Что такое судебная реформа 1864
судебная реформа 1864
Большая советская энциклопедиясудебная реформа 1864 - в России реформа суд. системы и судопроизводства; самая последовательная из бурж. реформ 60-70-х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистич. отношениями, С. р. отразила классовые интересы буржуазии. Проводилась на основе суд. уставов, принятых 20 нояб. 1864: ">'чреждение судебных установлений", уставы уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На окраинах России уставы вводились со значит, изменениями; окончательно процесс был завершён лишь к 1896.В судебных уставах отражён ряд бурж. принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности, устности и состязательности процесса, свободная оценка доказательств; выборность нек-рых суд. органов (мировых судов). Вместе с тем С. р. сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.
Были созданы две системы судов -мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражд. дела. Создавались мировые суды в городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся на мировые участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями (в столицах - гор. думами) и утверждались в должности 1-м департаментом Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в т. ч. и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената. В прибалт. губерниях, на Сев. Кавказе и в Закавказье мировые судьи не избирались, а назначались министром юстиции; в Польше в сельской местности мировых судов не было вообще, в городах мировые судьи назначались правительством .
Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты (одна на неск. суд. округов). Окр. суд рассматривал уголовные и гражд. дела, превышавшие подсудность мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершённых лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Дела о преступлениях или проступках, за к-рые законом были положены наказания, соединённые с лишением всех прав состояния или всех лично присвоенных прав и преимуществ, слушались с участием присяжных заседателей. Апелляционной инстанцией для окр. суда была суд. палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась). Верховным и кассационным судом, а также высшим органом суд. надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента - гражданский и уголовный, Сенат мог также рассматривать нек-рые дела по первой инстанции.
При окр. судах и суд. палатах состояли суд. следователи, суд. приставы, прокуратура; кроме того, при суд. палатах -совет присяжных поверенных. Суд. следователи проводили предварит, следствие под надзором прокуратуры и подчинялись окр. суду и суд. палате. Прокуратура состояла при общих судах и при Сенате (при окр. суде - прокурор окр. суда и неск. товарищей прокурора, при суд. палате - прокурор суд. палаты и его товарищи, при кассационных департаментах Сената - обер-прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал-прокурор (с 1802 им являлся министр юстиции).
С. р. имела прогрессивное значение, ибо новая суд. система заменила собой крайне раздробленную систему судов (суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где дела велись на основе инквизиционного процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция, и т. п.). Однако значение С. р. 1864 умалялось рядом положений суд. уставов: изъятием нек-рых категорий дел из компетенции суда присяжных (в т. ч. о гос. преступлениях), сохранением системы поощрений судей местной администрацией, которая представляла их к очередным чинам и орденам, и т. д.
С 70-х гг. в период реакции началось отступление от провозглашённых принципов. С. р. была подвергнута коренному пересмотру ранее др. реформ 60-х гг. В 1866 из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати; законом 19 мая
1871 были утверждены Правила о порядке действия членов корпуса жандармов по исследованию преступлений, передавшие дознание по делам о гос. преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня 1872 была принята новая редакция раздела о судопроизводстве по гос. преступлениям "Устава уголовного производства", закрепившая создание Особого присутствия правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для рассмотрения этой категории дел. Законом от 9 мая 1878 "О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям" был резко сокращён круг дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от 9 авг. 1878 и 8 апр. 1879 рассмотрение дел о гос. преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было передано воен. судам. Принятое 14 авг. 1881 "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" ещё более расширило компетенцию воен. судов и сузило круг процессуальных гарантий в общих суд. установлениях. Завершением суд. "контрреформы" явилась судебно-административная реформа 1889.
Лит.: Судебная реформа, т. 1 - 2, М., 1915; Виленский Б. В., Судебная реформа и контрреформа в России, Саратов, 1969. П. С. Грацианский.