Что такое поведение
поведение
Словарь Ожеговаповедение - образ жизни и действий
Пример: П. школьников. П. в быту. Человек примерного поведения. П. животных. П. машины, автомата (перен. : ход их работы, функционирование).
поведение
Большая советская энциклопедияповедение - система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В широком смысле говорят о П. объектов самого разного рода (напр., электрона в магнитном поле, атмосферного циклона и т. д.); в науч. смысле понятием "П." пользуются гл. обр. для обозначения целесообразной системы действий живого индивида или их совокупности. С сер. 20 в. с известной условностью термин "П." применяют к сложным автоматич. системам совр. техники.Общими предпосылками П. живых организмов являются: наличие субъекта, обладающего определённой организацией, к-рая позволяет ему строить целесообразную систему действий; наличие объекта, на к-рый направлено П., поскольку он заключает в себе цель П.; наличие определённой программы П. и механизма оценки эффективности её выполнения. В зависимости от типа организации субъекта различают П. на биологич., психо-логич. и социологич. уровнях; этому соответствуют и уровни изучения П.
Науч. исследование П. началось по существу в кон. 19 в. Первоначально его объектом было П. животных, а в нём осн. интерес вызывал механизм взаимодействия биологич. индивида и окружающей среды. Этот механизм объясняли на основе классической рефлекторной теории, согласно к-рой П. представляет совокупность рефлексов, а каждый конкретный акт П. рассматривается как реакция организма на внешний стимул (рефлекторная дуга). Такой подход позволил выявить физиологич. основы П. и принципы его нервно-мозговой регуляции (см. Высшая нервная деятельность). Более широкую биологич. трактовку П. получило в связи с развитием этологии и др. близких ей дисциплин (прежде всего зоопсихологии и генетики поведения). Этологич. исследования позволили установить, что общая схема П. животных складывается из двух осн. компонентов - относительно жёсткой структуры, передаваемой наследств, путём, и надстраиваемых над ней функциональных схем П., приобретаемых в опыте и научении. Осн. формой выражения наследств. П. являются врождённые инстинкты (см. Инстинктивное поведение), тогда как функциональные схемы П. включают- в себя элемент субъективной оценки ситуации (у высших животных существенную роль здесь играют элементы рассудочной деятельности, в частности способность экстраполировать прежний. опыт на новые ситуации). Поскольку рефлекторная теория не даёт объяснения активного характера П., предпринимаются различные попытки построить такое объяснение (напр., в физиологии активности это делается за счёт развития
схемы рефлекторной дуги в схему рефлекторного кольца, включающую в себя нек-рые дополнит, звенья, в частности т. н. модели потребного будущего); однако предложенные схемы не получили пока достаточного экспериментального подтверждения.
Одна из важных линий биологич. анализа П.- изучение надорганизменных уровней П. (П. в популяциях и сообществах, видоспецифич. аспекты П.). Гл. роль здесь играют наследств, структуры группового П., весьма разнообразные по направленности (от агрессивности до альтруизма) и существенно влияющие на характер и прочность связей в сообществах животных. Изучение этого круга проблем позволило установить, что само П. является объектом и вместе с тем участником биологич. эволюции, оказывающим заметное воздействие на её темп и результаты. В совр. науке в изучении П. животных интенсивно накапливается огромный эмпирич. материал и выдвинут ряд теоре-тич. обобщений, однако единая общепринятая теория пока не построена.
В психологии П. выступает как одна из осн. категорий этой науки. Бихевиоризм вообще сводил исследование психики к изучению П. по схеме чстимул-реакция", пренебрегая теми звеньями системы П., к-рые лежат между стимулом и реакцией и формируют П. Это вело к игнорированию специфики П. человека по сравнению с П. животных, определяемой социальной природой человека. В совр. психологии в качестве центральной принято рассматривать категорию не П., а деятельности. П. при этом выступает как внешний компонент предметной деятельности. Понятие деятельности, охватывая психику в единстве её аффективного (эмотивного) и познавательного аспектов, акцентирует структурную устойчивость, целесообразную организацию системы психич. действий, т. е. познавательный аспект, логику замысла и его реализации, а также объективно-социальную детерминацию этой системы действий. Понятие П. фиксирует такие формы самовыражения психики, к-рые менее жёстко связаны с интеллектом, но зато более непосредственно зависят от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания; поэтому акты П. в системе деятельности занимают место отд. звеньев, моментов, форм. Их важная роль определяется тем, что они аккумулируют в себе внутр. отношение субъекта к самой деятельности и благодаря этому существенно влияют на её общую оценку.
Это различие П. и деятельности ещё более резко выступает в социологии и социальной психологии. Если деятельность выступает прежде всего как социально-филос. категория (в частности, в марксизме она является одним из осн. понятий при объяснении процесса обществ, развития), то понятие П. используется при характеристике не всегда осознаваемых форм и стереотипов самовыражения индивида в социальном окружении, усваиваемых им в процессе социализации, воспитания. В конкретных социальных исследованиях наиболее адекватным для выражения активности индивида оказывается понятие социального действия, к-рое в известном смысле соединяет содержание понятий П. и деятельности. В технич. системах понятие П. выражает способность системы к таким действиям, к-рые связаны не только с реализацией нек-рой совокупности функций, но и с необходимостью осуществлять выбор оптимальных решений в альтернативных ситуациях.
Лит.: Леонтьев А. Н., Очерк развития психики, в его кн.: Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Рубинштейн С. Л., Махизм и кризис психологии. Проблема сознания и поведения в истории зарубежной психологии, в его кн.: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Миллер Дж., Галантер Е., Прибран К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Тинберген Н., Поведение животных, пер. с англ., М., 1969; КрушинскийЛ. В., Роль элементарной рассудочной деятельности в эволюции групповых отношений животных, "Вопросы философии", 1973, № 11; Хайнд Р., Поведение животных, пер. с англ., М., 1974; М а r 1 е г P. R. and Hamilton W. J., Mechanisms of animal behavior, N. Y., 1968; Ternbrock G., Grundriss der Verhaltenswissenschaften, Vena, 1968. Э. Г. Юдин.