Что такое повестка судебная « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > п > повестка судебная

Что такое повестка судебная

повестка судебная   Большая советская энциклопедия

повестка судебная - в СССР письменное официальное извещение о вызове в суд. К П. с. приравнивается также телефонограмма или телеграмма. В П. с. указывается: кто, в каком качестве, куда, к кому и на какое время вызывается, а также последствия неявки (напр., свидетель может быть подвергнут приводу, обвиняемому изменена мера пресечения на более строгую и т. д.).

Повесткой оформляется также вызов граждан к следователю (лицу, производящему дознание).

ПОВЕСТЬ (англ, tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzahlung), одна из эпических жанровых форм художественной лит-ры; её понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. лит-ры, термин "П." применяли для обозначения про-заич. (а иногда и стихотворных) произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью художественной речи ("Повесть о разорении Рязани Батыем", повесть о Петре и Февронии, "Повесть о Фроле Скобееве"; см. Повести древнерусские) и вне зависимости от их жанрового содержания; все они невелики по объёму. В сер. 18 в., когда рус. писателями был усвоен термин "роман", жанровые обозначения прозаич. произв. потеряли чёткость: произведения, близкие по объёму, наз. по-разному (Ф. А. Эмин назвал своего "Мирамонда" романом, а М. М. Херасков своего "Полпдора" - П.). После Н. М. Карамзина П. осознавалась уже как прозаич. произв. сравнительно малого, а роман - как большого объёма (А. С. Пушкин выпускает "Повести Белкина", но называет романом "Капитанскую дочку"). В 1835 В. Г. Белинский даёт этому различию общее определение: он называет П. "распавшимся на части ...романом", "главой, вырванной из романа". С 1840-х гг., когда стало появляться особенно много совсем небольших по объёму прозаич. произв.- рассказов (часто "очеркового" склада), понятие "рассказ" заняло своё особое место в той же шкале обозначений. Постепенно сложилось устойчивое теоре-тич. представление: "рассказ" - малая форма эпич. прозы, "повесть" - её средняя форма, "роман" - большая. Оно преобладает и доныне.

Однако ещё В. Г. Белинский заметил, что "форма" повести "может вместить в себя" и "лёгкий очерк нравов", "саркастическую насмешку над человеком " обществом", но и "глубокое таинство души", "жестокую игру страстей". Иначе говоря, в прозаич. произведениях одного и того же - пусть "среднего" - объёма может быть раскрыто различное жанровое содержание: или нравоописательное ("насмешка над человеком и обществом"), или романическое ("таинство души", "игра страстей"). А возможно и третье - содержание г е-роическое (столкновение обществ, сил). Так, в творчестве Н. В. Гоголя есть "повести" трёх разновидностей жанрового содержания: "Повесть о том, как поссорились..." - "Портрет" - "Тарас Бульба". В творчестве А. П. Чехова есть такие "повести", к-рые по существу являются небольшими (средними по объёму текста) романами ("Три года", "Моя жизнь").

С др. стороны, иногда даже и большие сюжетные стихотворные произв.- эпич. "поэмы", не имеющие возвышенной направленности, называют "повестями", что ещё более запутывает терминологию. Очевидно, существующая жанровая терминология нуждается в пересмотре и уточнении.

Лит.: Белинский В. Г., О русской повести и повестях г. Гоголя, Поли. собр. соч., т. 1, М., 1953; его же, Разделение поэзии на роды и виды, там же, т. 5, М., 1954; Кожинов В. В., Повесть, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 5, М., 1968; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Поспелов Г. Н., Проблемы исторического развития литературы, М., 1972, с. 152-189.

Г. Н. Поспелов.

"

Вернуться