Что такое субхи « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > с > субхи

Что такое субхи

субхи   Большая советская энциклопедия

субхи - (Subhi) Мустафа (1882, Гиресун,-28.1.1921, близ г. Трабзон), один из основателей и руководителей Коммунистической партии Турции (КПТ). Род. в семье крупного чиновника. Окончил в 1906 юрид. школу в Стамбуле, затем ф-т социальных наук Сорбонны. В 11910 вступил в Османскую социалистич. партию. В 1913 был заключён в Синопскую крепость, откуда бежал в Россию.

Субхи.

Как тур. подданный был в 1914 интернирован и сослан на Урал. Работая на уральских з-дах чернорабочим, вступил в 1915 в РСДРП(б) и проводил революц. работу среди тур. военнопленных. После Великой Окт. социалистич. революции выполнял различные парт. поручения в Москве, Казани, Крыму, Ташкенте. В 1918 основал газ. "Ени дюнья" ("Новый мир"), к-рая пропагандировала идеи Окт. революции 1917 среди трудящихсямусульман России и Востока. С.- участник 1-го конгресса Коминтерна (1919) и 1-го съезда народов Востока (1920). Летом 1919 сражался против деникинско-петлюровских банд на Украине. Один из организаторов 1-го съезда КПТ (сент. 1920, Баку), на к-ром был избран её председателем. После возвращения на родину С. и 14 др. членов ЦК КПТ и активистов партии были схвачены в Трабзоне тур. жандармами, вывезены в море и потоплены. По инициативе и при участии С. на тур. яз. были переведены нек-рые работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

Лит.: Жизнь, отданная борьбе. Сб. ст., 2 изд., М., 1966; Патлажан Е., Из биографии Мустафы Субхи, "Азия и Африка сегодня", 1970, № 11. Е. И. Патлажан.

СУБЪЕКТ (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub -под и jacio - бросаю, кладу основание), носитель предметно-практич. деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Термин "С." употреблялся в истории философии в различных смыслах. Напр., Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под С. нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте). Совр. трактовка понятия С. берёт начало от Р. Декарта, у к-рого резкое противопоставление С. и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с точки зрения его достоверности; истолкование С. как активного начала в познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан И. Кантом, к-рый раскрыл нек-рые существенные законы внутр. организации С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С. как родового, т. е. вмещающего в себя весь историч. опыт познания). В идеалистич. форме тезис о социальноисторич. природе С. познания был развит Г. Гегелем, для к-рого познание есть надындивидуальный процесс, развёртывающийся на основе тождества С. (под к-рым понимается абс. дух) и объекта. Домарксистский материализм толковал С. в духе психологизма - как изолированного индивида, познавательные способности к-рого имеют биологич. природу и к-рый лишь пассивно отображает внешнюю действительность. Диалектич. материализм радикально расширяет понимание С., непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь С. выступает как С. предметно-практич. деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социальноисторич. природу С.: с точки зрения марксизма, индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он в определённой мере овладел созданным человечеством миром культуры - орудиями предметно-практич. деятельности, формами языка, логич. категориями, нормами эстетич. и нравств. оценок и т. д. Активная деятельность С. является условием, благодаря к-рому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. Подобная трактовка С. предполагает, что он не есть некий законченный объект, а выступает как С. постоянного творческого преобразования окружающей действительности. Материалистич. раскрытие творческой природы С. позволило марксизму показать, что подлинным С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе Маркс К.иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 3; Л е н и н В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965; Копнин П. В., Гносеологические и логические основы науки, М., 1974. В. А. Лекторский.

СУБЪЕКТ в языкознании, термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантич. С., к-рые в классич. случае выражаются подлежащим; напр., "Пётр весел" ("Пётр" сочетает признаки грамматич., логич., семантич. С.). Расчленение понятия С. вызвано возможным несовпадением грамматической, логической и семантической организации предложения. Грамматический (формальный) С.- подлежащее. Логический С., или тема, соответствует отправному пункту, основе сообщения, данному. Представители психологич. направления говорили в этом случае о психологич. С., имея в виду то представление, к-рое с самого начала присутствует в сознании автора речи. В нек-рых концепциях понятия коммуникативного и логич. С. различаются. Под семантич. С. понимается слово, обозначающее носителя признака или производителя (агенса) действия. В предложении "Весело Петру" (ответ на вопрос "Кому весело?") логич. С.- "весело", семантич. С.- "Петру", грамматич. С. отсутствует.

Лит.: Пауль Г., Принципы истории языка, пер. с нем., М., 1960; Панфилов В. 3., Грамматика и логика, М.-Л., 1963; Колшанский Г. В., Логика и структура языка, М., 1965; Матезиус В., О так называемом актуальном членении предложения, в кн.: Пражский лингвистический кружок, пер. с чешек., М., 1967; Алисова Т. Б., Очерки синтаксиса итальянского языка, М., 1971; Золотова Г. А., Очерк функционального синтаксиса русского языка, М., 1973. H. Д. Арутюнова.

СУБЪЕКТ ПРАВА, лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью осуществлять права и юридические обязанности (т. е. правосубъектностью). С. п. - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них положение его имеет определённую специфику. Так, в гражд. правоотношениях граждане выступают как физич. лица, гос. органы и обществ, организации - как юрид. лица; в адм. правоотношениях С. п. выступают гос. органы, должностные лица, граждане. Признавая гражданина С. п., гос-во определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к гос-ву, его органам, другим лицам. В разных социально-экономич. формациях понятие С. п. имеет разное содержание. По рабовладельч. праву С. п. считались только свободные, объём их прав зависел от гражданства, пола, социального положения. Феод, право различало С. п. с учётом их принадлежности к тому или иному сословию. Бурж. право провозгласило всех граждан формально равными, что маскирует фактич. неравенство, обусловленное экономич. неравенством. В социалистич. странах все граждане - равноправные С. п. независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, социального происхождения, имуществ. положения. Правовой статус граждан СССР включает осн. права и обязанности, определённые Конституцией СССР. Правовой статус гос. органов, обществ, организаций как С. п. определяется в СССР их уставами и положениями в объёме, необходимом для выполнения стоящих перед ними задач. Сов. гос-во выступает субъектом федеративных правоотношений, права гос. собственности на землю, заводы, жел. дороги и т. п., правоотношений по бюджету и гос. займам, а также в отношениях с гражданами по поводу их конституционных прав и обязанностей. В междунар. праве С. п. являются государства,нек-рые междунар. организации.

СУБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества. С.- один из осн. гносеологич. источников идеализма. Сущность С.-абсолютизация активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания. Совершающееся при этом абстрагирование мышления, не сообразующееся с природой объектов, приводит в конечном счёте к отрыву от действительности, к "субъективной слепоте", агностицизму и релятивизму (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322). Представителями С. в истории философии были Дж. Беркли, Д. Юм, И. Г. Фихте; элементы С. характерны для филос. учения И. Канта. В бурж. философии 19-20 вв. С. выступает в качестве одного из осн. принципов таких идеалистич. направлений, как неокантианство, эмпириокритицизм, философия жизни, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм. Отвергая С., марксистская философия исходит из того, что активная роль субъекта в практике и познании предполагает существование диалектич. взаимосвязи субъекта и объекта и не зависящей от сознания объективной реальности и её законов. С. лежит в основе различных извращений марксизма-ленинизма. Правый ревизионизм, исходя из субъективистского понимания практики, пытается эклектически совместить принципы философии марксизма с субъективистскими филос. концепциями (напр., экзистенциализмом и прагматизмом). Ревизия марксизма-ленинизма, осуществляемая "слева", состоит в подмене его творческой теории системой субъективистски толкуемых догм, служащих обоснованием волюнтаризма. С. в политике характеризуется тем, что политич. решения принимаются на основе произвольных, ненауч. установок. Политич. С. находит своё выражение в пренебрежит. отношении к обществ, закономерностям, в вере во всесилие адм. решений. Подлинно науч. политика сочетает строгую объективность в подходе к действительности с признанием активности и инициативы масс, классов и отд. личностей, что служит гарантией против любых форм С.

СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО, конкретное право определённого лица (физич. или юридич.), т. е. закреплённая законом возможность действовать определённым образом и требовать определённых действий (или воздержания от действий) от др. лиц. Так, собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и требовать от др. лиц воздержаться от посягательства на его право. Обладатель С. п. в случае его нарушения кем-либо может прибегнуть к принудит, силе гос-ва для реализации и защиты своего права (напр., обратиться в суд). По способу защиты различают абсолютные и относительные С. п. При абсолютном С. п. владелец может требовать конкретных действий или воздержания от действий от неопределённо широкого круга лиц. Так, автору принадлежит право на неприкосновенность произведения, и он может запретить любому лицу вносить в него к.-л. дополнения, сокращения или изменения, а также требовать совершения действий, необходимых для восстановления нарушенного права. При относительном С. п. требования обладателя С. п. могут быть обращены только к конкретному лицу или кругу лиц (например, права кредитора по отношению к должнику).

СУБЪЕКТИВНЫЕ ТОНА, комбинационные тона, возникающие в слуховом аппарате человека при воздействии на него звука большой интенсивности из-за нелинейности процесса восприятия звука.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие к.-л. реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью. См. Идеализм, Солипсизм.

СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД в социологии, идеалистич. истолкование историч. познания, в основе к-рого лежит положение о детерминации историч. знания нравств. идеалом исследователя. Основоположники С. м.- народники П. Л. Лавров и H. К. Михайловский; вслед за ними идеи социологич. субъективизма развивали H. И. Кареев, С. H. Кривенко, В. Чернов. Обществ, наука, согласно представителям С. м., не может претендовать на объективную истину; она - результат субъективной группировки значимых для мыслителя фактов с точки зрения определённого нравств. идеала. С. м. связан с отрицанием способности науки дать объективное основание ценностным установкам исследователя. Поэтому, согласно представителям С. м., говорить о достоверности социального знания можно лишь в смысле соответствия или несоответствия уровню "современной науки и современных нравственных идей" (Михайловский).Основная теоретич. задача заключалась в выработке специфич. модели историч. познания, отличной от методов естеств. наук. Однако выдвижение в качестве осн. детерминанты историч. процесса необусловленности выбора, "свободы воли" индивида по существу означало переход на позиции субъективного идеализма и волюнтаризма. "...В применении к социологии,- писал В. И. Ленин,- эти идеи не могли дать ничего, кроме утопии или пустой морали..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 440). Исходя из признания объективных закономерностей, не зависящих от воли и нравств. установок исследователя, марксизм противопоставляет С. м. принципы конкретно-историч. рассмотрения обществ, явлений с позиций определённого класса, т. е. историзм и партийность социально-историч. знания.

Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956; Казаков А. П., Теория прогресса в русской социологии конца XIXвека (П. Л. Лавров, II. К. Михайловский, М. М. Ковалевский), Л., 1969; Пантин И. К., Социалистическая мысль вРоссии: переход от утопии к науке, М., 1973; Малинин В. А., Философия революционного народничества, М., 1972. И. К. Пантин.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР в истории, деятельность субъекта - масс, классов, партий, отд. людей, включающая различные уровни и формы (идеологическую, политическую, организаторскую) и направленная на изменение, развитие или сохранение объективных обществ, условий. Категория С. ф. сопредельна с категорией объективного фактора или объективных условий. Их взаимодействие раскрывает положение историч. материализма о том, что историю творят люди, народы, классы. С. ф. всегда действует в рамках объективных отношений и условий, в значит, мере являющихся кристаллизовавшейся формой предшествовавшей деятельности людей. Объективные условия определяют в целом характер, структуру и направление действий С. ф. "Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность" (Л ен и н В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 169-70). Действия С. ф. без учёта объективных условий и закономерностей их развития вступают в противоречие с жизнью, действительностью. Но неправильно все многообразные стороны, формы и черты С. ф. выводить непосредственно из объективных условий, ибо С. ф. обладает относит, самостоятельностью развития. Категория С. ф. выражает механизм воздействия людей на объективные условия, раскрывает движущие силы истории, значение практики в изменении действительности, объясняет процесс обратного влияния надстроечных, идеологич. и психологич. явлений на базис. В практич. деятельности объективная и субъективная стороны историч. процесса выступают как взаимопроникающие и взаимодействующие стороны одного и того же явления. Возрасгание роли С. ф. в истории составляет важнейшую сторону историч. процесса. В период крупных поворотов в истории С. ф. приобретает решающее значение в преобразовании обществ, отношений, если его действия соответствуют развитию объективных условий. Успех восстания, революции при наличии необходимых объективных предпосылок обусловлен С. ф., такими его сторонами, как политич. сознательность и зрелость, решимость и воля, организованность и способность класса под руководством революц. партии пойти на смелые решения и действия. В истории бывают периоды, когда объективные условия созрели для коренных изменений в обществе, а сил у прогрессивных классов недостаточно, чтобы произвести эти изменения. Тогда общество, по словам Ленина, разлагается (см. там же, т. H, с. 367). Действия консервативных и реакционных классов также тормозят развитие общества. В ходе социалистической революции и после её победы значение С. ф. в истории резко возрастает. Коммунистич. обществ, формация возникает и развивается в результате сознательной и творческой деятельности нар. масс под руководством марксистско-ленинской партии, деятельность к-рой является важнейшей составной частью С. ф. Социализм вносит коренное изменение в соотношение между сознательностью и стихийностью. "Коммунизм отличается от всех прежних движений тем, что совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения и впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 70-71).

Лит.: Ч а г и н Б. А., Ленин о роли субъективного фактора в истории, [Л.]. 1967; его же, Субъективный фактор. Структура и закономерности, М., 1968; Б р о нс к и и H., Кесарев А., Объективный и субъективный факторы истории, [Челябинск], 1965; Приписное В. И., Проблема субъективного фактора в историческом материализме, Душ., 1966; А н т о н я н М. О., Соотношение объективных условий и субъективного фактора при социализме, Ер., 1967. Б. А. Чагин.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru