Что такое судно на подводных крыльях
судно на подводных крыльях
Большая советская энциклопедиясудно на подводных крыльях - судно, корпус к-рого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погружёнными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан в России в 1891, однако применяться эти суда стали со 2-й пол. 20 в. Теоретич. основы движения С. на п. к. разработаны сов. учёными М. В. Келдышем, М. А. Лаврентьевым, H. Е. Кочиным, А. И. Владимировым и др.Неподвижное С. на п. к. удерживается на воде силами плавучести (водоизмещающее положение). При достижении судном определ. скорости корпус его поднимается над водой (выход на крылья). Это уменьшает поверхность соприкосновения судна с водой (в воде находятся лишь крылья, их стойки, рули, гребные валы и винты), сопротивление воды движению снижается и при одинаковых удельных энергозатратах С. на п. к. удаётся развить более высокую скорость по сравнению с водоизмещающими или глиссирующими судами (см. Глиссер). Устойчивое движение С. на п. к. после выхода на крылья, а также продольная и поперечная остойчивость достигаются автоматич. изменением площади или глубины погружения крыльев (неподвижные крылья) либо угла атаки крыльев (управляемые крылья). С. на п. к. с неподвижными малопогружёнными крыльями (не пересекающими поверхность воды) применяются гл. обр. на реках, в условиях мор. волнения более выгодны пересекающие поверхность воды глубоко погружённые дугообразные или V-образные крылья. Всё большее распространение на море находят С. на п. к. с управляемыми крыльями, снабжённые устройством слежения за профилем встречных волн для автоматич. регулирования угла атаки крыльев.
С. на п. к. используются для перевозки пассажиров и небольших срочных грузов, в военных (торпедные и ракетные катера) и служебных целях (охранные и посыльные суда). Корпус С. на п. к. обычно изготавливают из лёгких сплавов, крылья -из нержавеющей стали; энергетич. установки - двигатели внутр. сгорания, газовые турбины; движитель - гребной винт. С. на п. к. достигает скорости 80-100 км/ч и более. Обычное оборудование пассажирских помещений С. на п. к.-мягкие кресла авиационного типа.
Первое в СССР С. на п. к. типа "Ракета" на 66 мест было построено в 1957; судостроит. пром-стью СССР сооружаются (1976) как речные, так и мор. С. на п. к., рассчитанные на 150-250 пассажиров.
Лит.: Муругов В. С., Яременко О. В., Морские суда на подводных крыльях, М., 1962; Зайцев H. А., М а ск а л и к А. И., Отечественные суда на подводных крыльях, 2 изд., Л., 1967. Э. Г. Логвинович.