Что такое судостроение
судостроение
Словарь Ожеговасудостроение - рабочий, занимающийся сборкой корпуса судна 2 на судоверфи
судостроение
Большая советская энциклопедиясудостроение - отрасль тяжёлой пром-сти, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значит, размеров. Развитое С. существовало в Др. Египте, в Финикии, Др. Китае. В ср. века суда в значит, кол-вах строились в Византии, в гос-вах Средиземноморья и Сев. Европы, в Др. Руси. В 15-16 вв. С. начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее - в Англии, Нидерландах, Франции и др. странах.Приёмы постройки судов относительно мало менялись до нач. 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо дерева стал применяться металл, а вместо парусов - механич. двигатели (паровые машины). Переход к постройке стальных судов и к применению механич. двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал создания расчётных методов проверки прочности, ходкости и др. качеств создаваемых судов, а также разработки новых технологич. процессов. Существенные изменения в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й пол. 20 в. электросварки, заменившей применявшуюся до этого клёпку корпусных конструкций, а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.
Судостроит. пром-сть включает судостроит. з-ды (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом они обычно принадлежат заводам), науч. организации, располагающие опытовыми бассейнами, кавитац. трубами и др. оборудованием для проведения исследований в области С. В.СССР в состав судостроит. пром-сти входят также машино- и приборостроит. предприятия.
Совр. судно - одно из наиболее сложных инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей корпуса, а также единиц энергетич., электронного и др. оборудования). При его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто предъявляются противоречивые требования, из-за чего технич. решения, улучшающие одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20-25 лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности к-рых должны быть учтены при его проектировании. Всё это предопределяет сложность, большую трудоёмкость и значит, длительность проектных и проектно-технологич. работ, в ходе к-рых получается и фиксируется информация, необходимая для постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоёмкости и длительности в ряде стран (в т. ч. и в СССР) создаются системы автоматизир. выполнения работ с помощью ЭВМ.
Постройка совр. стального судна включает подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса, осуществляемую преим. на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отд. корпусных конструкций, изготовление в цехах предварит, сборки секций и блоков массой до 600 т (на нек-рых заводах - св. 1000 т), монтаж ксрпуса из секций и блоков, спуск судна на воду, насыщение его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования и судна в целом. Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в строит, доках или на наклонных продольных стапелях. Суда малых и средних размеров часто строятся на слипах. На ряде предприятий серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из к-рых выполняется определённый объём сборочных, монтажных и др. работ. С целью ускорения процесса постройки судов значит, объём монтажных работ осуществляется при предварит, сборке путём насыщения секций и блоков механизмами, устройствами и др. комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных цехах, а не на достраиваемом судне.
Особые технологич. процессы применяются при изготовлении отд. конструкций (напр., надстроек) или корпусов целиком из лёгких сплавов, железобетона, пластмасс. Из-за широкой номенклатуры используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно небольшой потребности во многих из них для С. характерна развитая кооперация (в том числе международная) со многими отраслями промышленности, а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных типов - специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С. характеризуется высокой концентрацией в небольшом числе стран: ок. половины валовой вместимости построенных в мире судов в 1965-75 дала Япония, а общая доля 10 стран с наиболее развитым С. превышает 80% (по валовой вместимости) мирового объёма стр-ва судов (см. табл.). Во мн. странах суда строятся гл. обр. на экспорт; напр., в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов, в ФРГ и Японии - по 65%, в Швеции - 70% (по валовой вместимости всех построенных в этих странах судов). Развитое С., ориентирующееся на экспортные заказы, создается в ряде стран, располагающих избытком дешёвой рабочей силы (Бразилия, Греция, Сингапур, Юж. Корея).
Трансп. С. развито в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ; в капиталистич. странах-в Японии, Швеции, ФРГ, Испании, Франции, Великобритании. Плавучие средства для освоения океана, напр, буровые платформы, строятся гл. обр. в США, Норвегии, Великобритании. По промысловому С. среди социалистич. стран ведущее место занимают СССР, ПНР, ГДР; среди капиталистических - Япония. Речное С. наиболее развито в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистич. странах-в США.
Боевые корабли и вспомогат. суда ВМФ в капиталистич. мире наиболее интенсивно строятся в США, Франции, Великобритании. В России С. как отрасль пром-сти зародилось на рубеже 17 и 18 вв.; сооружались гл. обр. корабли военные, однако именно на русских верфях были созданы первые: ледокол ("Пайлот", 1864), суда с гл. двигателями внутреннего сгорания (речное - "Вандал", 1903; морское -"Дело", 1908).
В годы Сов. власти работа судостроит. з-дов была возобновлена после Гражданской войны и преодоления хозяйственной разрухи в сер. 20-х гг. В последующее десятилетие была освоена постройка лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров. Перед 2-й мировой войной 1939-45 в СССР было построено значительное количество торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок; после Великой Отечеств, войны 1941-45 - неск. больших (в ряде случаев насчитывающих мн. десятки судов) серий танкеров, лесовозов, грузовых судов ледового плавания, ср. и больших траулеров, плавучих рыбозаводов.Судостроит. з-дами (Балтийский з-д и Адмиралтейское объединение в Ленинграде, з-д "Красное Сормово" в Горьком, Черноморский з-д в Николаеве, Херсонский судостроит. з-д и др.) были созданы, а затем впервые строились крупными сериями суда смешанного плавания, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, скоростные речные и мор. суда на подводных крыльях и др. На сов. з-дах построены: первое в мире невоенное судно с атомной энергетич. установкой -ледокол "Ленин" (1959); крупнейшее н.-и. судно "Космонавт Юрий Гагарин" (1971), мощнейший атомный ледокол "Арктика" (1974). Ведётся постройка контейнерных судов и судов с горизонтальной погрузкой, больших танкеров и навалочников, добывающе-перерабатывающих промысловых судов для ведения промысла на больших глубинах и т. д. Нек-рые суда в СССР покупаются зарубежными судоходными компаниями и судовладельцами. В. С. Дорин.
Постройка судов в 197 0-7 5 (учтены суда валовой вместимостью более 100 peг. т)
Страна | Количество судов | Валовая вместимость, млн. peг. т | ||||||||||||
1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | ||||
Япония | 1037 | 992 | 885 | 1080 | 1045 | 930 | 10,100 | 11,132 | 12,857 | 14,751 | 16,894 | 16,991 | ||
Швеция | 3 9 | 42 | 42 | 39 | 40 | 47 | 1,539 | 1,863 | 2,028 | 2,290 | 2,181 | 2,188 | ||
ФРГ | 184 | 178 | 148 | 134 | 128 | 164 | 1,317 | 1,968 | 1,389 | 1,926 | 2,142 | 2,499 | ||
Испания | 130 | 161 | 161 | 202 | 230 | 210 | 0,649 | 0,830 | 1,083 | 1,319 | 1,561 | 1,593 | ||
Великобритания | 139 | 122 | 1 30 | 119 | 116 | 114 | 1,327 | 1,233 | 1,197 | 1,067 | 1,198 | 1,170 | ||
Франция | 131 | 70 | 60 | 56 | 54 | 59 | 0,859 | 1,086 | 1,030 | 1,170 | 1,046 | 1,150 | ||
Норвегия | 115 | 121 | 125 | 127 | 129 | 138 | 0,702 | 0,884 | 0,825 | 0,984 | 0,964 | 1,052 | ||
Нидерланды | 101 | 107 | 112 | 123 | 127 | 143 | 0,632 | 0,572 | 0,750 | 0,852 | 0,942 | 1,028 | ||
Дания | 52 | 56 | 62 | 59 | 63 | 58 | 0,518 | 0,728 | 0,952 | 1,004 | 1,076 | 0,969 | ||
Италия | 48 | 66 | 58 | 51 | 54 | 41 | 0,546 | 0,872 | 0,902 | 0,837 | 0,953 | 0,792 | ||
Всего в мире | 2814 | 2917 | 2776 | 2999 | 2949 | 2730 | 20,980 | 24,388 | 26,749 | 30,409 | 33,541 | 34,203 | ||
"СУДОСТРОЕНИЕ", центральное научно-технич. издательство в системе Гос. комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Ленинграде. Образовано в 1940 под назв. Судпромгиз, с 1934 существовало как гл. редакция судостроит. лит-ры Объединения научно-технич. изд-в (ОНТИ), в 1939-40 входило в состав изд-ва Оборонгиз. Выпускает науч., производств.-технич. и научно-популярную лит-ру по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению и приборостроению. Среди книг, выпущенных издательством,- труды А. H. Крылова, В. Л. Поздюнина, Ю. А. Шиманского, В. В. Новожилова, П. Ф. Папковича, И. Г. Бубнова и др., серии книг по автоматизации проектирования судов, перспективам судостроения, освоению гидрокосмоса и др. "С." издаёт ежемесячный науч.-технич. и производств, журнал "Судостроение", научно-популярный и спортивный периодич. сборник "Катера и яхты". В 1974 объём издательской продукции составил (вместе с журналами ) 29 млн. печатных листов-оттисков.