Что такое судостроение « « Что Такое - Сборник словарей
сделать стартовой  |  добавить в избранное

referatnazakaz.ru

Словари, энциклопедии



Pridi.Ru - Лучшие знакомства


Что Такое >  > с > судостроение

Что такое судостроение


судостроение  Словарь Ожегова


   судостроение - рабочий, занимающийся сборкой корпуса судна 2 на судоверфи
   

судостроение   Большая советская энциклопедия

судостроение - отрасль тяжёлой пром-сти, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значит, размеров. Развитое С. существовало в Др. Египте, в Финикии, Др. Китае. В ср. века суда в значит, кол-вах строились в Византии, в гос-вах Средиземноморья и Сев. Европы, в Др. Руси. В 15-16 вв. С. начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее - в Англии, Нидерландах, Франции и др. странах.

Приёмы постройки судов относительно мало менялись до нач. 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо дерева стал применяться металл, а вместо парусов - механич. двигатели (паровые машины). Переход к постройке стальных судов и к применению механич. двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал создания расчётных методов проверки прочности, ходкости и др. качеств создаваемых судов, а также разработки новых технологич. процессов. Существенные изменения в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й пол. 20 в. электросварки, заменившей применявшуюся до этого клёпку корпусных конструкций, а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.

Судостроит. пром-сть включает судостроит. з-ды (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом они обычно принадлежат заводам), науч. организации, располагающие опытовыми бассейнами, кавитац. трубами и др. оборудованием для проведения исследований в области С. В.СССР в состав судостроит. пром-сти входят также машино- и приборостроит. предприятия.

Совр. судно - одно из наиболее сложных инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей корпуса, а также единиц энергетич., электронного и др. оборудования). При его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто предъявляются противоречивые требования, из-за чего технич. решения, улучшающие одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20-25 лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности к-рых должны быть учтены при его проектировании. Всё это предопределяет сложность, большую трудоёмкость и значит, длительность проектных и проектно-технологич. работ, в ходе к-рых получается и фиксируется информация, необходимая для постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоёмкости и длительности в ряде стран (в т. ч. и в СССР) создаются системы автоматизир. выполнения работ с помощью ЭВМ.

Постройка совр. стального судна включает подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса, осуществляемую преим. на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отд. корпусных конструкций, изготовление в цехах предварит, сборки секций и блоков массой до 600 т (на нек-рых заводах - св. 1000 т), монтаж ксрпуса из секций и блоков, спуск судна на воду, насыщение его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования и судна в целом. Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в строит, доках или на наклонных продольных стапелях. Суда малых и средних размеров часто строятся на слипах. На ряде предприятий серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из к-рых выполняется определённый объём сборочных, монтажных и др. работ. С целью ускорения процесса постройки судов значит, объём монтажных работ осуществляется при предварит, сборке путём насыщения секций и блоков механизмами, устройствами и др. комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных цехах, а не на достраиваемом судне.

Особые технологич. процессы применяются при изготовлении отд. конструкций (напр., надстроек) или корпусов целиком из лёгких сплавов, железобетона, пластмасс. Из-за широкой номенклатуры используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно небольшой потребности во многих из них для С. характерна развитая кооперация (в том числе международная) со многими отраслями промышленности, а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных типов - специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С. характеризуется высокой концентрацией в небольшом числе стран: ок. половины валовой вместимости построенных в мире судов в 1965-75 дала Япония, а общая доля 10 стран с наиболее развитым С. превышает 80% (по валовой вместимости) мирового объёма стр-ва судов (см. табл.). Во мн. странах суда строятся гл. обр. на экспорт; напр., в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов, в ФРГ и Японии - по 65%, в Швеции - 70% (по валовой вместимости всех построенных в этих странах судов). Развитое С., ориентирующееся на экспортные заказы, создается в ряде стран, располагающих избытком дешёвой рабочей силы (Бразилия, Греция, Сингапур, Юж. Корея).

Трансп. С. развито в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ; в капиталистич. странах-в Японии, Швеции, ФРГ, Испании, Франции, Великобритании. Плавучие средства для освоения океана, напр, буровые платформы, строятся гл. обр. в США, Норвегии, Великобритании. По промысловому С. среди социалистич. стран ведущее место занимают СССР, ПНР, ГДР; среди капиталистических - Япония. Речное С. наиболее развито в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистич. странах-в США.

Боевые корабли и вспомогат. суда ВМФ в капиталистич. мире наиболее интенсивно строятся в США, Франции, Великобритании. В России С. как отрасль пром-сти зародилось на рубеже 17 и 18 вв.; сооружались гл. обр. корабли военные, однако именно на русских верфях были созданы первые: ледокол ("Пайлот", 1864), суда с гл. двигателями внутреннего сгорания (речное - "Вандал", 1903; морское -"Дело", 1908).

В годы Сов. власти работа судостроит. з-дов была возобновлена после Гражданской войны и преодоления хозяйственной разрухи в сер. 20-х гг. В последующее десятилетие была освоена постройка лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров. Перед 2-й мировой войной 1939-45 в СССР было построено значительное количество торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок; после Великой Отечеств, войны 1941-45 - неск. больших (в ряде случаев насчитывающих мн. десятки судов) серий танкеров, лесовозов, грузовых судов ледового плавания, ср. и больших траулеров, плавучих рыбозаводов.Судостроит. з-дами (Балтийский з-д и Адмиралтейское объединение в Ленинграде, з-д "Красное Сормово" в Горьком, Черноморский з-д в Николаеве, Херсонский судостроит. з-д и др.) были созданы, а затем впервые строились крупными сериями суда смешанного плавания, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, скоростные речные и мор. суда на подводных крыльях и др. На сов. з-дах построены: первое в мире невоенное судно с атомной энергетич. установкой -ледокол "Ленин" (1959); крупнейшее н.-и. судно "Космонавт Юрий Гагарин" (1971), мощнейший атомный ледокол "Арктика" (1974). Ведётся постройка контейнерных судов и судов с горизонтальной погрузкой, больших танкеров и навалочников, добывающе-перерабатывающих промысловых судов для ведения промысла на больших глубинах и т. д. Нек-рые суда в СССР покупаются зарубежными судоходными компаниями и судовладельцами. В. С. Дорин.

Постройка судов в 197 0-7 5 (учтены суда валовой вместимостью более 100 peг. т)
Страна
Количество судов
Валовая вместимость, млн. peг. т
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1970   |  1971
1972
1973
1974
1975
Япония
1037
992
885
1080
1045
930
10,100
11,132
12,857
14,751
16,894
16,991
Швеция 
3 9
42
42
39
40
47
1,539
1,863
2,028
2,290
2,181
2,188
ФРГ 
184
178
148
134
128
164
1,317
1,968
1,389
1,926
2,142
2,499
Испания 
130
161
161
202
230
210
0,649
0,830
1,083
1,319
1,561
1,593
Великобритания
139
122
1 30
119
116
114
1,327
1,233
1,197
1,067
1,198
1,170
Франция 
131
70
60
56
54
59
0,859
1,086
1,030
1,170
1,046
1,150
Норвегия 
115
121
125
127
129
138
0,702
0,884
0,825
0,984
0,964
1,052
Нидерланды
101
107
112
123
127
143
0,632
0,572
0,750
0,852
0,942
1,028
Дания 
52
56
62
59
63
58
0,518
0,728
0,952
1,004
1,076
0,969
Италия 
48
66
58
51
54
41
0,546
0,872
0,902
0,837
0,953
0,792
Всего в мире
2814
2917
2776
2999
2949
2730
20,980
24,388
26,749
30,409
33,541
34,203
"СУДОСТРОЕНИЕ", ежемесячный научно-технич. и производств, журнал, орган Мин-ва судостроит. пром-сти СССР и научно-технич. об-ва су достроит, пром-сти им. акад. А. H. Крылова. Осн. в Петербурге в 1898 под назв. "Вестник Общества морских инженеров"; неоднократно переименовывался. С 1934 наз. "С.". Освещает вопросы проектирования судов, судовых устройств и оборудования, публикует обзоры состояния и перспектив развития осн. типов судов и направлений судостроения. Тираж (1975) 11,6 тыс. экз.

"СУДОСТРОЕНИЕ", центральное научно-технич. издательство в системе Гос. комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Ленинграде. Образовано в 1940 под назв. Судпромгиз, с 1934 существовало как гл. редакция судостроит. лит-ры Объединения научно-технич. изд-в (ОНТИ), в 1939-40 входило в состав изд-ва Оборонгиз. Выпускает науч., производств.-технич. и научно-популярную лит-ру по судостроению и судоремонту, судовому машиностроению и приборостроению. Среди книг, выпущенных издательством,- труды А. H. Крылова, В. Л. Поздюнина, Ю. А. Шиманского, В. В. Новожилова, П. Ф. Папковича, И. Г. Бубнова и др., серии книг по автоматизации проектирования судов, перспективам судостроения, освоению гидрокосмоса и др. "С." издаёт ежемесячный науч.-технич. и производств, журнал "Судостроение", научно-популярный и спортивный периодич. сборник "Катера и яхты". В 1974 объём издательской продукции составил (вместе с журналами ) 29 млн. печатных листов-оттисков.



Вернуться



© ChtoTakoe.ru      Разработка сайта VSD.ru