Что такое субстанция « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > с > субстанция

Что такое субстанция


субстанция  Словарь Ожегова


   субстанция - денежное или натуральное пособие со стороны государства, учреждения
   Пример: Правительственные субсидии. С. из общественных фондов.

субстанция   Большая советская энциклопедия

субстанция - (лат. substantia - сущность, нечто лежащее в основе), объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутр. единства; материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определённой филос. концепции вычленяются одна С. (монизм), две С. (дуализм) или множество С. (плюрализм). В истории философии С. интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоят, существованию, как основание и центр изменений предмета, как логич. субъект. Уже в антич. философии вычленялись различные С., к-рые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду с онтологич. особенностями субстанции Аристотель выявляет и её логич. характеристики: С. как субъект, а не как предикат суждения, выразимость С. в виде и роде предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной С., но и спора о т. н. субстанциальных формах, пронизывающего всю ср.-век. философию (см. Номинализм, Реализм). В философии нового времени выделяются две линии анализа С. Первая из них, связанная с онтологич. пониманием С. как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качеств, описания субстанциальных форм и отождествления С. с формой конкретных вещей. Этой качеств, трактовке субстанции Р. Декарт противопоставлял учение о двух С.: материальной (для к-рой характерны протяжённость и количеств, измеримость) и духовной (мыслительной). Трудности дуализма в объяснении взаимоотношения С. были преодолены Б. Спинозой на основе пантеистич. монизма: для него мышление и протяжённость - не две С., а два атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых С., обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа С.-гносеологическое осмысление понятия С., его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата Дж. Локком в его анализе С. как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Дж. Беркли вообще отрицал понятие материальной С., хотя и допускал существование духовной субстанции. Д. Юм, отвергая существование как материальной, так и духовной С., видел в идее С. лишь гипотетич. ассоциацию восприятий в нек-рую целостность, присущую обыденному, а не науч. знанию. И. Кант, развивая гносеологич. анализ понятия С., указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретич. объяснения явлений. Категория С., по Канту,- "...условие возможности всякого синтетического единства восприятий, т. е. опыта..." (Соч., т. 3, М., 1964, с. 254). В отличие от недиалектич. понимания С. как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал С. как нечто, внут!ренне изменчивое (см. там же, с. 257). Этот подход был развит Г. Гегелем, к-рый выделял внутр. противоречивость С., её саморазвитие. Однако диалектич. трактовка С. как субъекта, развёртывающего своё содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него С.- ступень развития "идеи", а не бытия. Для совр. бурж. философии характерно негативное отношение к категории С. и её роли в познании, что в известной мере связано с усилением в науке внимания к изучению систем, связей и отношений. Вместе с тем в совр. естествознании сохраняется тенденция поиска единой С. ("первоматерии"), В различных течениях неопозитивизма понятие С. рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий. С одной стороны, критика понятия С. смыкается с критикой материализма, а с другой - с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (П. Дюгем) или "функциональным отношением" (Э. Кассирер). В ряде направлений совр. бурж. философии (экзистенциализме, философии обыденного языка) понятие С. рассматривается как исходный принцип натуралистич. метафизики, а его возникновение объясняется специфич. структурой европ. языков, для к-рых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия С. существует ряд направлений, к-рые сохраняют традиционную трактовку С. (неотомизм, неореализм). Нек-рые идеалистич. течения бурж. философии 20 в. стремятся выявить С. культуры и человеческого существования - ценности в неокантианстве, жизнедеятельность в философии жизни и др. Диалектико-материалистич. учение о С. было развито К. Марксом в его анализе капиталистич. произ-ва и форм стоимости (в "Капитале" абстрактный труд рассматривается как С. меновой и др. форм стоимости). С точки зрения диалектич. материализма, категория С.-одна из универсально-логич. характеристик материи как активной причины своих собств. изменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому (см. Феноменализм) отрицанию категории С. марксизм подчёркивает её необходимость для научно-теоретич. анализа действительности. Именно это требование выдвигал В. И. Ленин: "С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 142-43).

Лит.: История марксистской диалектики, М., 1971, гл. 10; И л ь е н к о в Э. В., Диалектическая логика, М., 1974; О р ы н6 е к о в М. С., Проблема субстанции в философии и науке, А.-А., 1975; H е i dm а п п К., Der Substanzbegriff von Abalard bis Spinoza, В., 1890; H ess en J., Das Substanzproblem in der Philosophie der Neuzeit, В.- Bonn, 1932. A. П. Огурцов.

СУБСТИТУЦИЯ (позднелат. substitutio, от лат. substituo - ставлю вместо, назначаю взамен) в праве, назначение в завещании запасного наследника (субститута). В сов. праве (напр., ГК РСФСР, ст. 536) такой наследник призывается к наследованию лишь в случае смерти осн. наследника до открытия наследства или при его отказе принять наследство. С. предусмотрена также законодательством ряда др. социалистич. стран (в Венгрии, Польше). В наследств, праве Польши допускается С. не только по отношению к наследнику по завещанию, но и к наследнику по закону (ст. 963 ГК).

СУБСТИТУЦИЯ ОРГАНОВ, принцип эволюционных изменений организмов, при к-ром орган, выполнявший определённую функцию у предков, исчезает у потомков и заменяется другим органом, выполняющим ту же функцию. Установлен в 1886 нем. учёным H. Клейяенбергом. Пример С. о.- замещение хорды, свойственной низшим хордовым животным, позвоночником у высших хордовых.

Лит.: СеверцовА. H., Морфологические закономерности эволюции, М.-Л., 1939.



Вернуться