Что такое судно
судно
Словарь Ожеговасудно - тот, кто вершит высший суд, вершитель судеб
Пример: Высший с. (о Боге).
судно
Большая советская энциклопедиясудно - корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хоз. и воен. задач, науч. исследований, водного спорта и др.Классификация С. По назначению различают С.: транспортные, промысловые, промышленно-хозяйственные, административно-служебные, военные, научно-исследовательские, судообслуживающие. Транспортные С. подразделяют на грузовые, пассажирские и грузо-пассажирские. Промысловые С. делятся на добывающие (рыболовные, китобойные, краболовные, водороследобывающие и др.), добывающе-перерабатывающие (напр., траулеры-рыбозаводы, морозильные траулеры) и суда обслуживания промысла. Промышленно-хозяйственные С. включают: промышленно-добывающие (рудодобывающие, нефтепромышленные, драги, соледобывающие снаряды и др.), подъёмномонтажные (напр., портостроительные С., плавучие краны), дноуглубительные (землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные и др.), лесопромышленные (сплоточные, лесосплавные и др.), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные и др.), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), С. связи (кабелеукладочные, кабелеремонтные, радиосвязные и др.), для очистки акваторий (нефтемусоросборщики и др.). Административно -с л уж е б н ы е С. включают инспекторские (рыбонадзорные, С. для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные С., правительственные яхты. Военные С. подразделяются на боевые корабли (см. Корабль военный), военно-транспортные и обеспечивающие (т. н. вспомогательные) суда. В число научно-исследовательских входят С. для комплексных океанич. исследований и для проведения спец. исследований (геофизических, гидробиологических и др.). К с удообслуживающим С. относятся: буксирные, перегрузочные (напр., плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабжен ческо-приёмные (бункеровщики, С.-водолеи, С. для приёма загрязнённой воды, мусора и др.), причальные (плавучие пристани, дебаркадеры), ледоколы (линейные и портовые), навигационные (гидрографические, плавучие маяки и др.), спасательные, ремонтные (плавучие мастерские, доки, дегазационные станции и др.), посыльно-разъездные (напр., лоцманские) и учебные. Отд. группу составляют спортивные суда, медико-санитарные (госпитальные, дезинфекционные и др.), оздоровительные (плавучие дома отдыха и т. п.), бытовые (плавучие общежития, гостиницы, склады и др.), культурнопросветительные (С.-музеи, С.-выставки, С.-клубы и др.).
По району плавания С. подразделяют на морские, внутреннего и смешанного плавания. Мор. С. бывают неогранич. и огранич. плавания (с установлением района эксплуатации или допустимого расстояния от берега, порта-убежища). Категорией ледовых подкреплений определяются допустимый район и возможность плавания мор. С. во льдах с ледоколом или без него. По конструктивному типу мор. С. подразделяют на полнонаборные С., допускающие приём грузов до осадки, соответствующей минимальному надводному борту, и С. с избыточным надводным бортом; разновидность последних-шельтердечные суда. С. внутр. плавания делят на 4 категории: для малых рек, больших рек, водохранилищ и крупных озёр, мор. заливов. С. смешанного мор. и внутр. плавания сочетают прочность корпуса и мореходные качества, необходимые мор. судам, с малой осадкой судов внутр. плавания.
С. бывают самоходные (с механич. двигателем, парусные, гребные) и несамоходные (буксируемые). Самоходные С. по типу энергетич. установки делят на атомные, дизельные (теплоходы), паротурбинные и газотурбинные (паро- и газотурбоходы), С. с паровой машиной (пароходы), С. с приводом гребного винта от электродвигателя - электроходы.
По принципу движения на воде различают С. плавающие (водоизмещающие), глиссирующие, на подводных крыльях и на воздушной подушке. С., способные погружаться для работы под водой, называются подводными, все остальные -надводными.
Историческая справка. В глубокой древности возникла необходимость преодолевать водные преграды и использовать реки, озёра, моря как охотничьи угодья и как удобные пути для передвижения и перевозки грузов. Вначале в качестве плавучих средств применялись древесные стволы и др. плавающие предметы. Первыми С., по-видимому, можно считать примитивные плоты из скреплённых друг с другом стволов или обломков деревьев. Связанные деревья не переворачивались в воде, на них можно было плавать достаточно долго и безопасно; плоты-катамараны из брёвен до сих пор используются во мн. странах. В течение тысячелетий на озёрах Титикака и Чад, а также в Др. Египте применялись плоты из камыша и папируса. В Ассирии для преодоления водных преград пользовались надутыми мешками из шкур животных (бурдюками); такие средства продолжают использоваться и в 20 в., например в Далмации (Югославия).
К каменному веку восходит искусство постройки лодок из древесных стволов, к-рые выдалбливали или выжигали изнутри и обтёсывали снаружи (челныоднодеревки). В сев. странах издавна применяются лёгкие и манёвренные челноки, изготовляемые из коры, на каркасе (наиболее известны берестяные каноэ индейцев Сев. Америки) или из натянутых на каркас шкур (напр., алеутские каяки). В Междуречье в 8 в. до н. э. были известны круглые лодки (корзины, обтянутые кожей или покрытые снаружи смолой); грузоподъёмность таких С. достигала 100 т. В Вост. Бенгалии делали круглые лодки-тигары из обожжённой глины.
Развивающееся судоходство требовало увеличения размеров С. На челны-однодеревки прилаживали по бокам один или неск. рядов досок, которые защищали от волн и увеличивали вместимость; так строились на терр. Вост. Европы т. н. набойные лодьи (4 в.), насады (11 в.), казацкие чайки (16 в.), астраханские бударки (19 в.). Однако только конструирование С. из деревянных частей с отд. каркасом (т. н. набором) и обшивкой позволило значительно увеличить их размеры; при этом стало возможным изменять форму корпуса и соотношения главных размерений С., улучшая их мореходность. В Др. Египте в 3-м тыс. до н. э. строили С. из пригнанных, проконопаченных и просмолённых по швам кусков дерева, образующих обшивку и набор.
С. финикийцев уже в 10 в. до н. э. имели осн. элементы конструкции совр. . С. (киль, шпангоуты, штевни, наружную обшивку); деревянные внутр. крепления сделали ненужными обычные для египетских С. натяжные сооружения из канатов и балок, укрепляемые над палубой и вдоль бортов. Обшивка С. выполнялась из досок, сначала тёсаных, а затем пилёных. Отд. части обшивки и деревянного набора скреплялись деревянными гвоздями, шипами, а впоследствии - медными и железными скобами и гвоздями.
Первые плавучие средства передвигались по течению или с помощью простейших судовых движителей - шестов и вёсел. Паруса были известны с 3-го тыс. до н. э., они изготовлялись из шкур, тростниковых циновок, деревянных планок. Долгое время паруса выполняли вспомогат. роль, их ставили только при попутном ветре, а при безветрии С. двигались и маневрировали с помощью вёсел. Вёсла на гребных судах располагали по всей длине С. в 1, 2 и 3 яруса (напр., римские униремы, биремы, триремы), каждое весло обслуживало до 10 гребцов. В 7 в. появились универсальные гребные С.- галеры, а в 16 в. более крупные галеасы, на к-рых уже значит, роль играли паруса. Узкие и манёвренные гребные С. использовались ещё в 18 в., гл. обр. в качестве воен. кораблей (см. Военно-морской флот, Гребной флот). На широких и вместительных грузовых С. более эффективным движителем был парус. Чисто парусные С. появились в 10-13 вв в Средиземноморье, Скандинавии, Китае. С развитием техники управления парусами и лавирования С. получили возможность двигаться и против ветра, меняя галсы. Для управления гребными и парусными С. использовали широкие рулевые вёсла (с одного или обоих бортов) или одно рулевое весло в кормовой части, где впоследствии был установлен руль. С 12-13 вв. в Зап. Европе строились пригодные для океанских плаваний нефы, каравеллы и другие парусные суда. Наивысшего развития парусные суда достигли во 2-й пол. 19 в.; длина их составляла 90 м, шир. 15-17 м, грузоподъёмность 5 тыс. т, скорость 33 км/ч и более (см. также Парусный флот).
Для предохранения деревянной подводной части С. от разрушения финикийцы обшивали её металлом (свинцовыми пластинами), с нач. 18 в. ниж. часть корпуса покрывали тонкими медными листами. Предложения применять в судостроении железо вместо дерева относятся к сер. 17 в., но только в 1787 англичанин Дж. Уилкинсон построил первое железное С. дл. 21,5 м. Со 2-й пол. 19 в. железо как судостроит. материал начало уступать место более прочной стали. Изготовление корпусов С. целиком из металла позволило увеличить их прочность и уменьшило относит, массу (по отношению к водоизмещению). Корпуса крупных стальных С. стали разделять на водонепроницаемые отсеки, устраивать двойное дно, что повысило их безопасность. Переход от клёпки к сварке ещё более повысил прочность, надёжность и долговечность С.
В 18 в. делались попытки использовать для движения С. энергию пара. Первый речной деревянный пароход "Клермонт" с паровой машиной в качестве гл. судового двигателя и гребными колёсами по бортам был построен в 1807 в США Р. Фултоном. В России в 1815 регулярные рейсы между Кронштадтом и Петербургом стало совершать деревянное паровое С. "Елизавета". Колёсный пароход из железа "Вулкан" был спущен со стапелей в 1818 в Великобритании. В 1-й пол. 19 в. на морских пароходах стали устанавливать гребные винты, которые на волнении оказались значительно эффективнее гребных колёс. На рубеже 19 и 20 вв. в качестве судовых двигателей начали использовать паровые турбины (в 1894 в Великобритании был построен турбоход "Турбиния") и двигатели внутр. сгорания (в 1903 в России был спущен на воду дизель-электроход "Вандал"). К сер. 20 в. появились С. с энергетич. установками, работающими на ядерном топливе (см. Лтомнъш флот, Атомный ледокол "Ленин").
Устройство и типы С. Важнейшая характеристика С.- его эксплуатац. качества, которые численно выражают эксплуатационно-технические характеристики, или тактико-технические данные: скорость, район и дальность плавания, автономность, энерговооружённость, уровень автоматизации производственных процессов, надёжность, ремонтопригодность, обитаемость и другие, а для транспортных -также грузоподъёмность, грузо- и пассажировместимость, регистровая вместимость и приспособленность к грузовым операциям (для грузовых С.). Специфич. свойства С. как плавучих сооружений -т. н. мореходные качества (плавучесть, остойчивость, качка, ходкость, управляемость, непотопляемость). Учёт этих свойств при создании С. связан с выполнением комплекса н.-и. и конструкторских работ (обоснование технико-эксплуатац. требований, проектирование, модельные испытания).
При создании С. используются: теория проектирования С., теория корабля, строительная механика корабля, теория судовых механизмов и машин, технология постройки, экономика судостроительного произ-ва, а также действующие правила постройки, определяемые классификационными обществами, и т. д. Обоснование и создание нового судна длится неск. лет.
Важнейшие технико-эксплуатац. характеристики С. определяются осн. элементами: главными размерениями (длиной, шириной, высотой борта на середине длины С. и т. д.), дедвейтом, водоизмещением, типом и мощностью гл. двигателей, вместимостью. Самоходное С. состоит из корпуса с надстройками и рубками, судовых устройств и систем, энергетической установки с движителями, навигационного оборудования, средств связи. Корпус судна разделяется палубами, поперечными и продольными переборками на отсеки, в к-рых располагают энергетич. установки, трюмы, твиндеки и т. д. На мор. С. междудонное пространство в корпусе используется для хранения топлива п пресной воды, а также водяного балласта. Корпуса С. изготовляются из стали, лёгких сплавов, дерева, железобетона, пластмасс и др. конструкционных материалов. Надстройки п рубки размещаются на верх, палубе и содержат каюты для экипажа и пассажиров, обществ., хоз. п служебные помещения.
В рубках (рулевой, штурманской и радиорубке) устанавливаются навигац. оборудование и судовые средства связи, сигнализации и управления, обеспечивающие безопасное плавание С., определение его местоположения, связь с берегом и т. д.
Внеш. форма и принципиальная компоновка определяют архитектурно-конструктивный тип С., в частности его характеризуют: форма носовых и кормовых обводов (см. Корма, Нос), размеры и расположение надстроек судовых и рубок, продольная погибь верх, палубы (седловатость), место расположения энергетической установки, число палуб и трюмов, число и размеры грузовых люков, бортовых, носовых и кормовых портов.
Судовые устройства и судовые системы обеспечивают безопасную эксплуатацию С. и сохранность перевозимых грузов, комфортабельные условия для экипажа и пассажиров. Энергетич. установка состоит из гл. и вспомогат. механизмов и аппаратов и предназначена для обеспечения движения С., снабжения электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом судовых механизмов, устройств и систем, а также средств управления. Наибольшее распространение получили дизельные энергетич. установки. Автоматизированные энергетические установки работают без постоянной вахты в машинном отделении; управление и контроль за работой ведётся дистанционно, в т. ч. из рулевой рубки. Основной тип применяемых на С. движителей - гребные винты.
Развитие С. идёт по пути их универсализации и специализации, причём специализация, например трансп. С., обусловливается не только видом перевозимого груза, но и технологией его перегрузки. Напр., сухогрузные суда в целях сокращения времени и ликвидации ручного труда при погрузке и выгрузке, удобной укладки грузов строятся с большим раскрытием трюмов, с грузовыми устройствами или без них; С. универсального назначения - с 1-3 грузовыми люками по ширине С., с кранами грузоподъёмностью ок. 25-30т. Широкое развитие получили С. для перевозки пакетов или контейнеров с унифицированными размерами - контейнеровозы, трейлерные суда и др. Принципиально новый вид трансп. С.- лихтеровозы, перевозящие лихтеры (плавучие контейнеры с одним трюмом грузоподъёмностью до 1000 т). Лихтеровозы бывают одно- и трёхпалубные, двухкорпусные; снабжаются мощными грузоподъёмниками. Самые крупные из сухогрузных С.- С. для перевозки навалочных и насыпных грузов. Среди них универсальные навалочники и узкоспециализированные рудовозы, цементовозы, углевозы. Жидкие грузы наливом (нефть, жидкое топливо, смазочные масла, сжиженные газы и т. п.) перевозят в танкерах, наибольшие из к-рых по размерам превосходят все др. С.
Получают применение составные С. для транспортировки навалочных грузов, леса, нефти и др. в прибрежном и океанском плавании. Грузоподъёмность составных С. 5-50 тыс. т, скорость до 30 км/ч, мощность гл. двигателей достигает 10 Мет. Составное С. включает грузовую и энергетическую секции с жёстким или гибким счальным устройством. Грузовая секция-несамоходная баржа с якорным, швартовным, а иногда и грузовым устройством, балластно-осущит. системой; управление устройствами и системами - дистанционное (с энергетич. секции).
Совр. пассажирские С., игравшие до сер. 20 в. большую роль в перевозке пассажиров на дальние расстояния (напр., из Зап. Европы в Австралию), используются гл. обр. для многодневных турпстич. рейсов (круизов), кратковременных прогулок и местного сообщения. Турпстич. С.- комфортабельные и, как правило, крупные С., рассчитанные на неск. сотен пассажиров. С. местного сообщения отличаются быстроходностью, многие пз них - суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке.
Повышение провозоспособности С. достигается в первую очередь увеличением их грузоподъёмности и скорости, обусловливаемым интенсификацией обработки судов в портах, снижением удельных эксплуатационных расходов и пр. Наиболее быстро растёт грузоподъёмность С. для перевозки массовых грузов (нефти, сжиженных газов, руды, удобрений и др.), увеличение размеров танкеров и навалочных судов ограничивается глубинами в портах, каналах и проливах. Снижение энергозатрат обеспечивается совершенствованием обводов, движительно-рулевого комплекса и энергетич. установки. Весьма интенсивный рост производительности грузовых операций обусловлен значит, повышением грузоподъёмности и скорости контейнеровозов, лихтеровозов и С. с горизонтальным способом грузовых операций. К 70-м гг. 20 в. для водоизмещающих судов почти достигнут рациональный предел скорости. Наибольшие перспективы роста скорости (до 100-200 км/ч) у С. на подводных крыльях и воздушной подушке. Характеристики некоторых судов осн. типов см. в таблице.
Характеристики основных типов судов
Название | Флаг | Назначение | Водоизмещение, т | Вместимость | Грузоподъёмность, т | Главные размерения, м | Энергетическая установка | Скорость, км/ч | ||||||
длина | ширина | высота борта | осадка | тип | мощность, Мвт | |||||||||
Сухогрузные суда | ||||||||||||||
"50 лет Советской власти" | СССР | Грузовое судно смешанного плавания | 4100 | 4297 м3 | 2700 | 110,5 | 13 | 5,5 | 3,5 | Дизельная | 0,97 | 19,8 | ||
"Волго-Дон" | СССР | Речное сухогрузное судно | 6755 | 6370 м3 | 5300 | 135 | 16,5 | 5,5 | 3,5 | -"- | 1,47 | 21 | ||
"Сахалин" | СССР | Морской железнодорожный паром | 7740 | 26 грузовых вагонов | 2000 | 116,4 | 19,5 | 8,8 | 6,2 | Дизель-электри- | 11,47 | 30,5 | ||
"Николай Коперник" | СССР | Морское рефрижераторное судно | 10710 | 8160 м3 | 4165 | 139,8 | 18 | 11,5 | 7,8 | ческая Дизельная | 9,72 | 37 | ||
"Перекоп" | СССР | Сухогрузное судно универсального назначения | 18030 | 18200 м3 | 11680 | 140 | 20,6 | 12,3 | 9,1 | -"- | 5,51 | 28,7 | ||
"Николай Новиков" | СССР | Морской лесовоз-дакетовоз | 19730 | 17210 м3 | 9580 | 140 | 21 | 11,6 | 8,5 | -"- | 7,06 | 28,3 | ||
"Григорий Алексеев" | СССР | Морской щеповоз | 23300 | 40000 м3 | 15700 | 158 | 24,6 | 16,4 | 7,9 | -"- | 6,1 | 27,8 | ||
"Атлантик Сага" | Швеция | Морское судно с горизонтальным способом грузовых операций | 27600 | 45760 м3 | 14000 | 183 | 27,43 | 19,3 | 9,04 | -"- | 14,57 | 38,4 | ||
"Маклейн" | США | Морской контейнеровоз | 50550 | 1940 контейнеров длиной 6,1 М | 16140 | 267,6 | 32,2 | 20,9 | 10,4 | Паротурбинная | 88,2 | 61,1 | ||
"Акадия Форест" | США | Морской лихтеровоз | 60000 | 83 лихтера | 28000 | 234 | 32,5 | 18,3 | 11,25 | Дизельная | 19 | 37 | ||
"Зоя Космодемьянская" | СССР | Морской навалочник | 62850 | 62900 м3 | 47240 | 201 | 31,8 | 16,8 | 11,7 | -"- | 11,17 | 27,6 | ||
Наливные суда | | | ||||||||||||
"Волго-нефть" | СССР | Речной танкер | 6400 | - | 5300 | 128,6 | 16,5 | 5,5 | 3,52 | Дизельная | 1,47 | 19,5 | ||
"Маршал Будённый" | СССР | Морской навалочник-танкер | 127260 | 102375 м3 | 99650 | 236 | 38,7 | 22 | 16 | -"- | 17 | 27,8 | ||
"Крым" | СССР | Морской танкер | 181200 | 183000 м3 | 143500 | 277 | 45 | 25,4 | 17 | Паротурбинная | 22,05 | 31,5 | ||
"Глобтик Токио" | Великобритания | Морской танкер | 555000 | 585000 м3 | 483600 | 360 | 62 | 36 | 28 | -"- | 33,1 | 28,9 | ||
Пассажирские суда | | | ||||||||||||
"Чайка" | СССР | Морское пассажирское судно на воздушной подушке | 39,3 | 80 пассажиров | - | 23,5 | 6 | 2,2 | 1,13/0,6 | Дизельная | 0,88 | 55,5 | ||
"Комета" | СССР | Морское пассажирское судно на подводных крыльях | 58,3 | 118 пассажиров | | 35,1 | 9,6 | 7,8 | 3,2/1,4 | -"- | 1,76 | 59,2 | ||
"Советский Союз" | СССР | Речное пассажирское судно | 2385 | 468 каютных пассажиров | 1200 | 116 | 12,4 | 5 | 2,3 | -"- | 1,98 | 26 | ||
"Сонг оф Норвей" | Норвегия | Круизное пассажирское судно | 11800 | 870 каютных пассажиров | - | 137,3 | 24 | 14,2 | 6,3 | -"- | 13,2 | 38,9 | ||
"Белоруссия" | СССР | Морской автомобильно-пассажирский паром | 15100 | 500 каютных пассажиров и 250 легковых автомобилей | 600 | 134 | 21,8 | 16,3 | 6,5 | -"- | 13,25 | 38,9 | ||
"Иван Франко" | СССР | Морское пассажирское судно | 19600 | 750 каютных пассажиров | 1837 | 155 | 23,6 | 13,5 | 8,47 | -"- | 15,4 | 37,6 | ||
Суда различного назначения | | | ||||||||||||
"Север" | СССР | Рыболовный траулер | 2520 | 1040 м3 | 435 | 64 | 13,1 | 8,2 | 5,0 | Дизель-электрическая | 2,1 | 24,6 | ||
"Богатырь" | СССР | Морской самоходный плавучий кран | 3195 | - | 300 | 54,7 | 25,2 | 4,5 | 2,78 | Дизельная | 1,4 | 10,2 | ||
"Профессор Щёголев" | СССР | Учебное судно | 10000 | 176 курсантов | 5700 | 112 | 17 | _ | 7,36 | -"- | 3,68 | 27,8 | ||
"Академик Сергей Королёв" | СССР | Научно-исследовательское судно | 21465 | - | - | 167 | 25 | 13,2 | 7,9 | -"- | 8,83 | 32,4 | ||
"Арктика" | СССР | Полярный ледокол | 23440 | - | - | 136 | 28 | 17,2 | 11 | Атомная | 55,1 | 33,3 | ||
Илл. см. на вклейке, табл. VI, VII (стр. 128-129).
Лит.: Рябчиков П. А., Морские суда, М., 1959; Шершов А. П., К истории военного кораблестроения, М. - Л., 1952. Э. Г. Логвинович, Л. Г. Соколов.
Правовые вопросы. В совр. междунар. праве установился принцип свободы мореплавания в открытом море. Каждое С. должно плавать под флагом к.-л. гос-ва, подтверждающим его национальность и указывающим, законам какого гос-ва оно подчиняется. Условия предоставления права плавания под своим флагом, регистрации судов и др. организац. вопросы устанавливаются нац. законодательством каждой страны.
Сов. законодательство рассматривает С. как соответствующим образом организованную и управляемую производств, единицу (т. е. коллектив людей, возглавляемый капитаном). Все сов. С. находятся в собственности либо гос-ва, либо колхозов и иных обществ, орг-ций. В личной собственности граждан могут находиться суда вместимостью не более 10 регистровых т (прогулочные катера и т. д.). На С., находящиеся в собственности гос-ва, не может налагаться арест, обращаться взыскание, в т. ч. в связи с исполнением суд. решений, без согласия Сов. Мин. СССР. Все сов. С. плавают под флагом СССР. Предварительно они должны быть зарегистрированы в регистре СССР и быть приписаны к определённому мор. торг, или рыбному порту. Каждое С. должно иметь судовые документы: мерительное свидетельство, свидетельство о праве собственности, свидетельство на право плавания под флагом СССР, свидетельство о годности к плаванию и др. Перечень документов определяется рядом междунар. конвенций, участником к-рых является СССР. Каждому С. регистр СССР присваивает определённый класс, что подтверждается спец. классификационным свидетельством (см. Классификационное общество).
При нахождении в открытом море и в территориальных водах и портах иностр. гос-в С., плавающие под флагом СССР, рассматриваются как часть терр. СССР (т. н. плавучая территория), пользуются иммунитетом как имущество сов. гос-ва, к-рое согласно принципам совр. междунар. права не может быть подвергнуто отчуждению, аресту, задержано без согласия СССР. См. также Иммунитет государства, Морское право.