водой всасывающей линии и насоса) и двигателя внутр. сгорания. В СССР (1975) выпускаются переносные П. м. производительностью 600 и 800 л/мин и устанавливаемые на одноосном прицепе П. м. производительностью 1600 л/мин.

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА, система гос. и обществ, мероприятий, направленных на охрану от огня жизни людей, гос. и обществ, собственности и личного имущества граждан; орг-ция, осуществляющая борьбу с пожарами. Осн. задача совр. П. о.- пожарная профилактика. Непосредственно тушение пожаров осуществляется пожарными частями, использующими пожарную технику: пожарные автомобили, пожарные поезда, пожарные самолёты, пожарные суда и др. В России осн. мерой борьбы с причинами пожаров были категорич. запрет пользования огнём в летний сухой период и строжайшее наказание виновников. Пожарную повинность в городах несли сами жители. Москвичей обязывали (по одному человеку с десяти дворов) проводить обход в ночное время, имея при себе рогатины, бердыши, топоры и водоливные трубы. В конце 15 в. в Москве для защиты кремлёвских строений от пожаров предпринималась попытка снести все деревянные строения, расположенные вблизи Кремля. При постройке Петербурга Пётр I требовал сооружать в домах огнестойкие крыши, печи устанавливать на несгораемом фундаменте. В нек-рых городах и военных крепостях вводились спец. воинские команды для тушения пожаров.

Почти целое столетие не менялись формы борьбы с пожарами. Только в нач. 19 в. жителей Петербурга и Москвы освободили от пожарной повинности и были созданы первые проф. пожарные команды. Тогда же в Москве и Петербурге закончилась постройка водопроводов, были сооружены пожарные депо и издана первая книга по пожарному делу. В 1832 вышел Строит, устав, представлявший собой свод обязательных правил по планировке и застройке населённых мест, в к-ром впервые нашли отражение и нек-рые меры по пожарной безопасности зданий. В 60-70-х гг. 19 в. расходы по содержанию пожарных команд снова были переложены на городское самоуправление. Представители городской власти вкладывали недостаточно средств в развитие водоснабжения, в стр-во дорог, на содержание П. о. Жители рабочих окраин и посёлков сами пытались бороться с пожарами, создавали добровольные пожарные дружины, но это не приносило ощутимых результатов. В 1892 в России было 590 постоянных пожарных команд и ок. 2500 добровольных. Развитие пожарной техники в России явно отставало от градостроительства; в сёлах и деревнях П. о. не было совсем.

На уровень гос. задач вопросы П. о. были поставлены после установления Сов. власти. 17 апр. 1918 В. И. Ленин подписал декрет"Об организации государственных мер борьбы с огнём". Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнём возглавил М. Т. Елизаров. В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, издания правил и инструкций, разработки пожарной техники и др. Декретом предусматривались также мероприятия по подготовке специалистов пожарного дела, открытию пожарно-технич. училищ, школ и курсов, изданию спец. журналов и брошюр, устройству выставок. Была определена гл. задача П. о.- предупреждение пожаров. В 1924 в Ленинграде открылся пожарный техникум.

В 1925 начал выходить журнал "Пожарное дело".

С ростом индустриализации страны формировалась и перевооружалась П. о. Пожарные части городов оснащались пожарными автомобилями отечеств. произ-ва. Пром. предприятия оборудовались автоматич. установками пожаротушения (см. Пожарная автоматика) и пожарной сигнализацией, внедрялись несгораемые материалы (см. Огнезащищённые материалы).

Вместе с развитием техники продолжались поиски наиболее целесообразных форм управления П. о. В кон. 1918 руководство пожарным и страховым делом было возложено на Высший совет нар. х-ва (ВСНХ). В 1920 П. о. была отделена от страхового дела и передана в Гл. управление коммунального х-ва НКВД РСФСР, при к-ром был создан Центр, пожарный отдел. В 1926-27 завершилась организация аппарата Гос. пожарного надзора в союзных республиках.

В 1934 в составе НКВД СССР организовано Гл. управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных пром. объектов и крупных адм. центров создана военизированная П. о. НКВД.

Завершающим этапом формирования П. о. страны явилось постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апр. 1936 о Гос. пожарном надзоре, определяющее его функции и права. С 1966 руководство работой П. о. осуществляется МВД СССР, в состав к-рого входят аппараты Гос. пожарного надзора, организующие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и проф. П. о., на к-рые возложено тушение возникающих пожаров в городах, на пром. и др. объектах нар. х-ва.

В П. о. МВД имеются Всесоюзный н.-и. ин-т противопожарной обороны, сеть терр. пожарно-технич. станций, проводящих н.-и. работы в области пожарной безопасности, а также уч. заведения, готовящие инженеров и техников пожарного дела. Нек-рые мин-ва и ведомства (напр., Мин-во путей сообщения, Мин-во лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имеют свою ведомственную П. о. На пром. предприятиях и стройках, в учреждениях и орг-циях, колхозах и совхозах организуются из рабочих, служащих и колхозников добровольные пожарные дружины. Обществ, орг-циями, призванными привлекать население к делу профилактики пожаров, являются респ., краевые и др. добровольные пожарные общества. Члены добровольных пожарных дружин пользуются по месту работы рядом льгот (напр., им предоставляется дополнит, отпуск до 6 дней в году).

За мужество и героизм, проявленные в Великую Отечеств, войну 1941-45, П. о. Москвы и Ленинграда награждены орденом Ленина. В 1957 в СССР учреждена медаль "За отвагу на пожаре".

П. о. в др. социалистич. странах строится на принципе централизованного руководства всей профилактич. работой и орг-цией тушения пожаров. Общегос. нормы и правила регламентируют меры пожарной безопасности и обязательны к выполнению всеми орг-циями и гражданами. Как правило, пожарные части находятся в оперативном подчинении МВД страны, их комплектуют из вольнонаёмного состава. П. о.

Румынии и частично Польши формируют за счёт призывного воинского контингента. Подобным образом комплектуется П. о. Софии (Болгария).

В Польше, Чехословакии и Югославии активную роль в осуществлении противопожарных мероприятий играют добровольные пожарные союзы. Раз в 2 года представители П. о. социалистич. стран собираются на конференции по обмену опытом работы.

В большинстве капиталист и ч. стран проф. П. о. финансируется местными органами власти и не имеет централизованного руководства. Напр., в ФРГ в каждой земле (области) организуется самостоятельная проф. П. о., полностью подчинённая правительству земли. В её обязанности, помимо тушения пожаров, входит оказание мед. и технич. помощи при авариях и дорожных катастрофах. Поэтому в пожарных депо размещаются также автомобили скорой мед. помощи, подъёмные краны, спасат. лодки. В городах ФРГ организуются добровольные пожарные команды, к-рые объединяются в Единый федеральный союз.

В отличие от др. городов Франции, П. о. Парижа и Марселя осуществляется воинскими подразделениями. Воинская пожарная бригада Парижа, находящаяся в оперативном подчинении префекта полиции, ведёт тушение пожаров и спасат. работы как в самой столице, так и в прилегающих к ней департаментах.

В США нет федерального органа, руководящего в нац. масштабе П. о. Деятельность Нац. ассоциации по борьбе с пожарами, страховых компаний и др. орг-ций носит консультативный характер (см. Пожарная профилактика). Численность проф. П. о. 175 тыс. чел. и ок. 2 млн. чел.- членов добровольных пожарных дружин. Они находятся в ведении местных органов власти и содержатся за счёт бюджета штатов и муниципалитетов, а также отчислений страховых компаний.

Нац. орг-ции П. о. 28 стран, в т. ч. Гл. управление пожарной охраны МВД СССР, являются членами Между нар. технич. комитета по предупреждению и тушению пожаров, осн. в 1900; постоянный секретариат комитета находится в Париже. Осн. задача комитета -развитие междунар. связей и науч.-гех-нич. сотрудничества в области противопожарной защиты.

Высший руководящий орган комитета-Ген. ассамблея, созываемая раз в 4 года. Ежегодно проводятся рабочие заседания президиума комитета и симпозиумы, на к-рых обсуждаются науч.-технич. вопросы борьбы с пожарами.

П. С. Савельев.

ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА, система гос. и обществ, мероприятий, проводимых с целью предупреждения пожаров, ограничения распространения возникших пожаров, создания условий для эвакуации людей из горящих зданий и успешного тушения пожаров. П. п. является осн. направлением в работе пожарной охраны.

В СССР система гос. стандартов, норм и правил пожарной безопасности регламентирует требования П. п. на пром. и с.-х. предприятиях, складах, в магазинах, театрах и клубах, больницах и школах, адм. зданиях и жилых домах. Руководители предприятий, орг-ций и учреждений несут ответственность за выполнение норм и правил пожарной безопасности. Контроль за соблюдением противопожарных норм и правил осуществляет Государственный пожарный надзор МВД.

Большую помощь органам Государственного пожарного надзора в осуществлении П. п. оказывают добровольные пожарные об-ва и добровольные пожарные дружины.

В системе профилактич. мер гл. внимание уделяется предупреждению пожаров. Выполнение этой задачи достигается прежде всего широкой разъяснит, работой, проводимой пожарной охраной. На пром. предприятиях и стройках, в н.-и. ин-тах, торговых, лечебных и др. учреждениях для всех работающих введён обязательный противопожарный инструктаж. Для людей, занятых на пожароопасных производств, операциях, организуется изучение пожарно-технич. минимума. Учащиеся вузов и техникумов получают необходимые знания в области П. п. при изучении курса "Охрана труда". Важную роль в пропаганде пожар-но-технич. знаний и методов предупреждения пожаров играют постоянно действующие пожарно-технич. выставки. С 1974 проводится противопожарный инструктаж населения по месту жительства. Профилактич. мероприятия, направленные на ограничение распространения пожаров и создание условий для их успешного тушения, осуществляются гл. обр. в процессе проектирования и стр-ва зданий. С этой целью применяют несгораемые и огнезащищённые материалы, устраивают противопожарные разрывы, здания разделяют огнестойкими стенами и перекрытиями на изолированные зоны и отсеки, лимитируют количество используемых при строительстве горючих материалов.

Устройство противопожарных водопроводов и резервуаров (см. Пожарное водоснабжение), подъездов и подходов к зданиям, установка стационарных наружных пожарных лестниц дают возможность пожарным частям и добровольным пожарным дружинам эффективно применять пожарную технику. Здания и помещения с повышенной пожарной опасностью оборудуются автоматическими установками, обеспечивающими подачу сигнала тревоги при появлении очагов горения и ликвидацию их без вмешательства людей (см. Пожарная автоматика).

Большое внимание в П. п. уделяется обеспечению успешной эвакуации людей из зданий в случае возникновения пожара. При проектировании сооружений предусматривается устройство внутр. и наружных лестниц, запасных выходов, переходных балконов и лоджий, дающих возможность людям, к-рым угрожает огонь, выйти из помещении. Для обществ, зданий регламентируется время, к-рое требуется людям для выхода наружу, а также протяжённость путей эвакуации. В зданиях повышенной этажности первостепенное значение придаётся устройствам, позволяющим избежать задымлён-ности внутр. лестниц и помещений при пожарах.

Значит, внимание уделяется П. п. и в др. социалистич. странах. В Польше, ГДР, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии имеются органы пожарного надзора, осуществляющие функции гос. контроля за соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, стр-ве зданий и сооружений. Большое значение придаётся привлечению трудящихся к делу предупреждения и тушению пожаров. Общегос. нормы и правила регламентируют меры пожарной безопасности во всех отраслях народного хозяйства.

В большинстве капиталистич. стран государственной службы П. п. нет. Пожарная охрана специализируется только в области тушения пожаров и в незначит. степени выполняет функции по предупреждению пожаров. Исключение составляют Великобритания и Япония, в к-рых организуется проведение отд. профилактич. акций по обеспечению безопасности обществ, зданий. Противопожарное нормирование в пром-сти, гражд. и жил. строительстве не является обязательным для частных предпринимателей .

В капиталистич. странах большую заинтересованность в П. п. проявляют страховые фирмы и компании. Они предоставляют предпринимателям льготы и скидки со страховых платежей за огнестойкое строительство, применение систем извещения и тушения пожаров.

П. С. Савельев.

ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, комплекс технич. средств для обнаружения загорания и оповещения о месте его возникновения. П. с. включает пожарные извещатели, приёмные устройства, линии связи, источники питания. Пожарные извещатели представляют собой устройства для подачи электрич. сигнала о пожаре на пункт охраны. Они бывают с ручным включением и автоматически реагирующие на факторы, сопутствующие пожару (тепло, дым, свет). Приёмные устройства П. с. служат для приёма сигналов о пожаре от пожарных извеща-телей, индикации номера охраняемого объекта, с к-рого принят сигнал, и звуковой сигнализации о получении сигнала тревоги, для дистанционного включения пожарной автоматики, трансляции сигнала тревоги в пожарную охрану. Пожарные извещатели могут входить в состав охранной сигнализации; в этом случае сигнализация называется охранно-пожарной.

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА, технические средства, предназначенные для спасания людей, защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара. Осн. средствами П. т. являются пожарные машины (пожарные автомобили, пожарные поезда, пожарные суда, пожарные самолёты и вертолёты). К П. т. относятся также стационарные установки пожаротушений и пожарной сигнализации, огнетушители, пожарные гидранты и др. пожарное оборудование для подачи огнетушащих средств к месту пожара. Попытки создания П. т. относятся к глубокой древности. Ещё до н. э. древнегреческим механиком-изобретателем Кте-сибием была сконструирована машина, к-рая, по описанию рим. арх. Витрувия, была способна "выбрасывать воду вверх". Эта машина имела осн. конструктивные элементы т. н. водоливной пожарной трубы, т. е. поршневого двухцилиндрового насоса (см. Насос). Однако изобретение Ктесибия было забыто, и только в 16 в. в Аугсбурге (Германия) золотых дел мастер Антон Платнер построил подобный ручной пожарный насос, с помощью к-рого можно было подавать воду в виде струй на расстояние 6-8 м от машины. В 1672 в Амстердаме голландец

Ян ван дер Гейде снабдил насос выкидным рукавом, что надолго сделало насос гл. орудием тушения пожаров. В России водоливные пожарные трубы начали применять с 17 в. Они представляли собой ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. Длина труб достигала более аршина (ок. 70 см), изготовляли их из листовой меди или из дерева.

После изобретения паровой машины в Лондоне в 1829 была построена первая пожарная установка, насосы к-рой приводились в движение паром. Она перевозилась на конных повозках. В России паровые пожарные насосы стали применяться с 1862 (рис. 1). Производительность их достигала 1000-2000 л/мин при длине водяной струи до 40 м. Произ-во насосов было налажено в Москве с 1896. Появившиеся паровые автомобили заменили гужевой транспорт, однако они были тяжелы и неудобны, на поднятие давления пара уходило 10-15 мин.

Рис. 1. Паровая пожарная труба.

Автомобили с двигателями внутр. сгорания вначале использовались в пожарном деле как автолинейки, т. е. для перевозки пожарных. В 1892 в Германии был построен первый автомобиль, оборудованный механич. пожарным насосом; в 1907 появилась первая механич. пожарная лестница, смонтированная на автомобиле. Автомобили внесли коренные изменения в тактику тушения пожаров - увеличились границы р-нов, обслуживаемых пожарными частями; сократилось время прибытия пожарных на ложар; появилась возможность механизировать трудоёмкие работы при тушении. В России первая автолинейка была взята на вооружение Моск. пожарной охраной в 1907. Она была изготовлена в Москве на з-де "Густав Лист" и развивала скорость ок. 60 км/ч (рис. 2). На ней выезжал боевой расчёт из 8 чел., а также доставлялись к месту пожара инструменты, лестницы и пожарные рукава. Позднее автомобили поступили в пожарные части Петербурга (Обухов-ский з-д), Риги, Архангельска (торговый порт), Казани. Однако в дореволюц. России этот вид П. т. не получил распространения, и к 1917 в стране насчитывалось немногим более десятка автомобилей.

Рис. 2. Автомобильная линейка.

Длит, время осн. огнетушащим средством была вода, применение к-рой в нек-рых случаях не давало необходимого эффекта (напр., при тушении горящих масел, нефти). В нач. 20 в. преподаватель бакинской гимназии А. Г. Лоран предложил новое средство тушения - огнегасительную хим. пену, генерируемую в огнетушителе. Действие пенного огнетушителя (патент на пену и огнетушитель Лоран получил Е 1902) было основано на хим. реакции растворов щелочей и кислот. Большое внимание развитию П. т. уделялось в СССР с первых месяцев Сов. власти (см. Пожарная охра-па). В стране было налажено произ-во пенообразователей, пенопорошков и пенной аппаратуры. С 1928 начался серийный выпуск пожарных автомобилей. СССР принадлежит приоритет в разработке техники и способов тушения горящих газонефтяных фонтанов методом взрыва, нашедшим широкое применение во всём мире. Начиная с 1967 в СССР стали применять новый вид П. т.- установки газоводяного тушения, обеспечивающие тушение газонефтяных фонтанов смесью отработавших газов турбореактивных двигателей и паров воды.

Развитие П. т. в СССР идёт в направлении механизации процессов тушения пожаров; использования высокоэффективных огнетушащих средств; макс, облегчения и обеспечения безопасности труда пожарных; создания и внедрения быстродействующих стационарных автоматизированных систем, дающих возможность обнаружить и ликвидировать очаги горения в начальный период их возникновения.

Для обеспечения безопасности аэродромов, предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимич., химии, пром-сти применяют спец. виды П. т., в к-рых используются высокоэффективные огнетуша-щие составы на основе галлоидированных углеводородов, инертные газы, порошки, пена ср. кратности и мелкораспылённая (туманообразная) вода.

Пром-стью освоено произ-во пожарных автоцистерн, автонасосов, насосных станций, автомобилей спец. служб, водопен-ной аппаратуры и т. д. Напр., тяжёлый пожарный автомобиль аэродромной службы (рис. 3), оборудованный насосом производительностью 60 л/сек, лафетным стволом, водопенной аппаратурой и цистерной ёмкостью 11 тыс. л, обеспечивает проведение аварийно-спасательных работ и тушение пожаров самолётов любых типов. Для сев. р-нов конструируются спец. виды П. т., обеспечивающие тушение пожаров при темп-ре воздуха от -50 до 35 °С. Созданы новые виды П. т. для борьбы с пожарами в портах, нефтерезервуарных парках, на ж.-д. узлах, морских нефт. промыслах, в лесах и на торфопредприятиях. Для тушения лесных пожаров используются пожарные самолёты и вертолёты. Пожарные суда типа "Генерал Гамидов" могут применяться на мор. нефтепромыслах в любых погодных условиях.

За рубежом ведущее место в произ-ве П. т. занимают ГДР и Чехословакия; многолетний опыт в конструировании автолестниц, пожарных автомобилей, мотопомп имеют з-ды "Метц" и "Магирус" (ФРГ), "Ангус", "Деннис" и "Симон" ^Великобритания) и др.

Рис. 3. Тяжёлый пожарный аэродромный автомобиль АА-60 (543)-160 (СССР).

На рис. 4 показана 30-метровая пожарная автолестница фирмы ч Метц", к-рая смонтирована на спец. шасси "Фаун"; она обладает повышенной манёвренностью, легка и удобна в управлении. На рис. 5 приведён коленчатый подъёмник, монтируемый на вращающейся платформе фирмы "Симон".

Рис. 4. Пожарная автолестница фирмы "Метц" (ФРГ).

Из зарубежных фирм, производящих автоматич. установки извещения и тушения пожаров, одно из ведущих мест занимают фирмы "Симплекс" (США) и "Церберус" (Швейцария), я. С. Савельев.

Рис. 5. Коленчатый подъёмник фирмы "Симон" (Великобритания).

ПОЖАРНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, комплекс сооружений, с помощью к-рых обеспечивается подача воды к месту пожара. Пожарные водопроводы в населённых пунктах и на пром. предприятиях, как правило, объединяются с хоз.-питьевыми и производств, водопроводами (см. Водоснабжение). В СССР устройство самостоят, пожарных водопроводов допускается только для наиболее пожароопасных объектов. Отбор воды из наружной сети осуществляется через пожарные гидранты. В водопроводах низкого давления напор воды (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 0,1 Мн/м2 (1 кгс/см2). Вода от гидрантов к месту пожара подаётся по рукавам передвижными пожарными насосами. В пожарных водопроводах высокого давления (более 0,7 Мн/м2) вода к месту пожара направляется по рукавам непосредственно от гидрантов, а необходимый напор в водопроводе создаётся стационарными насосами. Пожарные водопроводы внутри зданий служат в основном в качестве первичных средств тушения пожаров. Отбор воды из таких водопроводов ведётся через пожарные краны, к к-рым подсоединяются рукава и стволы. Напор в сети внутр. водопровода должен обеспечивать орошение компактными струями самых удалённых точек помещений. П. в. нек-рых предприятий и небольших населённых пунктов осуществляется из естеств. или искусств, водоёмов и резервуаров, оборудованных подъездами для передвижных пожарных насосов. См. также Пожарная техника. А. А. Качалов, Е. М. Иванов.

"ПОЖАРНОЕ ДЕЛО", ежемесячный журнал МВД СССР. Издаётся в Москве с 1925. Осн. внимание уделяет пропаганде передового опыта работы пожарной охраны и добровольных пожарных орг-ций. Освещает вопросы пожарной профилактики, техники тушения пожаров, методики науч. исследований в области пожаряой защиты. Публикует статьи о характерных пожарах, о наиболее значит, событиях в жизни пожарной охраны. Тираж (1975) 135 тыс. экз.

ПОЖАРНОЕ ДЕПО, здание, в к-ром размещается дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. П. д. включает: гараж, пункт связи, классные комнаты и комнаты для отдыха личного состава дежурного караула, посты технич. обслуживания автомобилей, мойки и сушки пожарных рукавов; склад пожарных рукавов и пожарного оборудования и др. помещения. В П. д. обычно находятся от 2 до 8 пожарных автомобилей; в крупных городах строятся более вместительные П. д. Планировка П. д. должна обеспечивать быстрый и безопасный сбор личного состава в гараж по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в кратчайший срок. Расстановка автомобилей в гараже П. д. однорядная с воротами для каждого автомобиля. На участке П. д. размещаются, кроме осн. здания, учебно-тренировочный городок и бензозаправочная станция.

ПОЖАРНОЕ СУДНО, предназначается для тушения пожаров на судах, а также пожаров, возникших на прибрежной территории. На П. с. устанавливаются насосы, к-рые подают воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии. Насосы имеют привод от спец. или ходовых двигателей судна. Производительность насосов от 200 до 1000 м3/ч. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке. Возможно дистанционное управление лафетными стволами. Ёмкости с пенооб-разующими веществами позволяют использовать П. с. для тушения нефтей и нефтепродуктов на танкерах и в береговых складах. По периметру П. с. прокладываются трубопроводы оросит, системы, благодаря чему судно может близко подходить к горящим объектам. Напр., морское П. с. "Генерал Гамидов" (СССР) водоизмещением ок. 1000 т имеет 8 лафетных стволов общей производительностью 4000 М3/ч, длина струи 100-120 м; с помощью системы воздушно-пенного тушения можно подать в очаг пожара 3400 м3пены в течение 15 мин. Скорость хода 17 узлов (31,5 км/ч).

ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ, вид спорта, в к-рый входят комплексы разнообразных приёмов, применяемых в практике тушения пожаров. Соревнования (личные и командные) по П.-п. с. включают различные сочетания упражнений в преодолении препятствий, подъёмах по пожарным лестницам, умении пользоваться пожарно-технич. вооружением и др.; в совр. программе П.-п. с. 6 видов соревнований (все выполняются в боевой одежде пожарного).

П.-п. с. зародился в СССР. В 1937 состоялись первые соревнования пожарной охраны НКВД. С 1945 соревнования по П.-п. с. проводятся регулярно, с 1948 - всесоюзные, с 1965 - чемпионаты СССР, всесоюзные и респ. первенства спортивных обществ "Динамо", "Локомотив", Спорткомитета Мин-ва обороны СССР и др., с 1970-всесоюзные юношеские соревнования. В 1963 П.-п. с. включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В 1964 создана Федерация П.-п. с. СССР. В 1974 П.-п. с. занималось ок. 1 млн. чел.; в 1964-74 подготовлено более 1 тыс. мастеров, св. 30 раз обновлялись всесоюзные рекорды в различных видах П.-п. с. Многократные чемпионы и рекордсмены СССР по П.-п. с.- В. В. Кипко и Н. Ф. Тарунов В 60-е гг. П.-п. с. получил развитие в др. социалистич. странах, а также ряде капиталистич. стран. В 1968 в Ленинграде состоялись первые междунар. соревнования по П.-п. с., в к-рых участвовали команды СССР, НРБ, ГДР, СРР, ЧССР. Междуяар. соревнования по П.-п. с. проводились: в СРР (1969) ПНР (1970), ВНР (1971), НРБ (1973), ЧССР (1973), участвовали команды ок. 20 стран. В. А. Сергеев.

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, состоит на вооружении пожарной охраны и предназначен для доставки к месту пожара боевого расчёта, огнетушащих средств и пожарного оборудования. В СССР П. а. выпускают на базе серийных шасси. В зависимости от условий эксплуатации П. а. могут монтироваться на шасси повышенной проходимости, а также на шасси, выполненных в сев. или тропич. исполнении. Привод вспомогат. агрегатов (гидрооборудования, компрессорных установок и т. п.), установленных на П. а., осуществляется от двигателя автомобиля.

Различают 3 вида П. а.: основные, специальные и вспомогательные. К о с-новным П. а. относят автоцистерны, насосно-рукавные П. а. и автонасосы, насосные станции, газоводяные, воздушно-пенные и порошковые, аэродромные и др. П. а., гл. назначением к-рых явля-егся подача огнетушащего средства в очаг пожара. Наиболее распространённый тип осн. П. а.- автоцистерны, служащие для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, для подачи воды или воздушно-механич. пены и подвоза воды в безводных р-нах. Боевой расчёт автоцистерны 3-7 чел. Газоводяные П. а., оборудованные турбореактивной установкой, используются для тушения пожаров на нефт. и газовых скважинах. Воздушно-пенные П. а. служат для подачи воздушно-механич. пены в очаг пожара при горении нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах или в резервуарах.

К специальным относят технич., штабные, связные, рукавные и др. П. а., автомобильные пожарные лестницы. П. а. технич. службы доставляют к месту пожара боевой расчёт, а также оборудование и инструменты, предназначаемые для удаления дыма из помещения или подачи в него воздуха; для проведения работ по вскрытию конструкций, разборке зданий и завалов, пробивке отверстий в стенах и перекрытиях; для транспортировки потерпевших аварию П. а. Рукавные П. а., работающие совместно с пожарными насосными станциями, используют на крупных пожарах для доставки напорных рукавов, прокладывания их в линию на ходу автомобиля, механизир. намотки рукавов и их погрузки после тушения пожара.

Вспомогательные П. а. обеспечивают работу пожарной техники на крупных пожарах (заправку, ремонт, технич. обслуживание и т. п.), их используют для проведения агитационной работы (агитмашины). В качестве этого типа П. а. применяются автомобили общетранспортного назначения (заправщики, автобусы и пр.). Все П. а. с целью выделения их из трансп. потока окрашивают в красный цвет (или красный и белый). П. а. оборудуют проблесковыми маяками синего света, а также звуковым сигналом типа "сирена". Историю развития II. а. см. в ст. Пожарная техника. Ю. Ф. Яковенко.

ПОЖАРНЫЙ ВОДОЁМ, искусственный или естественный источник (хранилище) воды, используемой при тушении пожаров; входит в комплекс сооружений пожарного водоснабжения.

ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ, стационарное устройство для отбора воды на пожарные нужды из наружной водопроводной сети. Различают подземные и наземные П. г. Подземный П. г. размещается в колодце, закрытом крышкой. Для отбора воды на такой П. г. навинчивается пожарная колонка (рис.), имеющая 2 выходных патрубка для подсоединения рукавов.

Гидрант-колонка (а) и подземный гидрант (б): 1 - штанга; 2 - клапан; 3 - пожарная подставка; 4 - напорный патрубок.

Пример наземного П. г.- гидрант-колонка, служащая для отбора воды на хоз. и пожарные нужды; представляет собой совмещённый вариант водоразборной колонки и наземного П. г.

ПОЖАРНЫЙ

Вернуться