Что такое схоластика « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > с > схоластика

Что такое схоластика


схоластика  Словарь Ожегова


   1) схоластика - человек, который рассуждает схоластически, занимается схоластикой N2
   
   2) схоластика - последователь схоластики N1
   

схоластика   Большая советская энциклопедия

схоластика - (лат. scholastica, от греч. scholastikos - школьный, учёный, scho1ё - учёная беседа, школа), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматич. предпосылок с рационалистич. методикой и особым интересом к формально-логич. проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в ср. века.

Истоки С. восходят уже к позднеантич. философии, прежде всего к Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из текстов Платона, энциклопедич. суммирование разнообразной проблематики, соединение мистич. предпосылок с рассудочными выводами). Христ. патристика подходит к С. по мере завершения работы над догматич. основами церк. доктрины (Иоанн Дамаскин). Ранняя С. (11-12 вв.) сложилась в условиях подъёма феод, цивилизации и папской власти; она находилась под влиянием августиновского платонизма (Апселъм Кентерберийский). Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях - реализм (Гильом из Шампо) и номинализм (Росцелин), а также промежуточная позиция - концептуализм (П. Абеляр). В этот период С. нередко сталкивается с инерцией фидеистич. антиинтеллектуализма; не только доктрины отд. "еретиков", но принцип схоластич. рационализма как таковой вызывает нападки со стороны поборников традиц. линии (Петра Дамиани, Ланфранка, Бернара Клервоского и др.). Зрелая С. (12-13 вв.) развивалась в ср.век. ун-тах; её общеевроп. центром был Парижский ун-т. Платонизм (переживший смелое натуралистич. истолкование в философии шартрской школы, во многом предвосхитившей тенденции Возрождения) постепенно вытесняется аристотелизмом, в интерпретации к-рого происходит размежевание между "еретическим" аверроизмом, отрицавшим реальность личной , души и учившим о единой безличной интеллектуальной душе во всех существах (Сигер Брабантский), и ортодоксальным направлением С., подчинявшим онтологию Аристотеля христ. представлениям о личном боге, личной душе и сотворённом космосе (Альберт Великий и особенно Фома Аквинский). Поздняя С. (13-14 вв.) испытала воздействие обострившихся идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Иоанн Дуне Скот противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершённой системы и острый интерес к индивидуальному бытию. Оппозиц. представители этого периода (У. Оккам, отчасти Никола Орем)всё энергичнее настаивают на теории двойственной истины, разрушавшей схоластич. "гармонию" веры и разума. Возрождение оттеснило С. на периферию умственной жизни. Частичное оживление традиций С. произошло в т. н. второй С. (16-17 вв.), развивавшейся в период Контрреформации, главным образом в Испании (Ф. де Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М. Молина). Просвещение нанесло второй С. решающий удар. В кон. 19-20 вв. традиции С. возрождаются в неотомизме (см. также Неосхоластика). С. возникла в условиях, когда церковь выступала в виде "...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Э нг е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361) и религия представала одновременно и как универсальная форма не собственно религ. содержания. Подчинение мысли авторитету догмата (формула Петра Дамиани "философия есть служанка богословия") присуще ортодоксальной С. наравне со всеми др. типами правоверно-церк. мировоззрения; специфично для С. то, что сам характер отношений между разумом и догматом мыслился при несомненной авторитарности довольно рассудочным. Как "священное писание" и "священное предание", так и наследие антич. философии, активно использовавшееся С., выступали в ней в качестве замкнутого нормативного текста. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня - "сверхъестественное" знание, даваемое в "откровении", и "естественное", отыскиваемое человеческим разумом; норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями отцов церкви, норму второго - тексты Платона и особенно Аристотеля, окружённые авторитетными комментариями позднеантич. и араб, философов. Потенциально в тех и др. текстах уже дана "вечная истина"; чтобы актуализировать её, надо вывести из текстов полноту их логич. следствий при помощи цепи правильно построенных умозаключений (ср. характерный для зрелой С. жанр "суммы" - итогового энциклопедич. соч., содержащего нескончаемое множество ответов на вопросы, выводимых из ограниченного числа "правильных" основоположений). Мышление С. постоянно идёт путём дедукции и почти не знает индукции; его осн. форма -силлогизм. В известном смысле вся С. есть философствование в формах интерпретации текста. В этом она противоположна новоевроп. науке с её стремлением открыть истину через анализ опыта, а также мистике с её стремлением "узреть" истину в экстатич. созерцании. Обиход С., в к-ром "таинства веры" превращались в ходовые образцы логич. задач, вызывал уже в ср. века протесты не только представителей вольнодумства, но и ревнителей веры ("нелепо спорить о троице на перекрёстках и превращать предвечное рождение бога-сына... в поприще публичного состязания" - восклицал в кон. 12 в. Пётр из Блуа). Осознание того, что авторитеты противоречат друг другу [афоризмы типа "У авторитета - восковой нос" (к-рый можно повернуть, куда угодно), "аргумент от авторитета - слабейший" были распространены среди самых ортодоксальных схоластов], явилось одним из важных импульсов для становления С. Сопоставление взаимоисключающих текстов было введено гонимым Абеляром (в соч. "Да и нет"), но вскоре стало общепринятой формой: противоречия теологического и философского предания подлежат систематизации и должна быть установлена иерархия авторитетов. Специфика схоластического рационализма не может быть понята вне его связи с традицией юридического мышления (римское право было в Зап. Европе одной из наиболее жизнестойких частей античного наследия). В С. имеет место юридич. окраска онтологич. категорий и онтологизация юридич. категорий; бытие мира и человека, соотносимое с бытием бога, описывается как совокупность правовых отношений или их аналогов; сами приёмы выведения частного из общего, заключений по аналогии и т. п. напоминают разработку юридич. "казусов".

Ориентация на жёстко фиксированные "правила" мышления помогла С. сохранить преемственность интеллектуальных навыков, необходимый понятийно-терминологич. аппарат через реставрацию антич. наследия в предельно формализованном виде (даже резко критиковавшие С. мыслители нового времени вплоть до эпохи Просвещения и нем. классич. идеализма принуждены были широко пользоваться схоластич. лексикой). Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещения в борьбе со ср.-век. традициями выступили против С., подчёркивая всё мёртвое в ней и превратив само слово "С." в бранную кличку бесплодного и бессодержат. умствования, пустой словесной игры. Утверждая догматич. сумму представлений, С. не способствовала развитию естеств. наук, однако её структура оказалась благоприятной для таких, напр., областей знания, как логика; достижения схоластов в этой сфере предвосхищают совр. постановку мн. вопросов, в частности математич. логики (см. Логика, раздел История логики).

Лит.: Влади славлен М. И., Схоластическая логика, "Журнал Министерства народного просвещения", 1872, ч. 162, [№8], отд. 2; Э и к е н Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Ш т е к л ь А., История средневековой философии, пер. с нем., М., 1912; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957: С т я ж к и н H. И., Формирование математической логики, М., 1967; G i 1 s о п Е., L'esprit de la philosophic medievale, 2 ed., P., 1944; Copleston F., A history of philosophy, v. 2 - 3, L., 1951 - 53; Grabmann М., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957. С. С. Аверинцев.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru