Что такое сцена « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > с > сцена

Что такое сцена


сцена  Словарь Ожегова


   сцена - <= цементировать
   

сцена   Большая советская энциклопедия

сцена - (лат. scaena, от греч. skene -палатка, шатёр, театральные подмостки), место театрального действия. Совр. тип С. сложился в результате эволюции, связанной с развитием драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В др.-греч. театре действие развёртывалось на орхестре -круглой площадке, вокруг к-рой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актёров стал проскений, в др.-рим. театре - просцениум. В ср. века С. служили площади городов и деревень; с расцветом религ. жанров (мистерия, миракль, моралите) появились сценич. площадки различных типов: двухэтажные повозки - педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии), система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс кабин (по числу мест действия). В Англии 16 в. С. служили помосты во дворах гостиниц, окружённых внутр. галереями. В 17 в. в Англии сложился тип т. н. шекспировской С., представлявшей собой помост, поднятый над землёй на высоту человеч. роста (зрители партера смотрели спектакль стоя). Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю С., за к-рыми была внутр. С., за ней во 2-м ярусе галереи - верхняя С. В 1-й пол. 16 в. в Италии появилась глубинная перспективная С. с просцениумом, с перспективными декорациями улиц (1539, арх. С. Серлио). Здесь же в кон. 16 - нач. 17 вв. возникла кулисная С., где ритмично расположенные с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании с задниками создавали единство формы сценич. действия. В 1585 во Флоренции было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм - телариев, в 1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (арх.1 H. Саббатини), в 1619 в Парме (театр Фарнезе) - кулисные машины, получившие распространение в 18 в. на всех европ. С. (см. Кулисы). В Гамбурге в 1794 нем. актёр и режиссёр Ф. Шредер впервые применил павильон - декорацию на рамах, изображавшую интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования с ц е н ы - коробки, оснащения её различными устройствами, соответствующими требованиям времени, уровню технич. развития, характеру драматургии, режиссёрским приёмам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 С. становится подъёмно-опускной (Будапешт), в 1896 - вращающейся (Мюнхен, инж. К. Лаутеншлегер). С 1904 подъёмно-опускная С. начинает сочетаться с накатными площадками (способ оформления, широко распространённый в крупнейших совр. театр, зданиях).

Сложившийся тип к л а с с и ч. С. представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и соединённую с ним портальным отверстием-зеркалом С. (см. Портал). Все размеры С. зависят от размеров зеркала С.: так, её высота в 2,5-3 раза выше, а ширина в 2 раза шире зеркала С. По вертикали С. делится на колосниковое пространство (см. Колосники), игровую часть и трюм. Игровая часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных пространств. Вдоль правой и левой стен С. (на высоте, превышающей на 1,5-2 м высоту зеркала С.) располагаются в несколько ярусов рабочие галереи, на к-рых устанавливаются светотехнич. устройства, различные сценич. механизмы и пульты управления этими механизмами. Связь между правыми и левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м) переходных мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащён плунжерами (подъёмно-опускная сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям "проваливаться" от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматич. театров обычно врезан поворотный круг. Мн. совр. театры имеют т. н. карманы С., обеспечивающие непрерывность сценич. действия,- помещения в правой и левой сторонах С. (их глубина и высота на 2-3 м превышают размеры зеркала сцены), оснащённые подвижными площадками, на к-рых устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован поворотный круг.

Лит.: Экскузович И. В., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; И з в е к о в H. П., Сцена, ч. 1-2, Л.-М.. 1935-40; Unruh W., Theatertechnik, В., 1969. Г. В. Шевелёв.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru