Что такое поволжский экономический район « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > п > поволжский экономический район

Что такое поволжский экономический район

поволжский экономический район   Большая советская энциклопедия

поволжский экономический район - один из крупных экояомич. р-нов СССР. Включает Татарскую, Башкирскую и Калмыцкую АССР, Ульяновскую, Пензенскую, Куйбышевскую, Саратовскую, Волгоградскую, Астраханскую обл. Пл. 680 тыс. км2. Нас. (на нач. 1974) 18,8 млн. чел. Ср. плотность 27,7 чел. на 1 км2. Наиболее плотно заселена ср. часть (Куйбышевская обл.-55,1 чел. на 1 км2) и слабо - юж. часть (Калм. АССР - 3,5 чел. на 1 км2). Повсеместно живут русские, украинцы, белорусы, евреи. В сев. (преим.) и ср. частях сосредоточены татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, в юж.- калмыки, казахи. Гор. население -62%. Развитие пром-сти сопровождается быстрым ростом городов: из 101 города после Великой Окт. социалистич. революции вновь образованы 63; имеется 9 крупных городов (Куйбышев, Казань, Волгоград, Уфа, Саратов, Астрахань, . Пенза, Ульяновск, Тольятти).

П. э. р. занимает ср. и ниж. части Волго-Камского речного бассейна и включает на 3. Приволжскую возв., на В.-часть Юж. Урала, на Ю.- Прикаспийскую низм. Волга является главным районообразующим стержнем. Терр. р-на находится в лесной, лесостепной, степной и полупустынной зонах. Климат континентальный, с жарким продолжительным летом, частыми сильными засухами, суровой зимой при неустойчивом снежном покрове в юж. части. Из разнообразных i ресурсов района общесоюзное значение имеют с.-х. угодья, пром. запасы нефти, природного газа, поваренной соли, самородной серы, карбонатного сырья для химич. и цем. пром-сти, комплексных медноколчеданных руд.

В естественноисторич. и хоз. отношении П. э. р. неоднороден. Выделяются 2 наиболее характерные части - Среднее Поволжье (Тат. и Башк. АССР, Ульяновская, Пензенская и Куйбышевская обл.) и Нижнее Поволжье (Саратовская, Волгоградская, Астраханская обл. и Калм. АССР). На долю района приходится 3% терр., 7,5% населения, 8,6% пром. (1973) и 8-9% (в зависимости от погодных условий года) с.-х. продукции СССР.

Общесоюзное значение имеют добыча и переработка нефти, электроэнергетика, нефтехимия, разнообразное машиностроение, особенно автомобилестроение, ускоренное развитие к-рых обеспечило опережающие темпы роста пром-сти района. За 1960-73 доля электроэнергетики, машиностроения, химии и нефтехимии в районе повысилась с 30 до 47 % . На П. э. р. приходится (1973) 10% вырабатываемой электроэнергии в стране (в т. ч. 16% гидроэнергии), 62% производства полиэтилена, 44% кальцинированной соды, 19% химич. волокон, 49% нефтеаппаратуры, 11% цемента, значительная доля первичной переработки нефти, произ-ва синтетич. каучука, поливинил-хлоридов и сополимеров, подшипников, тракторов.

Важнейшее значение для страны имело открытие в П. э. р. в нач. 30-х гг. и быстрое освоение в 1945-60 богатейших нефт. месторождений, сосредоточенных в основном в Тат. АССР и Башк. АССР, Куйбышевской обл.-Ромашкинское, Туй-мазинское, Шкаповское, Бавлинское, Му-хановское, Кулешовское, Арланское и др. (см. также Волга-Уральская нефте-газоносная область). В 1945 было добыто 2,4 млн. т нефти, в 1950 - 10,5 млн. т, в 1960 - 101 млн. т, в 1973 -188 млн. т. С развитием добычи нефти в др. районах страны, особенно в Зап. Сибири, доля П. э. р. в общесоюзной добыче за 1965-73 снизилась с 66 до 44%, однако по абс. размерам добычи П. э. р. удерживает первое место. Доля добычи природного газа при абс. её сокращении снизилась с 17 до 6 %. Добыча угля (Башкирия), горючих сланцев (Куйбышевская обл.) имеет местное значение. Часть добываемой нефти перерабатывается на месте (Уфа, Салават, Ишимбай, Куйбышев, Новокуйбышевск, Сызрань, Саратов, Волгоград), остальная нефть вывозится в основном в зап. направлении.

Сооружение крупных ГЭС на Волге и Каме общей мощностью 7300 Мет (Волжская ГЭС им. В. И. Ленина, Волжская ГЭС им. 22-го съезда КПСС, Саратовская ГЭС, строится Нижнекамская ГЭС мощностью 1248 Мет у Набережных Челнов) позволило зарегулировать их сток, создать единую глубоководную систему, способствовало формированию единой энергосистемы Европ. части СССР, обеспечению дешёвой электроэнергией дефицитцых соседних районов и самого П. э. р., созданию благоприятных предпосылок для ирригации огромных земельных массивов в засушливом Нижнем Поволжье. Построены также мощные ГРЭС (в Татарии -Заинская ГРЭС, в Башкирии - Кармановская расширяется до 3400 Мвт), крупнейшие ТЭЦ в Тольятти, Новокуйбышевске, Стерлитамаке, Нижнекамске, Уфе, Волгограде, Волжском, строится в Набережных Челнах. С 1965 в Димит-ровграде работает одна из первых в Сов. Союзе АЭС.

Химич. и нефтехимич. пром-сть (11% пром. продукции района) сформировалась на богатой местной сырьевой базе, особенно на углеводородном сырье и соли, водных ресурсах, мощной электро-энергетич. и топливной базе. Центры: Казань, Куйбышев, Уфа, Саратов, Волгоград, Сызрань, Новокуйбышевск, Тольятти, Салават, Стерлитамак, Бала-ково, Энгельс, Нижнекамск, Волжский.

ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Ускоренными темпами развиваются различные отрасли машиностроения, особенно автостроение, предъявляющее повышенные требования к поставкам металла и к кооперации с многочисл. смежными предприятиями, размещёнными в др. р-нах страны и в странах - членах СЭВ. В 1972 введён на полную проектную мощность Волжский автомобильный завод (ВАЗ); в Набережных Челнах строится крупнейший з-д тяжёлых грузовых автомобилей (КамАЗ), в Нефтекамске - з-д автосамосвалов; расширяется и реконструируется Ульяновский автомоб. з-д; увеличивается выпуск двигателей на Уфимском моторном з-де. Сооружается большое число смежников автозаводов, крупнейшие из них - з-ды генераторов и стартеров в г.Тольятти, "Автонормаль" в Белебее (Башкирия), автоагрегатный в Димитровграде, шинный в Нижнекамске, колёс в Заинске, комплектующих резинотехнических изделий в Балаково. Крупнейшие подшипниковые заводы - в Куйбышеве, Саратове, Волжском. Производятся металлорежущие станки, приборы и средства автоматизации, нефтеаппаратура, химическое оборудование и запчасти к нему, силовые трансформаторы (электротехнический завод в г. Тольятти), тракторы (Волгоград).

С. х-во специализируется на выращивании зерновых и масличных культур, животноводстве мясо-шёрстного направления. Из 47,9 млн. га с.-х. угодий (70% всей терр. района) на ноябрь 1973 29,7 млн. га было занято пашней и 15,3 млн. га пастбищами. Под зерновыми 2/3 пашни. Удельный вес закупок зерновых в 1966-70 составил 12-22% от СССР, в т. ч. пшеницы 10-18%. Поголовье скота (на нач. 1974): кр. рог. скота 9,6 млн., овец и коз 17,7 млн. (соответственно 9,0% и 11,9% от общей численности по стране). Площадь орошаемых земель (на ноябрь 1973) 613 тыс. га. Строятся Куйбышевский и Саратовский оросит, каналы, оросительно-обводнительный канал Волго-Урал. Ведутся работы по освоению Волго-Ахтубинской поймы для создания общесоюзной базы овощеводства, рисосеяния и бахчеводства. В 1974 завершено строительство вододелите-ля для регулирования обводнения дельты Волги. В П. э. р. осуществляется комплекс мероприятий по защите Волго-Камского водного бассейна от загрязнения неочищенными сточными водами, по восстановлению рыбных богатств Волго-Каспия, регулированию уровня Каспия.

Важнейшее районообразующее значение для процесса формирования х-ва и терр. организации П. э. р., особенно для развития трансп. сети, имеет разветвлённая Волго-Камская система водных путей. На район приходится примерно 1/4 грузооборота речного транспорта страны (см. также Волжского бассейна речные порты). Основу ж.-д. сети составляют 5 широтных направлений (Казанское, Бу-гульминское, Куйбышевское, Саратовское, Астраханское), связанных между собой меридиональной магистралью Сви-яжск - Волгоград и далее на Сев. Кавказ с многочисленными ответвлениями и соединениями. Протяжённость жел. дорог П. э. р. 9,4 тыс. км (1973).

П. э. р.- район быстро развивающейся системы нефтепроводов, протянувшейся на 3. за пределы страны (нефтепровод "Дружба" протяжённостью ок. 5 тыс. км), на В. до Байкала с перспективой продолжения до Тихого ок., на С.-З. до Кириши и на Ю. до Мангышлака (Узень). В связи с вводом в 1973 в эксплуатацию 1-й очереди нефтепровода из Зап. Сибири Самотлор - Тюмень -Курган - Уфа - Альметьевск (2200 км) обеспечен выход быстро растущего потока сибирской нефти в Европ. часть СССР. Через терр. П. э. р. проходит мощная система газопроводов Ср. Азия -Центр. В районе - 4/5 трубопроводной сети страны. Сеть автомоб. дорог с твёрдым покрытием (1973) - 29,8 тыс. км.

Трансп. сеть П. э. р. обеспечивает растущие транзитные связи между зап. и вост. районами страны. Вывозятся нефть и продукты её переработки, хлебные грузы, стройматериалы, в т. ч. цемент, разнообразная продукция химич. пром-сти и машиностроения. Ввозятся в основном чёрные и цветные металлы, лесные грузы, уголь. Для П. э. р. характерно значительное превышение вывоза над ввозом, преобладание межрайонных связей над внутрирайонными (межобластными).

В Среднем Поволжье наиболее чётко выражена общесоюзная специализация на добыче и переработке нефти (ок. 90% в П.), а также на обрабат. отраслях пром-сти, особенно машиностроении. Здесь размещены автомоб. з-ды и их основные смежники. В Нижнем Поволжье преим. сосредоточена добыча природного газа (более 80% в П. э. р.), наиболее полно представлен гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл в связи с орошением засушливого Заволжья, хоз. освоением Волго-Ахтубинской поймы; рыбная пром-сть.

Лит.: Поволжье. Экономико-географическая характеристика, М., 1957; Долго-половК. В.,Федорова Е. Ф., Поволжье. Экономико-географический очерк. М., 1967; Российская Федерация. Европейский Юго-Восток. Поволжье. Северный Кавказ, М., 1968 (серия "Советский Союз"); Проблемы развития и размещения производительных сил Поволжья, М., 1973. Ю. Н. Палеев.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru