Что такое судно на воздушной подушке
судно на воздушной подушке
Большая советская энциклопедиясудно на воздушной подушке - парящее судно, судно, к-рое приподнимается над поверхностью воды нагнетаемым под днищем воздухом, благодаря чему уменьшается сопротивление движению судна. Конструкцию судна, скользящего по слою сжатого воздуха между его днищем и водой, предложил в 1716 швед, учёный Э. Сведенборг; одно из первых С. на в. п.- торпедный катер для австрийского военно-мор. флота -построено в 1916. Теоретич. обоснование принципа движения на воздушной подушке было выполнено К. Э. Циолковским (1927). Первое сов. С. на в. п., разработанное под рук. проф. В. И. Левкова, прошло испытания в 1934-35 при движении над водой, снегом и землёй. Практическое использование С. на в. п. началось с сер. 60-х гг. в воен. флоте и для пассажирских перевозок.Различают С. на в. п. с центральной подачей воздуха под куполообразное днище от вентилятора (камерная схема) и с расположением подающих воздух отверстий по периметру днища (сопловая схема). Устойчивое движение парящего С. на в. п. на волнении достигается удержанием воздушной подушки под днищем, что предотвращает динамич. крен и дифферент. У С. на в. п. с полным отрывом от воды возд. подушка ограждается по периметру гибкими элементами (напр., секционированными полотнищами); движителями на таких судах служат воздушные винты и воздушно-реактивные двигатели; скорость судов 100-150 км/ч. С. на в. п. с постоянно погружёнными в воду боковыми гибкими или жёсткими ограждениями возд. подушки развивают скорость 60-100 км/ч; на них используются гребные винты, и водомётные движители.
С. на в. п. применяются для перевозки пассажиров и автомобилей (паромы), в качестве военно-десантных судов и т. п. Лит.: Основы теории судов на воздушной подушке, Л., 1970; Злобин Г. П., Симонов Ю. А., Суда на воздушной подушке, Л., 1971. Э. Г. Логвинович.